Предприятие: сущность и основные характеристики

ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики. 1

6.2. Организационно-правовые формы предприятий. 4

Среди трех основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики: домохозяйства (население), фирмы (предприятия) и государство фирмам принадлежит особенно важная роль, так как именно предприятия создают экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. В предыдущих главах анализировалась та среда, в которой функционирует фирма, предметом анализа данной главы является само — фирма.

Хотя в точном значении слова между «фирмой» и «предприятием» имеются определенные различия (под предприятием понимается организация, которая занимается одним видом деятельности, выполняет определенные функции по производству товаров и услуг, а под фирмой — организация, которая осуществляет различные виды деятельности или представляет собой объединение предприятий), тем не менее понятия «фирма» и «предприятие» часто употребляются как синонимы.

В зарубежной литературе обычно употребляется понятие «фирма», в российском же законодательстве и экономической литературе употребляется термин «предприятие».

Предприятие: сущность и основные характеристики

Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия. Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд, земля, капитал), создает фирму (предприятие).

Предприятие — самостоятельная, хозяйственная единица, наделенная экономической и юридической самостоятельностью, создающая экономические блага в целях получения прибыли.

Признаками предприятия являются:

■ технико-производственная обособленность. Всякое предприятие — это технологически связанный между собой комплекс вещественных факторов производства и соответствующий коллектив работников, объединенных наличием частного разделения и кооперации труда;

■ наличие организационного единства, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдаются соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которые становятся существенными отличительными признаками предприятия;

■ экономическая обособленность, предполагающая: обособление кругооборота ресурсов, самоокупаемость и самофинансирование процесса воспроизводства, самостоятельность в принятии хозяйственных решений, экономическую ответственность, наличие специфического экономического интереса.

С юридической точки зрения фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, для которого характерно:

■ наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

■ самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом;

■ самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, что означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Важный признак фирмы — ее мобильность. Поскольку сама предпринимательская деятельность предполагает постоянный поиск нового, постольку и предприятие не может представлять собой раз навсегда данную, закостеневшую систему. Структурные и организационные изменения, усовершенствования, направленные на освоение новой продукции, повышение ее качества, снижение издержек производства — характерная черта эффективно функционирующей фирмы.

Хотя само определение предприятия содержит в себе характеристику цели его деятельности, следует отметить, что в конкретных рыночных условиях в качестве цели деятельности фирмы могут выступать: стремление выжить, предполагающее получение минимальной прибыли (или даже убытков), увеличение объема продаж и доли участия на рынке, повышение качества продукции и т.п. Например, некоторые японские фирмы определяют цели деятельности как стремление «...к производству продукции наивысшего качества при наимень­ших ценах посредством наиболее полного использования про­изводственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

Каждое коммерческое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:

■ по форме собственности: индивидуальное частное, акционерное, кооперативное, государственное, муниципальное и т.д.;

■ по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное. Так, в России в 2001г. действовало около 9,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала;

■ по роду предпринимательской деятельности — производственное, посредническое, финансовое, информационное, консультационное и т.п.;

■ по отраслевой принадлежности: промышленное, транспортное, банковское, торговое, научно-исследовательское и т.д.

Отраслевое распределение российских предприятий на 1 января 2002г. было таково (в тыс.):

промышленность —401,5

сельское хозяйство — 313,6

строительство —341,7

торговля и общественное питание — 1271

финансы, кредит, страхование — 60,2

■ по контролю: головное, дочернее, филиал, ассоциированное (входящее в объединение) предприятие;

■ по размеру: крупное, среднее, малое;

■ по организационно-правовой форме: единоличное предпринимательство или объединение предпринимателей (товари­щество, акционерное общество, кооператив).

Остановимся подробнее на двух последних характеристиках предприятия.

Классификация предприятий по размерам осуществляется обычно по численности занятых или по объему годового оборота.

По критерию численности работающих в разных странах по-разному определяют размер предприятия. Например, в США к малым относят предприятия, где число работников не превышает 500 человек; в Японии к малым относятся хозяйствующие субъекты с числом до 300 человек в промышленности, строительстве, на транспорте, до 100 человек — в оптовой торговле, до 50 человек — в розничной торговле; в Европе, как правило, малыми считают фирмы с числом работников до 200 человек и т.д.

В России малыми считаются предприятия, средняя численность работников которых не превышает 100 человек (промышленность, строительство, транспорт), 60 человек — в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек — в торговле.

Малые предприятия не являются особым видом предпринимательской деятельности. Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, оно может функционировать в любой сфере экономики, быть самостоятельным или входить в какое-либо объединение. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают новые рабочие места, способствуют быстрому освоению достиже­ний НТП, формируют конкурентную среду. Именно поэтому государства всех стран оказывают поддержку малому предпринимательству, предоставляя таким предприятиям налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-тех­ническую помощь.

В настоящее время малые предприятия занимают высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих; доля этих предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% ВВП.В странах ЕС доля работающих на малых и средних предприятиях составляет 72%, а их удельный вес в ВВП превышает 65%.

В России в 2002г. функционировало 882 тыс. малых предприятий, на которых работали 7,2 млн. человек, т.е. менее 10% всей численности работающих. Число малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30—50 жителей, то России необходимо 3,5—5 млн. малых предприятий.

Российское законодательство предусматривает целый ряд организационных, налоговых, кредитных льгот малым предприятиям. Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный Фонд поддержки малого предпринимательства.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться, так называемые, венчурные (от англ. эдвенчур — приключение, смелое предприятие) фирмы. Венчурные фирмы — это малые фирмы, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п. Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов».

Венчурные фирмы часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта. Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются другими компаниями, 20% разоряются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: