Практическая работа № 7
Цель работы: Научиться создавать, редактировать, оформлять документы Excel. Получить практические навыки в выполнении расчетов в Excel, создании и форматировании диаграмм на базе таблиц.
Оборудование: компьютеры; ОС Windows XP; методические указания к выполнению практической работы.
Последовательность выполнения работы:
1. Запустила электронную таблицу (программу Microsoft Excel).
2. Установила видимыми панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование».
3. В ячейки таблицы занесла заголовок и шапку таблицы:
- Заголовок таблицы: «Облік витрат на технічне обслуговування» заносится в ячейку А1.
- Шапка таблицы – в диапазон А3:Е3.
4. Ячейки таблицы заполнила входными значениями:
- названия месяцев — заносятся в ячейки А4:А15;
- названия марок автомобилей — заносятся в ячейки В4:В15;
- значения общего пробега — заносятся в ячейки С4:С15;
- значения норм затрат — заносятся в ячейки D4:D15;
- итоги подсчитываются в ячейках С17,D17.
После завершения таблица будет иметь такой вид:
|
|
5. Вычислила выходные данные – в соответствующие ячейки таблицы занесла формулы или функции для вычисления:
- общие затраты по каждой строке в конкретном месяце для конкретной марки автомобиля
вычисляются в ячейке Е4 как формула = Норми витрат / Загальний пробіг
(=C4*D4); затемформула копируется в диапазоне Е5:Е15.
- среднее значение для общего пробега по всем месяцам и всем маркам автомобилей
вычисляется в ячейке С17, для чего вызывается мастер функцій fx категория Статистические,
функция СРЗНАЧ и нажимается Ok. В окне fx на втором шаге выделяем диапазон расчетов
(ячейки С4:С15), нажимается Ok.
- сумма для общих затрат по всем месяцам и маркам автомобилей вычисляется в ячейке Е17 формулой =СУММ(Е5:Е15), введенной с клавиатуры, или с помощью мастера функций fx, или кнопкой на панели Стандартная.
- Таблица примет вид:
6. Отформатировала таблицу по образцу:
- Заголовок таблицы надо записать полужирным подчеркнутым шрифтом 14 размера и центровать по ячейкам А1:Е1.
Для этого выделяется требуемый диапазон и используется команда Формат è Ячейки à Выравнивание… Затем выбрать требуемый стиль и размер шрифта.
-
- В шапке таблицы текстовые данные выделила полужирным шрифтом с размещением текста в несколько строк. Для этого выделяется диапазон АЗ:ЕЗ, пункт меню Формат à Ячейки à Выравнивание à Переносить по словам; центровка По центру; Выравнивание по вертикали - По центру; Затем выбрала требуемый стиль и размер шрифта.
-
-
- В ячейках D4:E15 и E17 данные должны быть представлены в денежном формате: выделяется диапазон D4:Е15; Е17 и выбирается Пункт меню Формат à Ячейки à Число, числовой формат Денежный, количество десятичных знаков — 2, из списка Обозначение выбирается грн, нажимается Ok.
|
|
7. Изменила ширину столбцов таблицы.
8. Для итоговой строки выберала шрифт полужирный курсив.
9. Данные в ячейках С4:Е17 центровала:
- Для этого выделяется диапазон С4:Е17, пункт меню Форматà Ячейки à Выравнивание и из списка Выравнивание по горизонтали выбирается По центру и нажимается Ok.
10. Заменила количество десятичных знаков в ячейке С17:
- Для этого выделяется ячейка С17, пункт меню Формат à Ячейки à Число, формат Числовой, количество десятичных знаков – 2, и нажимается Ok.
11. Добавила границы таблицы:
- Выделила диапазон А3:Е17, на панели инструментов нажала кнопку Границы, выбрала Все границы.
12.
После завершения форматирования таблица примет такой вид:
13. Задала параметры страницы и выполнила предварительный просмотр:
- Для этого выберала пункт меню Файл à Параметры страницы à Страница выбрала Ориентация – Книжная, Размер бумаги – А4, Установить – 100% от натуральной величины.
- На вкладке Поля – установила все по 3 см.
- Выбрала пункт меню Файл à Предварительный просмотр, посмотрела, как моя таблица будет выглядеть на странице при печати.
14. Сохранила документ в сетевую папку с именем «ПР_7».
15. Построила круговую диаграмму.
- Для построения круговой диаграммы можно использовать только два ряда данных:
ряд данных Х - категория и ряд данных Y — значение. Как категорию можно выбрать любой диапазон с текстовыми значениями, как данные Y — любой диапазон с числовыми данными, соответствующий первому выбранному диапазону.
- В моем случае для значений X выбирала диапазон А3:В15, для значений Y — диапазон Е3:Е15.
- Выделила диапазон данных для построения круговой диаграммы: АЗ:В15; ЕЗ:Е15 (с помощью кнопки Ctrl).
- Вызвала Мастер диаграмм (Вставка à Диаграмма или кнопка на панели инструментов).
- 1 шаг- выбирала тип — круговая диаграмма, вид — объемная, нажала кнопку Далее;
- 2 шаг – просматриваю выделенный диапазон и нажимаю кнопку Далее.
- 3 шаг - выбирала параметры:
на вкладке Заголовки ввела заголовок— Облік витрат на технічне обслуговування;
на вкладке Подписи данных — обозначила Значение;
на вкладке Легенда — размещение Внизу, нажимаю кнопку Далее;
- 4 шаг - выбрала размещение диаграммы
На отдельном листе.
Вид построенной диаграммы:
16. Назвала лист с таблицей Облік витрат, лист с диаграммой – Кругова діаграма:
17. Удалила пустые листы из книги.
18. Добавила новый лист.
19. Переместила лист «Кругова діаграма» в конец и скопировала лист «Облік витрат ».
20. Сохранила созданную книгу Excel.