4.1 Классификация нежестких дорожных одежд и видов покрытий приведена в ТКП 45-3.03-19.
4.2 Дорожную одежду проектируют с использованием следующих основных критериев надежности:
– сопротивление упругому прогибу всей конструкции;
– сопротивление сдвигу в грунтах и в неукрепленных материалах;
– сопротивление слоев из монолитных материалов усталостному разрушению при растяжении при изгибе.
Также в расчете используются дополнительные критерии надежности:
– сдвигоустойчивость асфальтобетонных слоев дорожной одежды;
– устойчивость асфальтобетонных слоев к совместному воздействию транспортной нагрузки и природно-климатических факторов.
4.3 Расчет дорожных одежд выполняют по трем группам расчетных нагрузок:
– группа А1 — при нормативной статической нагрузке на одиночную ось расчетного автомобиля 100 кН (10 тс на одиночную ось);
– группа А2 — при нормативной статической нагрузке на одиночную ось расчетного автомобиля 115 кН (11,5 тс на одиночную ось);
– группа А3 — при нормативной статической нагрузке на одиночную ось расчетного автомобиля 130 кН (13 тс на одиночную ось).
|
|
4.4 Проектирование дорожной одежды осуществляют с учетом следующих граничных условий:
а) напряженно-деформированное состояние дорожной одежды под действием нагрузок описывается уравнениями линейной теории упругости для слоистого полупространства при сцеплении слоев по границе контакта;
б) силы инерции в расчетах не учитывают (квазистатическая задача);
в) предельное состояние дорожной одежды характеризуется показателями, зависящими от особенностей материалов каждого слоя дорожной одежды и грунта земляного полотна, а также от их размещения и условий работы в конструкции.
4.5 Конструкция дорожной одежды, ее общая толщина и толщина отдельных слоев, а также применяемые материалы должны обеспечивать при воздействии расчетных транспортных нагрузок стабильную во времени сплошность, ровность и шероховатость покрытия.
4.6 Запроектированная дорожная одежда должна быть не только прочной и надежной в эксплуатации, но экономичной и наименее материалоемкой, особенно по расходу дорогостоящих материалов и энергоресурсов, а также должна соответствовать экологическим требованиям.
4.7 При проектировании дорожных одежд необходимо выбирать оптимальные дорожно-строительные материалы и назначать их рациональное размещение в конструкции с учетом грунтово-гидрологических условий земляного полотна.
4.8 Для дифференциации грунтово-гидрологических условий территория Республики Беларусь разделена на три дорожно-климатических района. Сведения о климатических характеристиках дорожно-климатических районов и о грунтовых условиях территории Республики Беларусь изложены в П2 к СНиП 2.05.02. В соответствии с грунтово-гидрологическими условиями строительства производят выбор значений расчетных характеристик грунтов земляного полотна для расчета дорожных одежд на прочность.
|
|
4.9 Выбор конструкции дорожной одежды и типа покрытия обосновывают технико-экономическим анализом вариантов с оценкой экономической эффективности капитальных вложений по действующим ТНПА.
4.10 Толщины слоев дорожной одежды назначают на основании расчета, однако их величина должна быть не менее указанной в 6.3.4 и 6.3.5.
4.11 Дорожные одежды на подъездах к перекресткам дорог, к железнодорожным путям, на автостоянках, на остановках общественного транспорта рассчитывают как на повторное динамическое воздействие нагрузки, так и на действие статического нагружения продолжительностью 600 с.
4.12 Дорожную одежду по ширине проезжей части проектируют, как правило, равнопрочной.
4.13 Дорожную одежду укрепленных полос обочин и разделительных полос проектируют идентичной по прочности дорожной одежде проезжей части. Конструкцию дорожной одежды переходно-скоростных полос и обочин проектируют в зависимости от грунтово-гидрологических условий земляного полотна, природно-климатических факторов, интенсивности и состава транспортного потока.
4.14 При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов или при разработке типовых конструкций дорожных одежд следует учитывать данные научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов, уточнения их расчетных характеристик и т. п.), отраженного в действующих методических документах, утвержденных в установленном порядке.
4.15 Расчетный срок службы проектируемой дорожной одежды и соответствующий ему требуемый коэффициент надежности назначают по 6.1.9.