Эпоха раннее детство

ГОСы

Раздел

1. Проблема предмета психологии: исторический аспект и современное состояние проблемы.

Исторический аспект:

Психология – наука о душе.

Идея неразделимости души и тела (Аристотель «О душе») – основа для развития психологии.

Этапы развития психологии:

I этап – психология как наука о душе (более 2 тыс. лет назад)

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. В связи с развитием естественных наук)

III этап – психология как наука о поведении (XX в.). Задача – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть.

IV этап (современность) – психология, как наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а так же его поведение.

Вклад Античных ученых в познание души

Авторы Основные психологические идеи
Фалес Душа как активное начало
Анаксагор Роль телесной организации в проявлении психического
Гераклит Подобие индивидуальной души и мирового Логоса
Демокрит Детерминизм: все возникает по необходимости. Монистический материализм: объяснение психического из физического
Гиппократ Учение о темпераментах
Софисты (Горгий, Протагор) «Человек – мера всех вещей». Интерес к коммуникативным аспектам поведения человека
Сократ Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике. Майевтика
Платон Проблематика универсальных форм мышления. Диалогичность познания. Конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни
Аристотель Целевая детерминация развития человека. Функциональный подход к душе. Уровневая структура души
Стоики Способы совладания с жизненными кризисами
Эпикурейцы Категория случайности в психической жизни. Психотерапевтическая позиция в отношении страха
Алкемон Мозг – орган души
Гален Обнаружение роли нервной системы
Плотин Явление самосознания

Вклад ученых Средневековья и эпохи Возрождения в познание души

Авторы Основные достижения
Ориген Таксономия страстей души и психотехники их преодоления
Августин Аврелий Интроспекция
Авицена, Аверроис Открытие трудов Аристотеля для Средневекового мира. Обоснование индуктивного метода познания
Альгазен Исследование зрительной системы. Выведение психологического феномена зрения из структурных свойств зрительного аппарата
Реалисты/номеналисты Постановка проблемы индуктивного и дедуктивного способа познания
Фома Аквинский Структура души в соответствии с психическими функциями: ощущения, представления, понятия. Понимание рефлексии как продукта осознания явлений внешнего мира
Гуманисты Возврат к «сократическим» вопросам: место человека в мире, проблема личности
Леонардо да Винчи Классификация аффектов. Предпосылки создания психофизиологии двигательных актов

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Авторы Основные достижения
Ф.Бэкон Аналогия индуктивного метода познания. Классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»). Сознание как предмет психологии
Р.Декарт Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия. Рефлекторный принцип функционирования тела. Регуляторная функция психики. Мышление – центр психической жизни
Спиноза Психофизическая проблема: решение в духе единства. Классификация познавательных процессов. Классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим: удовольствие, неудовольствие, желание
Лейбниц Психофизическая проблема: решение в духе параллелизма. Введение проблематики неосознаваемого познания
Гоббс Психика как эпифеномен. Разработки понятия ассоциации
Рационалисты/эмпиристы Дедуктивный или индуктивный способ познания. Теория преобразования сенсорного опыта в понятия
Локк Разработка законов ассоциаций. Интроспективный метод

Вклад ученых XIX в. в психологию

Авторы Основные достижения
Гартли Механистический ассоцианизм: ассоциации – дубликаты нервных связей в мозге
Прохазка Различия чувствительных и двигательных нервных путей. Развитие учения о рефлексе. Карта головного мозга: локализация психических функций в определенных областях мозга
Д.С.Милль Ментальная химия: учение о несводимости сложных психических явлений к простейшим ощущениям
Фехнер Психофизика: установление соответствия между физическим стимулом и субъективным ощущением
Гельмгольц Принцип психологической причинности. Активность субъекта в акте восприятия
Лацарус, Штейнталь Психология народов: учет фактора культуры в формировании психических свойств
Дарвин Принцип биологического детерминизма. Принцип эволюции. Адаптивная функция психики

Психология как конгломерат различных представлений о своем предмете

Направление психологии Предмет Основные представители
Классическая психология сознания Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты В.Вундт, Ф.Брентано, Э.Б.Титченер, В.Джеймс
Психоанализ Неосознаваемые процессы З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг
Бихевиоризм Поведение Э.Л.Торндайк, И.Павлов, уотсон, Толмен, Скиннер, Бандура
Гештальт-психология Феноменальное поле Келер, Вертгеймер, Коффка, Левин
Культурно-исторический подход Психика, преобразованная культурой Дюркгейм, Леви-Брюль, Жане, Выготский
Деятельностный подход Субъект, включенный в деятельность Леонтьев, Рубинштейн
Гуманистическая психология Модель идеальной личности Маслоу, Роджерс, Франкл
Когнитивная психология Модели познавательных процессов Миллер, Брунер, Найссер

2. Психологическая характеристика детства и его эпох

Детская психология (наука о психическом развитии ребенка) зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIXв. (В.Прейер «Душа ребенка»)

Условия становления детской психологии – интенсивное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни => необходимость возникновения современной школы => необходимость изучения детства.

Возраст (Л.С.Выготский) – относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием (периоды развития и эпохи равны 1,3,5 годам).

Хронологический возраст не то же самое, что психологический возраст.

Хронологический возраст – координата отсчета, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становления его личности.

Предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Различные периодизации:

З.Фрейд

Стадии психического развития – стадии преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии.

Оральная стадия (0 – 1 год)

Анальная стадия (1 – 3 года)

Фаллическая стадия (3 – 5 лет)

Латентная стадия (5 – 12 лет)

Генитальная стадия (12 – 18 лет)

Э.Эриксон

Эпигенетическая теория развития личности

1. Доверие – недоверие (0 – 1 год)

2. Самостоятельность (автономия) – нерешительность (стыд и сомнения) (1 – 3 года)

3. Предприимчивость – чувство вины (4 – 5 лет)

4. Умелость – неполноценность (6 – 11 лет)

5. Идентификация личности – путаница ролей (12 – 18 лет)

6. Близость – одиночество (конец юности – начало среднего возраста)

7. Общечеловечность – самопоглощенность (зрелый возраст)

8. Целостность – безнадежность (старость)

С.Холл, К.Гетчинсон

С.Холл считал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).

К.Гетчинсон на основе теории рекапитуляции создал периодизацию, критерием в которой был способ добывания пищи (границы фаз не жесткие):

1. Стадия рытья и копания (0 – 5 лет)

2. стадия охоты и захвата (5 – 11 лет)

3. пастушеская стадия (8 – 12 лет)

4. земледельческая стадия (11 – 15 лет)

5. стадия промышленности и торговли (современного человека) (14 – 20 лет)

Ж.Пиаже

Критерий деления детства на периоды – переход от одного вида мышления к другому.

1. Сенсомоторный интеллект (0 – 2 года)

2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет)

3. Репрезентативный интеллект и формальные операции (12 – 14 лет)

Л.С.Выготский

Критерий возрастной периодизации – психические новообразования, характерные для каждого этапа развития.

Стабильные и критические периоды развития. При этом кризисы имеют определяющее значение.

1. Кризис новорожденности

2. Младенческий возраст (2мес – 1 год)

3. Кризис одного года

4. Раннее детство (1 – 3 года)

5. Кризис трех лет

6. Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

7. Кризис семи лет

8. Школьный возраст (8 – 12 лет)

9. Кризис 13 лет

10. Пубертатный возраст (14 – 17 лет)

11. Кризис 17 лет.

А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин

В основе возрастной периодизации – ведущие деятельности, определяющие развитие психических новообразований на конкретном этапе развития.

1. Младенчество (0 – 1 год)

2. Раннее детство (1 – 3 года)

3. Младший и средний дошкольный возраст (3 – 4 – 5 лет)

4. Старший дошкольный возраст (4-5 – 6-7 лет)

5. Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет)

6. Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет)

7. Ранний юношеский возраст (13-14 – 16-17 лет).

3. Проблема бессознательного в психологии. Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы

Психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания (монадология Лейбница).

Именно в учении З.Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования.

Главную роль в психической жизни человека играют не ощущения (формы восприятия), а мотивы, которые преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни человека.

Через «сбои» (психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки) в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного. Так же помочь проникнуть в бессознательное могут помочь методы гипноза и свободных ассоциаций.

Трехкомпонентная модель психики (З.Фрейд)

Оно (Ид) Я (Эго) Сверх-Я (Супер Эго)

2 базовые психич. энергии

Эрос (экспансивные) Танатос (разрушительные)

Эти энергии стараются реализовать себя невзирая на внешние обстоятельства.

Оно рождается вместе с ребенком, подчиняется принципу удовольствия, эгоистично.

Оно => Я <= Сверх-Я

Адаптация (принцип реальности) с помощью механизмов психологической защиты.

А.Адлер

В целом принимает модель З.Фрейда, при этом заменяет крайне абстрактные движущие силы психики (Эрос и Танатос) на более конкретные: потребность в общености и потребность во власти и превосходстве.

Центральное понятие Адлера – компенсация, комплекс неполноценности, сверхкомпенсация.

К.Г.Юнг

Наряду с личным бессознательным постулирует существование коллективного бессознательного. В нем в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы являются наследственными и универальными для всего человечества.

Ю.Б.Гиппенрейтер

Все неосознаваемые психические процессы разделяла на 3 класса:

- неосознаваемые механизмы сознательных действий;

- неосознаваемые побудители сознательных действий;

- «надсознательные» процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

а) Неосознаваемые автоматизмы действия или акты, которые совершаются без участия сознания, «сами собой». «Механическая работа», состояние отсутствия сознательного контроля, «свободная голова».

Двоякая природа этих процессов – одни процессы никогда не осознавались, другие – сначала осознавались, затем перестали.

В процессе освобождения от сознательного контроля человек не совсем понимает, что делает – поле сознания неоднородно (фокус сознания, периферия, граница).

б) Неосознаваемые установки (Д.Н.Узнадзе)

Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.

Навык – во время осуществления действия;

Установка – в период, предшествующий осуществлению действия.

Виды установки:

- моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия;

- умственная установка – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов;

- перцептивная установка – готовность воспринимать что-либо;

Значение установки – она обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия.

«Ошибка установки» - выполнение заранее спланированного действия при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя.

в) Неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека (покачивание ногой в такт музыке и т.д.).

Эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь.

Они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека (сопряженная моторная методика А.Р.Лурия, основанная на ассоциативном тесте К.Г.Юнга, выступления В.Мессинга).

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Феномены, замеченные Фрейдом при гипнозе:

- неосознаваемость причин совершаемых действий

- абсолютная действенность этих причин

- стремление подыскать объяснение своему действию

- возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причинности действий.

Надсознательные процессы

Предсознание – скрытые, латентные знания. Человек ими располагает, но в данный момент они вне поля сознания.

4. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания. Культурные технологии опосредования памяти и мнемотехники.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Запоминание – это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти.

Произвольное запоминание – является специальным действием, конкретной задачей которого – запомнить информацию точно, на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения и узнавания.

Непроизвольное запоминание – человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Запоминание осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения мнемотехник.

Закономерности непроизвольного запоминания:

- НЗ оказывается более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия (или находится в сфере значимых устойчивых мотивов);

- Важную роль играет специфика решаемой задачи;

- Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубинной отработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию;

- наличие сильных и значимых физических раздражителей (звук, цвет и т.д.);

- то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность запоминается лучше;

- раздражители, наиболее значимые для индивида;

- раздражители, имеющие особую эмоциональную нагрузку.

Закономерности произвольного запоминания (появляется примерно к периоду школьного обучения):

- осознание смысла и значимости запоминаемого материала;

- выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

- выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в наглядном виде;

- содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленность субъекта запоминания;

- эмоционально-эстетическая насыщенность материала;

- использование материала в профессиональной деятельности субъекта;

- установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

- если материал является средством для достижения цели.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехники – вспомогательные искусственные ассоциации, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе.

Методика двойной стимуляции (слова+карточки)

Параллелограмм развития

Параллелограмм развития — единая закономерность происхождения и развития высших форм поведения человека, суть которой в переходе непосредственных способов поведения сначала к внешне опосредствованным с помощью символов-знаков, а затем к внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного развития формам. Идея опосредствования высших психических функций, являясь центральной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, была детально проанализирована А.Н. Леонтьевым на примере психологии запоминания. В его исследовании график развития двух линий запоминания — непосредственного и опосредствованного (с помощью картинок) в онтогенезе предстал в виде параллелограмма, что и дало название закону. А.Н. Леонтьев показал, что память современного человека является продуктом культурно-исторического развития и идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков к запоминанию внутренне опосредствованному, т. е. осуществляется превращение процессов интерпсихических (распределенных между людьми) в интрапсихические (ставшие достоянием индивида). Спустя более полувека сходные результаты по поводу П. р. были получены американским психологом М. Коулом при изучении генезиса мышления в африканской и американской культурах.

5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.

Индивид – отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие личности и психики индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера, в темпераменте, в специфике интересов, качества перцептивных процессов.

Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.

Предпосылкой формирования индивидуальности является, в первую очередь, среда, где растет индивид, ассоциации, накопленные им в детстве, воспоминания, особенности строения семьи и обращения с ребенком.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

В психологии индивидуальность употребляется в 2х смыслах:

- как описание индивидуально-психологических различий (и-ть как своеобразие психологических свойств человека);

- как иерархическая организация психологических свойств человека (и-ть как высший уровень этой организации по отношению к индивидуальному и личностному).

Личность – это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в котором воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой неповторимый жизненный путь в определенном социокультурном пространстве.

Уровни функционирования личности:

 
 
 


1.Ядро – совокупность мотивационных структур, которые задают направления движения личности.

2.Переферия личности – определение конкретных способов реализации мотивационного ядра (личностные смыслы, черты, система конструктов, социальные роли, личностная история).

3.Уровень индивидуальных предпосылок существования личности (пол, возраст, структура нервной системы и т.п.) – не информативен в отношении личности, но определяет особенности взаимодействия личности с миром и самим собой.

Структура индивидуальности

Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по следующим признакам:

1. Субординационному (иерархическому) – более сложные и общие психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства;

2. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допуская ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительная автономия каждого из них;

Основные блоки, которые можно выделить в этой структуре:

- Индивидуально-психологические особенности человека – к ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности и характер, определяющий устойчивую сторону личности.

- Общие и специальные способности человека, имеющие природную основу в свойствах нервной системы и задатках.

- Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.

- Направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений.

- Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.

6. Культурно-исторический подход к развитию психики (Л.С.Выготский). Понятие высших психических функций. Их специфика, структура, развитие.

Впервые вопросы социальности психики ставились:

- Э.Дюркгейм (французская социологическая школа) ввел понятие «социальный факт», «коллективное представление». Иллюстрировал понятия «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет семьи вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

- Л.Леви-Брюль на основе этнографического материала развил тезис об особом типе «первобытного мышления». Причина первобытного мышления – в определяющей роли коллективных представлений, бытующих в обществе.

- Пьер Жане – внешние отношения между людьми постепенно преобразуют строение индивидуальной психики.

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт Л.С.Выготским. Он разработал учение о высших психических функциях.

Существует 2 линии развития психики:

- натуральная => Низшие ПФ (непроизвольная память, внимание и т.п.) Ребенок ими не управляет, и они являются зачатками ВПФ.

- культурно-опосредованная => ВПФ

НПФ -> ВПФ через овладение особыми идеальными орудиями психики – знаками. Это овладение носит культурный характер (т.е. передается от носителей культуры – родителей).

Усвоение системы знаков необходимо для осуществления какой-либо психологической операции, для овладения такими вспомогательными средствами поведения, созданными человеком в процессе развития, как язык, письмо, счет и т.д.

Роль знаковых систем в становлении психики человека принципиальна – она определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Культурные орудия не просто помогают более эффективно решать поставленные задачи, они качественно преобразуют психические функции, изменяют саму их структуру (пример из учебника Нурковой про дикаря и коров, стр.73).

Типы знаков:

- знаки – напоминания (узелки на память)

- знаки, имеющие одно значение для всех членов общества (пиктографическое письмо)

- абстрактные знаки (по внешнему виду нельзя сказать о содержании – символическое письмо)

Освоение ребенком знаковой системы:

- ребенок не осваивает знаки самостоятельно

- взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сам «овладевает» психикой ребенка (показывает на что-то яркое, интересное)

- затем ребенок сам регулирует свои ПФ с помощью тех средств, которые к нему применял взрослый

- интериоризация (вращивание) – превращение внешнего средства во внутреннее

=>ПФ из натуральных становятся высшими – ОПОСРЕДОВАННЫМИ знаковыми системами, СОЦИАЛЬНЫМИ по происхождению, СИСТЕМНЫМИ по строению и ПРОИЗВОЛЬНЫМИ по способу регуляции.

Преимущества ВПФ:

- психика из реактивной становится активной, преобразующей мир;

- возможен контроль над психическими процессами и поведением.

7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.

Личность как иерархия мотивов (деятельностный подход А.Н.Леонтьева)

Деятельностный подход рассматривает личность как открытую систему, он не предполагает оценочной интерпретации природы человека.

Деятельность – основание для формирования и изменения личности («личность – это производное от деятельности»).

=>для понимания структуры личности следует смотреть на нее сквозь призму структуры деятельности, в которую включен человек.

Т.к. любая деятельность детерминирована своим мотивом, то основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов ее деятельности.

Личность – это и есть иерархия мотивов => для описания личности критически важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении того или иного человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что мотивом, и является ли этот мотив сознательным или нет.

Возникновение личности в онтогенезе:

Личность – поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека – личностью не рождаются, личностью становятся.

Когда начинает складываться личность? Конкретный момент в психике, когда два мотива – социальный и биологический – стали обнаруживать иерархическую зависимость и социальный мотив впервые подчинил себе биологический (эксперимент с ребенком и далеко лежащей конфетой, феномен «горькой конфеты» у старших дошкольников).

Второе рождение личности – подростковый возраст. Человек становится способным к осознанию личной иерархии мотивов.

До этого об иерархии мотивов свидетельствовали эмоции. Теперь человек способен к рефлексии, свободе выбора действий в соответствии со своими мотивами, свободе осознанно перестраивать иерархию мотивов.

Личность определяется природой порождающих ее социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности.

Вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности, но при этом, сама личность не остается неизменной, она развивается в процессе деятельности.

Принцип единства психики и деятельности.

3 структурных единицы деятельности:

1. Деятельность – Мотив (для чего?)

2. Действие – Цель (что он делает?)

3. Операция – Конкретные условия протекания (как выполняется действие?)

В реальности каждой деятельности обычно соответствует несколько мотивов – полимотивированность деятельности.

Цель – осознаваемый образ потребностного будущего, для достижения которого требуется осуществление действия, в свою очередь включающее в себя ряд операций.

«Сдвиг мотива на цель» - структурные единицы деятельности подвижны: действие может перерасти в деятельность.

Деятельность можно различать по направленности:

- на объект внешнего мира;

- на другого человека;

- на самого себя.

По предмету:

- игровая;

- учебная;

- трудовая и т.д.

Ведущая деятельность – та, которая соответствует более значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в значимой личностной ситуации.

Другие теории личности.

1) Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт – наличие конфликта является бременем человека, в течение всей собственной жизни пытающегося разрешить заданные ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.

Классический психоанализ – конфликт неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики развития личности. (Так же и в любой психодинамической концепции)

2) Гомеостатические теории с ориентацией на согласие – придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером здесь являются теории, рассматривающие личность как систему, создающую психическую модель изменяющегося внешнего мира с целью более эффективной адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).

3) Гетеростатические теории с ориентацией на конфликт – личность не стремится к снятию напряжения между собой и миром, а наоборот, наращивает его. Именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Такие теории возлагают ответственность за проект собственного развития и его исход исключительно на самого человека (деятельностный подход, культурно-исторический).

4) Гетеростатические теории с ориентацией на согласие – признают в качестве основания личности одну силу, которая стремясь к максимальному развитию, усложняет и совершенствует личность. Однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь (Роджерс, Маслоу, Олпорт)

5) Факторные модели личности, основанные на статистическом подходе (Кеттел, Айзенк).

8. Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятия и критерии.

Появление гуманистической психологии – 1960е годы.

Представители: А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.

Течение направлено на изучение психологически здоровый, зрелых, творческих представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру.

Основные принципы гуманистической психологии:

- Убежденность в целостном характере природы человека (человек не результирующая разнонаправленных сил, как в бихевиоризме или психоанализе);

- Подчеркивание роли сознательного опыта;

- Априорное признание свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека.

Гуманисты отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

А.Маслоу изучал и описывал людей, добившихся, по его мнению, наивысшей степени раскрытия своих потенциальных способностей, имеющих достижения, адекватные природе человека – «самоактуализирующаяся личность».

Самоактуализация – полное использование и раскрытие талантов человека.

Маслоу предполагал, что в каждом человеке заложена способность к самоактуализации, которая как правило начинает функционировать, когда удовлетворены потребности более низкого порядка (пирамида Маслоу).

При самоактуализации личность переживает «высшее переживание», за которым стоит реализация бытийных ценностей (стремление к красоте, истине, добру и т.д.).

К.Роджерс – автор концепции клиент-центрированной терапии.

Разделял позицию А.Маслоу относительно самоактуализации, считая причиной неврозов расхождение между «Я-идеальным» и «Я-реальным».

Суть метода терапии:

- сформировать у человека новый, более адекватный образ себя;

- сделать более реалистичным, соответствующим возможностям человека представление об идеале.

Психическое здоровье по Роджерсу – это не только отсутствие болезни, но и позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам, высокой творческой активностью.

В.Франкл

В его концепции сущность личности выступает несколько иначе. Его подход называется логотерапией (logos – смысл).

Основная движущая сила личности – не потребность в самоактуализации, а потребность выйти за пределы своей ограниченности, самотрансцендироваться. Это стремление человека может называться волей к смыслу.

Особо внимание Франкл уделял ситуации смыслоутраты (экзистенциального вакуума) и поиску смысла в безнадежных ситуациях. «Страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на 1й план изучение важных проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы человека и сущности человеческой жизни.

Акцент гуманистической психологии на уникальность каждой личности сделал затруднительной возможность реализации традиционных исследовательских процедур.

Критерии психического здоровья:

Психическое здоровье определяется с учетом наличия индивидуальных ресурсов и возможностей человека, его способности к адаптации и развитию, самореализации и совершенствованию.

- Целостность

- Сознательность

- Наличие собственной жизненной позиции

- Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала

- Духовность, свобода, ответственность

- Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего «Я»

- Важность Другого (эмпатическое понимание и принятие другого человека)

- Самотворчество (возможность реально стать хозяином собственной жизни, способность развиваться, изменяться).

9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.

1) принцип изучения психики, в основу к-рого положена разработанная Фихте, Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики);

2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).

При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом (см. филогенез), историческом (см. социогенез), онтогенетическом (см. онтогенез) и функциональном развитии. Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте Д. п. выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Д. п. выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.) + вопрос № 7

Модель психического здоровья в деятельностном подходе

В России разработкой этого вопроса занимались Дубровина, Братусь, Слободчикова, Шувалова, Калитиевская, Ильичевская, Хухлаева.

Идея разрабатывалась в русле гуманистических традиций, а так же на основе взглядов А.Н.Леонтьева – целостный подход к изучению человека, выделение личностного «духовного» как особого измерения.

И.В.Дубровина

Психологическое здоровье – понятие, характеризующее личность в целом и отражающее высшие проявления человеческого духа.

(А.Н.Леонтьев – разделение «личностного» и «психологического»)

Б.С.Братусь – многоуровневость психического:

- личностно – смысловой;

- индивидуально – психологический;

- психофизиологический.

Высший уровень в структуре личности – личностно-смысловой, он так же регулирует более низкие уровни.

Каждый из выделенных уровней характеризуется различными проявлениями, механизмами адаптации, регуляции личностью ее отношений с миром => можно говорить о психическом здоровье или нездоровье на каждом уровне.

Е.Л.Калитиевская описывает следующие уровни регуляции:

1.Уровень психофизиологической регуляции – личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.

2.Уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной системы, конкретного социума.

3.Уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношениям с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации.

Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода искать!!!!

10. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничесния

С.Л. Рубинштейн: Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Специфика человека как системы с рефлексией при проведении исследования предъявляет определенные требования и накладывает ряд ограничений на исследователя:

1. Активность испытуемого во время исследования (мотив экспертизы, намеренное сопротивление, изучение испытуемым экспериментатора и т.п.).

2. Невозможность выносить суждения о свойствах и закономерностях человеческой психики «раз и навсегда», т.к. человек меняется в рамках индивидуальных характеристик, а так же все человечество меняется под воздействием культурно-исторической ситуации.

3. Психику нельзя наблюдать непосредственно => психологическое исследование носит реконструктивный характер.

Классификация методов:

1. По критерию непосредственности – опосредованности изучения психики субъекта методы можно разделить на прямые (интроспекция – непосредственное восприятие психических явлений) и косвенные.

2. В аспекте динамики исследуемого процесса методы можно разделить на поперечно-срезовые (параллелограмм развития, чел-к подвергается исследованию однократно) и лонгитюдные (исследования Лурия Шеришевского).

3. По степени генерализации результатов исследования методы можно разделить на методы широкой (анкетирование выборки испытуемых, представляющих структуру общества в целом) и узкой (описание одного случая) репрезентации.

4. Способ включенности испытуемого в процесс исследования позволяет выделить интерактивные методы (клиническая беседа, глубинное интервью, психотерапевтическая сессия) и методы, где материалом психологического исследования становятся артефакты психической жизни субъекта (метод анализа продуктов деятельности, биографический метод, рисуночные тесты, методы моделирования).

5. По степени формализуемости процедуры исследования и, следовательно, возможности точного воспроизведения эксперимента и повторяемости результатов можно говорить об алгоритмизированных формальных методах (тесты-опросники, методика сбережения Г.Эббингауза) и неформальных методах, предполагающих вариативность взаимодействия испытуемого и исследователя (психотехнические методики, психоанализ и т.д.).

6. По способу обработки полученных данных – количественный (статистическая обработка) и качественный анализ.

7. Классификация по критерию интервентности (вмешательства): 1) наблюдение, 2) корреляционное исследование, 3) эксперимент.

Общая характеристика методов и ограничения:

1. Научное наблюдение – это целенаправленная и преднамеренная фиксация поведения и суждений.

Важны требования:

- объективность – возможность повторения и контроля;

- однозначность кодов информации

Наблюдение бывает:

- открытое – испытуемый знает о наблюдении;

- скрытое – испытуемый не знает о наблюдении;

- лабораторное;

- естественное;

- однократное;

- периодическое;

- включенное – исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым;

- стороннее;

- самонаблюдение, но не интроспекция, а наблюдение за собой, как за другим;

- метанаблюдение – наблюдение за наблюдением

«Эффект наблюдателя» порой оказывает серьезное влияние на результаты наблюдения.

Познавательная ценность данного метода велика, однако с его помощью можно решить лишь задачу описания того или иного явления (нельзя объяснять, прогнозировать и контролировать)

2. Корреляционное исследование – это определение при помощи статистических приемов вероятности того, что две интересующие исследователя величины изменяются согласованно.

Показатель меры и направления данной вероятности – коэффициент корреляции (от -1 до +1).

Продуктивность КИ заключается в возможности не только описания, но и предсказания явлений.

Обнаружение корреляционной связи не позволяет делать предположений о причинно-следственных отношениях. Игнорирование этого факта часто приводит к приписыванию ошибочной причинности.

3. Экспериментальный метод наиболее полно охватывает все задачи научного познания.

Эксперимент – это научный метод, предполагающий акт вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимой переменной (величина, которую исследователь может менять в рамках исследовательской процедуры) на зависимую (величина, которая согласно гипотезе, подвержена влиянию этих изменений).

Эксперимент – формальное испытание с целью проверки гипотезы в контролируемых условиях.

Стадии эксперимента:

1).Формирование группы испытуемых, которые подобны во всем, кроме меняющегося условия

2).Варьирование условия, влияющего на поведение в экспериментальных группах. При этом, в контрольной группе условие должно остаться без изменений.

3).Фиксирование и сравнение изменений поведений в экспериментальной и контрольной группах.

Ограничения:

- риск влияния ожиданий экспериментатора и испытуемых;

- эффект плацебо – для избежания используют процедуру двойного слепого эксперимента.

Виды экспериментов:

- естественный

- полевой

- лабораторный

- констатирующий – выявляющий уже сложившиеся структуры

- формирующий – предполагающий целенаправленное воздействие на испытуемого с целью формирования определенного навыка

- тест (частный случай) – стандартизированное психологическое испытание в результате которого дается оценка свойств того или иного психического процесса или особенностей личности (бывают индивидуальными, групповыми, вербальными, действенными, проективными).

Моделирование так же важный экспериментальный метод в психологии.

Модель – овеществленная психологическая концепция или понятие.

Все эти методы в научной практике неразрывны. Наблюдение инициирует эксперимент и предшествует ему. Наблюдение включается в эксперимент в качестве составляющей части.

Ряд методов занимает промежуточное положение – клиническая беседа, психотехнические методы, психотерапевтические методы.

11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании.

Составляющие процесса мышления:

Явления мышления: процессы планирования, принятия решений, понимания, постановки проблем, решения задач, прогнозирования, оценки, объяснения, воображения.

Мыслительные процессы:

- сравнение – выявление тождества между вещами;

- анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

- синтез – операция, позволяющая переходить от частей к целому;

- абстракция – операция, основанная на выделении существенных (для конкретной ситуации или задачи) свойств и связей объекта при отвлечении от несущественных;

- обобщение – объединение объектов на основе существенных свойств (наиболее значимый результат обобщения – формирование понятий).

Функции мышления:

Основная функция – переход от незнания к новому знанию (открытие свойств и закономерностей, выработка новых способов и правил поведения, создание объектов).

Человек мыслит, чтобы понять окружающий мир и себя в этом мире, а так же использовать эти знания о мире и о себе для изменения окружающей среды и управления собственным поведением.

Психологов особенно интересует функциональный аспект мышления.

Мышление необходимо для решения задач => большинство исследований посвящено тем формам мышления, которые проявляются в процессах решения задач. При этом анализируются факторы, помогающие или препятствующие решению (объектные и субъектные факторы).

Задача – это цель, данная в определенных условиях (А.Н.Леонтьев)

Это широкое определение, подходящее к любым задачам (двигательным, перцептивным, мнемическим и т.п.), требует существенного уточнения, когда речь идет о мыслительных задачах.

Цель в отношении мыслительных задач – предвосхищаемый субъектом результат будущего действия (А.Н.Леонтьев).

Ее роль состоит в регуляции хода выполнения действия и при необходимости его корректировки.

Цель может меняться по ходу развертывания процессов мышления.

В ходе мышления одновременно реализуется цель, и порождается новая, которая становится регулятором следующего шага процесса решения.

Субъект, включенный в мыслительную деятельность в каждый момент времени предвосхищает не конечный результат решения, а лишь некоторые свойства этого результата.

Формирование понимания требований задач:

- цель сформулирована извне;

- цель сформулирована самостоятельно.

Основное условие, обеспечивающее развертывание процесса решения задачи – акт принятия задачи, т.е. связывание задачи с уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой.

Факторы, влияющие на успешность решения задач:

- верное истолкование цели – отсутствие, невключение дополнительных ограничений, которые снижают уровни возможности движения в верном направлении;

- формулировка условий задачи – механизм фрейминга (Д.Канеман) – процесс акцентирования различных составляющих условий задачи в зависимости от общей цели.

Залог принятия взвешенного решения – максимально широкая постановка условий и постоянный контроль.

- эффективность решения зависит от типа цели (объяснение, предсказание)

- предыдущий опыт;

- готовность к пониманию сути подсказки;

- последовательность решения задачи;

- способ формулирования условий и цели, в своем единстве обнаруживающих психологическую структуру задачи.

12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Э.Торндайк, Дж.Уотсон)

Бихевиоризм – это направление в психологии, которое в начале XX века заявило, что только внешнее, наблюдаемое и объективно регистрируемое поведение должно рассматриваться как предмет настоящей науки, отвергнув как сознание, так и бессознательное, в качестве предмета психологии.

Истоки бихевиоризма – в исследованиях психики животных.

Основные ученые – Э.Торндайк, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Р.Газри, Б.Ф.Скиннер, Э.Ч.Толмен.

Э. Торндайк сформулировал 2 основных закона научения:

1. Закон упражнения – чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются;

2. Закон эффекта – указывает на роль «наград» и «наказаний» в формировании или разрушении различных форм поведения. (Награды более эффективные регуляторы, чем наказания).

Учение Павлова об условных рефлексах и теория сочетательного рефлекса Бехтерева оказали значительное влияние на бихевиоризм.

Отец бихевиоризма – Д.Уотсон – манифест «Психология глазами бихевиориста» 1913г.

Задача психологии (по Уотсону) – изучение поведения живых существ, адаптирующихся в физической или социальной среде.

Предназначение психологии – создание средств для контроля за поведением.

Основные механизмы поведения – связь между стимулом и реакцией (S->R).

То, что раньше называлось сознанием, по мнению Уотсона, является поведением, только внутренним, возникающим из внешнего.

Внутреннее поведение отличается от внешнего тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (мышление – это речь минус звук).

Уотсон считал, что правильное воспитание (т.е. подбор полезных сочетаний стимулов и реакций), может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути (маленький Альберт, генерализация).

Последователи Уотсона смягчили его концепцию.

Э.Р.Газри ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции.

Б.Ф.Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения.

Подкрепление – это необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо.

Все формы психической жизни человека (внимание, память, мышление) – оперантное научение.

Подкрепление в данном случае – усиление действия воспринимаемого объекта на организм.

Непрерывное подкрепление – за каждой реакцией наказание или награда;

Частичное подкрепление – подкрепляется только одна из нескольких реакций;

Символическое подкрепление – деньги. Социум – система символических подкреплений.

Необихевиоризм

Э.Ч.Толмен пришел к выводу о необходимости введения промежуточных переменных для объяснения факта отсутствия взаимно однозначного соответствия между воздействующим на субъекта стимулом и наблюдаемыми формами поведения (S-O-R).

В качестве промежуточных переменных Толмен предлагал рассматривать намерения, ожидания, знания.

Поведение трактовалось как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных, наследственности и возраста.

Когнитивная карта – целостная структура представления мира.

Сейчас идеи бихевиоризма по прежнему распространены (теория соц. Научения А.Бандуры).

13. Теория личности К.Левина в гештальт-психологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребности.

Теория К.Левина сложилась под влиянием точных наук.

Теорию личности он назвал «теорией психологического поля».

Основные положения концепции изложены в работах «Динамическая теория личности», «Принципы топологической психологии». Для объяснения он использовал понятия из топологии – науки о пространственных отношениях между объектами, а так же математики и физики.

Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

2 вида потребностей:

- биологические;

- социальные (квазипотребности).

Поведение человека в психологическом поле под влиянием потребностей является одновременно функцией личности и психологического поля.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом, те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией («коммуникация заряженных систем»).

Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или напряжением потребности.

В экспериментах доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, состояние напряжения может вызывать агрессию или тревогу. Исследовалась связь интеллектуального уровня человека и его способности замещения одного действия другим (УО люди не способны к замещению).

Не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка могут определять его деятельность.

Наличие идеальных мотивов поведения дает человеку возможность преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем» - волевое поведение.

Полевое поведение возникает непосредственно под влиянием сиюминутного ощущения.

Появление временной перспективы позволяет людям преодолеть давление окружающего поля, что важно в случае выбора.

Жизненное пространство – психологическая реальность, которая включает потенциальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека.

Поведение личности – функция жизненного пространства.

Основная задача – выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.

Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны – взаимно влияют друг на друга.

14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

Психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания (монадология Лейбница).

Именно в учении З.Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования.

Главную роль в психической жизни человека играют не ощущения (формы восприятия), а мотивы, которые преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни человека.

Через «сбои» (психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки) в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного. Так же помочь проникнуть в бессознательное могут помочь методы гипноза и свободных ассоциаций.

Трехкомпонентная модель психики (З.Фрейд)

Оно (Ид) Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго)

2 базовые психич. энергии

Эрос (экспансивные) Танатос (разрушительные)

Эти энергии стараются реализовать себя невзирая на внешние обстоятельства.

Оно рождается вместе с ребенком, подчиняется принципу удовольствия, эгоистично.

Оно => Я <= Сверх-Я

Адаптация (принцип реальности) с помощью механизмов психологической защиты.

А.Адлер

В целом принимает модель З.Фрейда, при этом заменяет крайне абстрактные движущие силы психики (Эрос и Танатос) на более конкретные: потребность в общености и потребность во власти и превосходстве.

Центральное понятие Адлера – компенсация, комплекс неполноценности, сверхкомпенсация.

К.Г.Юнг

Наряду с личным бессознательным постулирует существование коллективного бессознательного. В нем в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы являются наследственными и универальными для всего человечества.

Психоаналитические методы:

1. Конфронтация – пациенту необходимо показать, что он избегает чего-то, он должен различать тот психический феномен, который является предметом анализа.

2. Прояснение – помещение значимых деталей в четкий фокус;

3. Интерпретация – преобразование неосознанных деталей в осознанные, при этом аналитик использует свое собственное бессознательное, эмпатию, интуицию наряду с теоретическими знаниями;

4. Тщательная проработка – комплекс процедур и процессов, которые имеют место после инсайта. Это психоаналитическая работа, открывающая путь от инсайта к изменению, требующая большого количества времени для преодоления сопротивления, препятствующего тому, чтобы понимание привело к изменению и для создания прочных структурных изменений;

5. Метод свободных ассоциаций – для проникновения в бессознательное;

6. Анализ переноса на аналитика детских чувств.

15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность. Действие. Операция. Детерминация психического (Леонтьев, Рубинштейн).

Предмет исследований: субъект, включенный в деятельность.

Представители: А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн

Принцип единства сознания и деятельности: Сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой, так и результатом (образы, состояния, навыки) деятельности.

Этот принцип позволил выделить деятельность как:

- самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека);

- как объяснительный принцип.

Деятельность (в отличие от реакции) – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

В деятельностном подходе был впервые поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности до принципа единства психики и деятельности. При этом деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции.

Деятельность определяется мотивом (для чего действует человек)

Действие определяется целью (что он делает)

Операция определяется конкретными условиями ее протекания (как он это делает).

В реальности каждой деятельности обычно соответствует несколько мотивов, поэтому говорят о полимотивированности практически любого действия.

Цель – осознаваемый образ потребностного будущего, для достижения которого требуется осуществление действия, в свою очередь включающее в себя ряд операций.

«Сдвиг мотива на цель» - структурные единицы деятельности подвижны: действие может перерасти в деятельность.

Деятельность можно различать по направленности:

- на объект внешнего мира;

- на другого человека;

- на самого себя.

По предмету:

- игровая;

- учебная;

- трудовая и т.д.

Ведущая деятельность – та, которая соответствует более значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в значимой личностной ситуации (Д.Б.Эльконин).

Именно анализ ведущей деятельности является наиболее важным для понимания сущности данного человека: в ведущей деятельности в первую очередь формируются и проявляются главные особенности его личности.

Детерминация психического

Детерминация психики – факторы или условия, влияющие на развитие психики.

А.Н.Леонтьев указывает 4 традиционные позиции, которые по-разному фиксируют момент перехода от непсихической формы отражения к психической: панпсихизм (всеобщая одухотворенность природы, Гераклит, Анаксагор), биопсихизм (только живая материя обладает психикой, В.Вундт), нейропсихизм (наличие психики только у организмов, имеющих нервную систему, Ч.Дарвин), антропопсихизм (только человек обладает психикой, Р.Декарт).

Ни одна из этих точек зрения не может быть признана полностью удовлетворительной в условиях современной науки, т.к. не объясняет причин и функций возникновения психики как особой формы взаимодействия с действительностью.

В структуре деятельностного подхода психика рассматривается как феномен исторического развития. «Психика, психическое явление не существует как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы знаем сейчас» (А.Н.Леонтьев).

Предлагаемый Леонтьевым критерий является не струкурным (например, связывающим возникновение психики с наличием нервной системы), а функциональным (организм долен обладать способностью справляться с задачами, решение которых невозможно без наличия психики).

Отечественная традиция, безусловно, признавая психику атрибутом живой материи, не считает необходимым для реализации элементарных форм психического наличие нервной системы.

Психика существует в мире живой природы не только задолго до возникновения человека, но и до возникновения в ходе эволюции нервной системы и головного мозга.

Главный «двигатель» становления психики – психическая функция зарождается на имеющемся морфологическом субстрате для обеспечения решения новых жизненных задач, а затем, усложняясь, формирует новые органы. Наиболее совершенный орган, обеспечивающий функционирование психики – головной мозг челове


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: