Исследователи пытались найти ответ на следующий вопрос: «При каких условиях задействуется механизм принципа дефицита?» Эксперимент, проведенный социальным психологом С.Уорчелом, позволил выделить эти условия.
Из двух предметов, предлагаемых на выбор, более высоко оценивается тот, который имеется в меньшем количестве.
Людям, выбиравшим продукты в магазине, предлагали взять шоколадное печенье из вазы, попробовать это печенье и оценить его качество. Одним покупателям протягивали вазу, содержащую десять печений; другим же предлагали взять образец товара из вазы, в которой лежало всего два печенья. Как и предполагали исследователи, когда печенье было одним из двух имевшихся в наличии, оно оценивалось покупателями выше, чем тогда, когда оно было одним из десяти. Кроме того, многие покупатели отмечали, что в будущем они, скорее всего, предпочли бы то печенье, которого было мало в вазе.