double arrow

ГЛОССАРИЙ.


русский казахский английский
Потепление Жылыну Arming
Глобальная проблема Әлемдік проблема A global problem
Численность населения Адамзат саны The population of
Факторы Фактор Factors
Бесконечный рост Шексыз өсу Infinite growth
Климатический фактор Климаттык фактор Climatic factor
Пища Азық-түлік Food
Задание на СРССообщение «Экологические проблемы нашего региона» или эссе «Можем ли мы спасти этот мир?»
 

Задание на СРСП Прочитайте текст

Берегите лес!

Выращивание лесов, их рациональное использование и своевременное восстановление являются одной из важных народнохозяйственных задач. Развитие лесного хозяйства осуществляется на основе научно обоснованного государственного планирования.

Охраняя лесные массивы, мы умножаем богатства страны. Лес – надежный друг и помощник человека. Он верно служит земледельцам, помогая сохранить влагу в почве, увеличивает плодородие полей, смягчает климат, украшает жизнь человека. Лесозащитные полосы преграждают путь сухим, жарким ветрам, сыпучим пескам.

Люди по-разному относятся к лесу: одни видят в нем топливо, другие – строительный материал, третьи – источник питания… Но не все, к сожалению, видят и чувствуют его красоту, берегут его богатства.

Лес не любит шума. Сюда человек приходит отдохнуть, подышать чистым воздухом, набраться сил и здоровья. Между тем многие отдыхающие приходят в лес с транзисторами, магнитофонами, громко поют, кричат…

Лес любит чистоту. Несмотря на постоянные предупреждения, люди иногда ломают деревья, кусты, жгут костры, оставляют кругом банки, бутылки, бумагу, полиэтиленовые пакеты.

Всем надо помнить: в случае небрежного и неправильного отношения к лесу высыхают деревья, исчезают ценные травы и цветы, из леса улетают птицы, уходят звери.

У нас много сделано для комплексного использования природных ресурсов. Однако встречаются еще случаи бесхозяйственного отношения к лесу. Приходится решительно бороться с подобными явлениями: истребление лесов несет огромные бедствия природе, а следовательно, и людям.

Лесоводы многое делают для умножения лесных богатств, они стараются при лесовосстановлении создавать такие леса, которые не уступали бы естественным. В нашей стране известен призыв: «Срубил дерево – посади два!» Лес должен расти и давать радость не только нам, но и будущим поколениям.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

циплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: Стилистические ошибки.   «Русский язык» № 148 Проблемы мегаполиса.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  
Прослушайте текст два раза, выполните тестовые задания.
Прочитайте текст.

Изучение проблемы возникновения и развития городов и расселения людей в них всегда интересовала ученых. Одной из немаловажных проблем в данной области исследования является проблема мегаполисов. Данная проблема определяет не только жизнедеятельность жителей данных населенных пунктов, но и развитие всего человечества. И важность этой проблемы еще не достаточно осознана. Согласно последним оценкам экспертов крупнейшего британского фонда охраны психического здоровья Mind, более 10 млн человек в мире страдают от различных фобий, причем жители мегаполисов – вдвое чаще, чем обитатели небольших населенных пунктов. Однако реальные масштабы бедствия могут оказаться более значительными, потому что многие тщательно скрывают свои страхи. Среди самых популярных фобий жителей мегаполиса можно выделить следующие: боязнь стать жертвой теракта, боязнь нападения хулиганов, боязнь техногенных катастроф (авария, крушение), боязнь природных катаклизмов (землетрясение, оползень, цунами), боязнь национальности (страх стать жертвой агрессии или нападения из-за "неправильной" национальности).

Жители мегаполисов более подвержены фобическим расстройствам. Причина этого может быть в том, что в городе больше раздражителей, способных стать объектом для фобии. Также ритм большого города располагает к развитию различных психических расстройств. Работа в мегаполисе требует большего профессионализма, быстроты реакции, налагает повышенную ответственность. Всего фобий несколько сотен. Однако классических фобий, за которых страдают жители больших городов, не очень много

¤Объясните значения выделенных слов.

¤Ответьте на вопросы:

1. Почему проблема мегаполисов так важна для развития всего человечества?

2. Какие группы фобий преследуют жителей мегаполиса?

3. Сколько человек, согласно оценкам экспертов крупнейшего британского фонда охраны психического здоровья Mind, страдают от различных фобий?

4. Почему число людей, подверженных фобиям, гораздо больше, чем учитывает статистика.

5. Почему жители мегаполисов больше других подвержены фобиям?

6. Какие еще проблемы встрчаются людям в городе?

Переведите текст на казахский язык.

Расскажите о своем родном городе (селе)  
Найдите в тексте не менее пяти отглагольных существительных и составьте с ними предложения.
Напишите мини-эссе на тему «Город и село: два мирововзрения». Используйте фразеологизм, с которым вы познакомились (при необходимости).

¤Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голубого моря.

1. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся светлыми островками среди зелено-голубого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономические показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

3. Сравним последние экономические показатели работы фабрики «Лайма» с показателями, которых достигало предприятие в предыдущие годы.

5. Три гостиницы возникнут на пересечении с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

6. На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до 16-й Парковой улицы.

6. На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до пересечения с 16-й Парковой.

7. Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.

7. Когда-то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

10. Коллектив Солнцевского отделения милиции является лучшим отделением милиции в районе.

10. Солнцевское отделение милиции - лучшее в районе.

¤Вспомните, какие стили речи разграничиваются в лингвистике, вставив вместо пропущенных слов названия стилей речи.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто ... (…),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них ... (…) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль... (…) –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – увидишь… (…).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль ... (…).

Назовите и устраните речевые ошибки в отрывке из оттиска.

Сибирь

Сибирь - край большой науки и обильная минерально-сырьевая база России. Сибирь занимает пространство от Урала и берегов Северного Ледовитого океана до Тихого океана и степей Казахстана.

Трудно перечислить богатства этого благодатного края. В его недрах есть все: уголь и железо, цветные и редкие металлы, нефть и газ. Еще в период Великой Отечественной войны в Сибири открылся филиал Академии наук СССР. Рядом с заводами, работавшими для победы, должны были работать большие коллективы ученых: физиков, химиков, математиков. В городе Новосибирске решено было организовать большой научный центр. И вскоре недалеко от Новосибирска возник большой научный городок. Физика, химия, биология, геология, медицина были задействованы в организованных здесь институтах. В этих научных центрах стали работать именитые ученые. А со временем здесь появился и огромный институт ядерной физики, а недалеко от него - Институт неорганической химии и десятки других научно-исследовательских институтов.

(Из газет.)

Прочитайте выразительно стихотворение  

***

Города – продолженье природы,

Перекрестки таинственных троп.

Под железобетонные своды

Мы пришли из пещер и чащоб.

И песок стал витриной зеркальной,

И руда стала балкой стальной,

Глина, вставшая вертикально,

Нам предстала кирпичной стеной.

Но от каменных великолепий,

От чудес, что построили мы,

Манят нас молчаливые степи

И далекие манят холмы, -

Там, где нет ни стекла, ни металла,

Где природа дика и горда,

Где стеною глина не стала

И рудою осталась руда, -

Все нас тянет в лесную прохладу,

В неуют, к родниковой воде,

Будто скрягу к отцовскому кладу,

Что зарыт был неведомо где.

Тесты для самоконтроля

122.Определите действительные причастия прошедшего времени.

a) Хранивший тайну, увядший венок.

b) Значащийся по списку, спеющие яблоки.

c) Запряженная лошадь, возмущенный отец.

d) Оконченный роман, освещенная улица.

123.Укажите предложение со страдательным причастием настоящего времени.

a) Из перин летел пух, уносимый ветром.

b) Непрекращающимся потоком шли немцы.

c) Я вспоминаю дороги Германии, заваленные повозками.

d) Мы видели перед собой горящие дома и развалины.

124.Укажите предложение с действительным причастием.

a) Над бушующим морем носились чайки.

b) Надежны рубежи, охраняемые пограничниками.

c) Бывало для забавы я писал, тревожимый младенческой мечтой.

d) Грядой волнистою туман встает меж зубчатых скал.

125. Укажите предложение с действительным причастием.

a) В саду виднелся замерзающий пруд.

b) К первой сводке, передаваемой по радио, сходились все.

c) Кусты сирени, посаженные отцом, сильно разрослись.

d) Вдали белели поля, занесенные снегом.

русский казахский английский
Здравоохранение Денсаулык сактау health
Большой город Үлкен кала Big city
В городских условиях Қала жағдайында urban environments
Жилая среда Турғын аумағы living environment
Индивидуальный образ жизни Жеке өмір сүру тәртібы individual lifestyle
Важная проблема Маңызды мәселе Important problem
Жители мегаполиса Мегаполис тұрғындары Residents of the city
Задание на СРС   Опишите картину с позиции эколога в разговорной форме. Используйте фразы возмущения, восклицания и обороты Как можно! Если бы не… Наверное, только… В действительности только такие меры…  
Задание на СРСП.Подготовьте по группам видеопрезентацию-дискуссию «Мегаполисы мира: благо или зло словременности»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 150 Природные катаклизмы. Цели языкового общения и факторы успешной комуникации.     Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  
Прослушайте текст два раза и ответьте на вопросы.  
  1. О каких стихийных бедствиях вы знаете?
  2. Каков ущерб, нанесенный землетрясениями и цунами, происшедшими в Японии?

3. Жители какой страны в большей степени срадают от землетрясений?

4. Какова динамика ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, в 2011 году, в сравнении с2011?

5. Какие выводы должно сделать человечество из последствий происшедших природных катклизмов?

6. Какие природные катаклизмы происходили на территории нашей страны?

Перескажите прослушанный текст.

¤Произнесите словосочетания с числительными:

ущерб в сумме $366 млрд., в 302 катастрофах, 29782 человека, в 70% случаях, 20493 человек, стоили $210 млрд., оценивается в $40 млрд., в 2010 она составила $123 млрд., унесло жизни 900 ее жителей, унес жизни 1430 человек,

¤Произнесите названия стран, правильно расставляя ударения:

Обрушившиеся на Японию, ядерную катастрофу на Фукусиме, напомнил о наводнении в Бразилии, землетрясении в Новой Зеландии и урагане Ирен на территории США, тропический шторм на Филиппинах.


Прочитайте текст, правильно произнося числительные.

Сейчас читают про: