double arrow

Система арбитражных судов

Система арбитражных судов в Российской Федерации в основ­ном связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством. В нее входят: Высший Арбитраж­ный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов (ар­битражные суды этого уровня названы арбитражными судами субъ­ектов Российской Федерации).

По предложению Высшего Арбитраж­ного Суда РФ допустимо формирование арбитражных судов безот­носительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъек­тов Федерации может действовать один арбитражный суд, и, наобо­рот, на территории одного субъекта Федерации могут быть образо­ваны несколько арбитражных судов.

Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации. Отсюда следует, что производство в арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражным судопроизводством.

В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. В судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. В каждом арбитражном суде субъекта Федерации действует и президиум.

Все судьи арбитражного суда основного звена могут распреде­ляться по судебным коллегиям, количественный и персональный составы которых утверждаются из числа судей данного суда по представлению его председателя президиумом суда. Судебные кол­легии возглавляют председатели, являющиеся заместителями пред­седателя суда.

Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегии рас­пределяются между судьями председателем этой коллегии с исполь­зованием территориального (зонального), предметного (функциональ­ного) и предметно-зонального принципа распределения дел.

Из судей, входящих в коллегии, могут образовываться посто­янные судебные составы. При отсутствии судебных коллегий составы образуются из числа судей всего суда. Судебные составы (в них должно входить пять и более судей, но с разрешения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ их численность может быть мень­шей) формируются приказами председателя арбитражного суда и возглавляются председателями составов, утверждаемыми президи­умом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Судья, принявший дело к производству, проводит подготовку его к рассмотрению в заседании арбитражного суда. Он единолично выносит определение о принятии дела к производству. В определе­нии указывается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению в заседании арбитражного суда, о времени и месте его проведения, необходимых действиях по подготовке дела к рас­смотрению в заседании.

Определение о принятии дела к производству высылается ли­цам, участвующим в деле, с таким расчетом, чтобы они имели дос­таточный срок для своевременной явки в арбитражный суд и под­готовки к рассмотрению дела. В необходимых случаях определение направляется свидетелям, экспертам, переводчикам, а также дол­жностным лицам в случаях, когда они должны представить сведе­ния и заключения, необходимые для разрешения спора.

Судья, принявший дело к производству, не вправе обсуждать обстоятельства дела и вопросы оценки конкретных доказательств с кем-либо или публично высказывать свое мнение по рассматрива­емому делу до принятия решения либо давать консультации по кон­кретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмот­рения дела в судебном заседании. Никто не вправе требовать от судьи, рассмотревшего дело и вынесшего решение, объяснения по существу такого решения.

Дело, начатое рассмотрением одним судьей либо составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Заме­на судьи либо одного из судей состава возможна в случае болезни, нахождения в служебной командировке, отпуске и при отстранении от работы в установленном законом порядке. Дело должно быть рас­смотрено и решение принято в срок, не превышающий двух меся­цев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

По первой инстанции дела в арбитражных судах рассматриваются обычно еди­нолично. Однако дела о признании недействительными актов го­сударственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально судьями-профессионалами. По решению председате­ля суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. В арбит­ражных судах субъектов Федерации коллегиально должны рассмат­риваться также дела в апелляционной инстанции и по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Допускается также рассмотрение дел по первой инстанции су­дом в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседате­лей.

Перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать ар­битражные заседатели, определяется председателем арбитражно­го суда. При определении пере­чня председатель арбитражного суда исходит из особенностей мес­тонахождения арбитражного суда, наличия в регионе специалистов по определенным направлениям, концентрации в арбитражном суде определенных категорий споров, а также из других местных обсто­ятельств.

Не могут рассматриваться с участием арбитражных засе­дателей:

а) дела о несостоятельности (банкротстве);

б) дела об уста­новлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;

в) экономические споры, возникающие из административных правоотношений.

Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей допус­кается при наличии письменного ходатайства (заявления) сторон, заявленного до начала судебного разбирательства. Стороны вправе предложить кандидатуры арбитражных заседателей для рассмот­рения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в

установленном порядке для данного арбитражного суда. Окончатель­но персональный состав суда определяется председателем арбитраж­ного суда.

К полномочиям арбитражного суда субъекта Российской Феде­рации относится:

— рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомствен­ных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компе­тенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

— рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дел, рас­смотренных в этом суде в первой инстанции;

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего приме­нению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

— изучение и обобщение судебной практики;

— подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализ судебной статистики.

Из всех перечисленных полномочий арбитражного суда основ­ного звена особый интерес представляет рассмотрение дела в апел­ляционной инстанции, поскольку такого производства не знают суды других ветвей судеб­ной системы. Сущность его состоит в том, что лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты и материалы дела, обосновывают неправильность вынесенного решения и требуют рас­смотреть дело заново по существу.

Правом принесения апелляционной жалобы обладает и проку­рор. Новый АПК не содержит нормы о принесении прокурором про­теста на не вступившее в законную силу решение арбитражного суда и исходит из того, что прокурор является лицом, участвующем в деле, и, как все другие лица, вправе подать апелляционную жа­лобу на решение арбитражного суда, а не протест.

Апелляционная жалоба подается в течение месяца после при­нятия арбитражным судом решения и рассматривается в месячный срок со дня ее поступления в арбитражный суд.

Апелляционная жалоба рассматривается коллегиально апелля­ционной инстанцией арбитражного суда основного звена, принявшего решение в первой инстанции. По итогам рассмотрения выносится одно из следующих решений:

— об оставлении решения суда без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении решения;

— об отмене решения полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения пол­ностью Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и впоследствии может быть обжало­вано в кассационном порядке как решение арбитражного суда, всту­пившее в законную силу.

Важное место в деятельности арбитражного суда субъекта Фе­дерации принадлежит президиуму этого суда. Президиум действу­ет в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Феде­рации, входящие в президиум, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитраж­ного суда основного звена.

К полномочиям президиума относится утверждение по пред­ставлению председателя суда членов судебных коллегий и предсе­дателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопро­сов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики.

Организация деятельности арбитражного суда основного звена возлагается на его председателя. Текущая работа в суде проводит­ся по утвержденным им планам. Кроме него в организации работы участвуют заместители председателя, председатели судебных соста­вов, работники аппарата суда.

Председатель арбитражного суда распределяет обязанности между заместителями председателя и определяет их функции в пределах полномочий, предоставленных законом, что закрепляется соответствующим приказом либо распоряжением по суду. Распре­деление обязанностей между сотрудниками структурных подразде­лений суда осуществляют их руководители.

Заместители председателя арбитражного суда этого уровня являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия. В соответствии с распределением обязанностей они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность соответствующих под­разделений аппарата арбитражного суда.

К функциям арбитражных судов относится подготовка стати­стических отчетов по установленной форме. Статистические сведе­ния представляются в определенные сроки в Высший Арбитражный Суд РФ.

4. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура и полномочия

Федеральные арбитражные суды округов — среднее звено вет­ви арбитражных судов — были образованы в соответствии с Зако­ном об арбитражных судах от 28 апреля 1995 г. Фактически начали действовать с 1 января 1996 г. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

В Российской Федерации действуют:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осу­ществляющий проверку решений, принятых арбитражными суда­ми Владимирской области, Ивановской области, Кировской области,Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Рес­публики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республи­ки — Чаваш Республики, Ярославской области;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского окру­га, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными су­дами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатс­кой области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского окру­га, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюмен­ской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненец­кого автономного округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуще­ствляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуще­ствляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными су­дами Архангельской области, Вологодской области, Калининградс­кой области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгород­ской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленин­градской области, Тверской области;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными су­дами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Ингушс­кой Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия— Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской Республики, Кра­снодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуще­ствляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свер­дловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области;

10)Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осу-
ществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области. Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской обла­сти, Тульской области.

Состав округов может быть изменен только федеральным за­коном.

В своей деятельности федеральный арбитражный суд округа осуществляет следующие полномочия:

— проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам при­нятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о про­верке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.

В состав федерального арбитражного суда округа входят:

• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

• президиум суда.

Основные процессуальные полномочия арбитражного суда сред­него звена осуществляются в его судебных коллегиях. Именно там рассматриваются в порядке кассации жалобы лиц, участвовавших в деле при рассмотрении спора по существу, на вступившие в закон­ную силу решения нижестоящего арбитражного суда и постановле­ния его апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в течение одного ме­сяца после вступления в законную силу решения или постановле­ния арбитражного суда. Она подается в федеральный арбитражный суд соответствующего округа через арбитражный суд субъекта Фе­дерации, принявший решение или постановление.

Осо­бенностей кассационного производства:

— в кассационном порядке в арбитражных судах проверяется только правильность применения судом первой или апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального пра­ва. Другими словами, обоснованность принятого решения проверять­ся не должна;

— к кассационным жалобам предъявляются весьма жесткие требования: к примеру, если в жалобе не указывается точно, какой, по мнению автора жалобы, закон был нарушен, то она "без разгово­ров" возвращается автору;

— новое законодательство не требует безоговорочно, чтобы кас­сационная инстанция, обнаружив при рассмотрении кассационной жалобы те нарушения закона, о которых ничего не сказано в жало­бе, соответствующим образом реагировала и на них. А это значит, что такой инстанции закон разрешает не проверять в полном объе­ме законность действий нижестоящей инстанции.

Рассмотрев дело в порядке кассации, федеральный арбитраж­ный суд округа выносит одно из следующих постановлений:

— об оставлении решения суда первой инстанции или постанов­ления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удов­летворения;

— об отмене решения первой инстанции и постановления апел­ляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в ин­станцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;

— об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;

— об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения пол­ностью или в части;

— об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.

Кроме рассмотрения дел судебные коллегии изу­чают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых ак­тов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.

Кассационное разбирательство в судебных коллегиях произво­дится коллегиально, не менее чем тремя судьями-профессионалами, входящими в какой-то из судебных составов той или иной судебной коллегии, сформированных в данном суде. Составы эти являются относительно стабильными образованиями, формируемыми персо­нально из числа членов конкретной судебной коллегии. Решение по этому вопросу принимает председатель окружного суда. Что каса­ется председателей судебных составов, то они утверждаются пре­зидиумом суда.

К полномочиям президиума относится утверждение по пред­ставлению председателя суда членов судебных коллегий и предсе­дателей судебных составов, рассмотрение иных вопросов организа­ции работы суда, а также вопросов судебной практики.

Председатель суда является, прежде всего, судьей и осуществ­ляет процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением кон­кретных судебных дел. Но он выполняет и ряд организационных полномочий:

— организует деятельность суда;

— распределяет обязанности между заместителями председа­теля суда;

— формирует судебные составы;

— созывает президиум своего суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Законом об арбитражных судах к ведению президиума;

— осуществляет общее руководство аппаратом суда, назнача­ет на должность и освобождает от должности его работников;

— представляет суд в отношениях с государственными, обще­ственными и иными организациями;

— осуществляет иные полномочия, установленные Законом об арбитражных судах.

В пределах своих полномочий председатель издает приказы и распоряжения.

5. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Кон­ституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражны­ми судами осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — чле­ны Высшего Арбитражного Суда.

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юри­дической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели колле­гий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим мно­гие другие полномочия.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает прика­зы и распоряжения по вопросам организации работы всех арбитраж­ных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Пра­вительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и вправе председательствовать в заседаниях суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Пред­седателя его полномочия осуществляет первый заместитель Пред­седателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заме­стителей Председателя.

Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распре­делением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организу­ют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заме­стители Председателя вправе также принимать участие в заседа­ниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

• Пленума;

• Президиума;

• Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ отно­сится:

— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — не­нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российс­кой Федерации);

— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на всту­пившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу су­дебных актов;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ зако­нов, иных нормативных актов и договоров;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего приме­нению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

— изучение и обобщение практики применения арбитражны­ми судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирую­щих отношения в сфере предпринимательской и иной экономичес­кой деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной дея­тельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, орга­низационному, материально-техническому и иному обеспечению;

— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекаю­щих из международных договоров Российской Федерации;

— осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими феде­ральными законами.

Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотноше­ния между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитраж­ным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.

Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — про­исходит в судебных коллегиях.

Они также изучают и обобщают судебную практику, разраба­тывают предложения по совершенствованию законов и иных норма­тивных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуще­ствляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбит­ражных судов.

Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбит­ражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого Суда по пред­ставлению его Председателя.

В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Воз­главляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом дан­ного Суда.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Су­да РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступив­шие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов. По­мимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитраж­ные суды.

Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснован­ности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следую­щих должностных лиц:

— Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на реше­ние любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключе­нием постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

— Генерального прокурора РФ — на решения любого арбитраж­ного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

— заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбит­ражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в соста­ве Председателя этого Суда, его заместителей и председателей су­дебных составов данного Суда. По решению Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи дан­ного Суда.

В заседаниях Президиума Суда вправе принимать участие Ге­неральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституци­онного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юс­тиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбит­ражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Пред­седателем Суда по мере необходимости. Он правомочен решать воп­росы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствую­щих членов Президиума и подписываются Председателем. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Он действует в сос­таве Председателя Суда, его заместителей и судей. В его заседани­ях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депу­таты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По при­глашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в засе­даниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных су­дов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных уч­реждений, других организаций и граждане.

По вопросам, относящимся к его ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавли­вает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и уни­фикации, анализирует положительный опыт применения законода­тельства с целью его распространения.

На основе изучения и обобщения практики применения зако­нодательства и с учетом предложений арбитражных судов разраба­тываются и в установленном порядке вносятся предложения по со­вершенствованию законодательства. К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет предсе­дателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Он является совещательным органом, рассматривающим вопросы организацион­ной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Его решения реализуются путем издания Председателем Высшего Ар­битражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопро­сам, связанным с формированием практики применения законода­тельства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультатив­ный совет. Его состав и положение о нем утверждаются Председа­телем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по про­блемам правового регулирования экономических отношений, орга­низации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в прак­тику результатов этих работ.

Высший Арбитражный Суд РФ выпускает "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

6. Иные арбитражные органы

Экономический спор, подведомственный арбитражному суду, как уже говорилось выше, по соглашению сторон может быть пере­дан на разрешение третейского_суда.

Допускается создание третейских судов для рассмотрения кон­кретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Мор­ская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ), а также сходные с ними третейские суды, создаваемые при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммер­ческий арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).

Создаются третейские суды иногда и иными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на ос­нове некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К числу третейских судов такого рода можно отнести, к примеру, Эко­номический суд Содружества Независимых Государств, учрежден­ный Соглашением государств—участников этого Содружества от 6 июля 1992 г..

Чаще всего третейское рассмотрение конкретных споров про­исходит на Основании Положения о третейском суде или Времен­ного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.

На основании Положения о третейском суде рассматривают­ся любые возникшие между гражданами споры (кроме вытекающих из трудовых и семейных отношений), а на основании Временного по­ложения рассматриваются — экономические споры, которые мо­гут быть подсудными арбитражным судам. Производство в третей­ском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду, которое заключается сторонами в письменной форме в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Число третейских судей должно быть нечетным, а судьей мо­жет быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью, давшее согласие на выполнение соответствующей обязанности.

Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности согла­шения о передаче спора третейскому суду. Если будут признаны отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

Разрешение споров в третейском суде происходит на началах равенства сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены рав­ные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав.

Стороны по своему усмотрению определяют порядок разреше­ния спора, место разрешения спора, язык, применяемый при разре­шении спора.

При разрешении спора третейский суд сам определяет, необ­ходимо ли присутствие сторон, достаточно ли документов, которые имеются в деле. К документам относятся исковое заявление, отзыв на него, заключения специалистов и т.д. Расходы, связанные с рассмотрением дела, распределяются между сторонами по соглашению или по решению третейского суда. Руководствуется третейский суд действующим законодательством. Решение принимается большин­ством голосов всех членов суда, облекается в письменную форму и подписывается составом третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает особое мнение, которое прилагается к решению.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, им установленные. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. При неиспол­нении ответчиком решения в установленныйсрок приказ на его принудительное исполнение выдается по заявлению стороны, в поль­зу которой вынесено решение. Этот приказ выдает арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд. Для выдачи при­каза арбитражный суд устанавливает наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора.

Арбитражному суду не предоставлено право отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.

В случае, когда при рассмотрении заявления о выдаче прика­за на исполнение решения третейского суда арбитражный суд ус­тановит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отка­зывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение (когда этот суд является постоянно действующим). Если третейский суд не являлся постоян­но действующим, а решение вынесено с нарушением законодатель­ства или не соответствует материалам дела, арбитражный суд от­казывает истцу в выдаче приказа. Одновременно он может рекомен­довать истцу обратиться с соответствующим заявлением в арбитраж­ный суд по установленной подсудности. По своей инициативе арбит­ражный суд не вправе при отказе в выдаче приказа принять к сво­ему производству дело, рассмотренное третейским судом.

Постоянно действующие третейские суды — Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия были созданы и действовали при Торгово-промышленной палате СССР. В связи с прекращением ее деятельности Постановлением Верховного Сове­та РФ от 20 января 1993 г. было установлено, что Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и диспашеры при Торгово-промыш­ленной палате СССР продолжают свою деятельность при Торгово-промышленной палате РФ, выполняя функции, возложенные на них прежним законодательством. С принятием Закона РФ "О междуна­родном коммерческом арбитраже" Арбитражный суд стал имено­ваться Международным коммерческим арбитражным судом.

Международный коммерч еский арбит ражный суд при Торгово-промышленной тшлате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденно­го Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г.

В его компетенцию входит разрешение споров, связан­ных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предпри­ятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также спо­ров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации.

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения, утвержденного тоже Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже". Она разрешает споры, которые вытекают, из договорных и других граж­данско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания, а именно: из отношений по фрахтованию судов, морской перевозки грузов, буксировке судов, по морскому страхованию, лоцманской и ледовой проводке, спасанию и подъему затонувших судов, а также связанных со столкновением судов и причинением повреждений рыболовным сетям, иным орудиям лова и др.

Рекомендуемые правовые источники

Конституция РФ — ст. 104 и 127.

Закон о судебной системе — ст. 4, 23—25.

Закон об арбитражных судах — ст. 1—52.

АПК — ст. 14, 22—24, 146, 155, 161, 162, 174, 180 и 183.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 ян­варя 1998 г. — ст. 29 (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 222).

Положение о третейском суде — ст. 1—5, 8, 17 и 18 (Приложение № 3 к ГПК).

Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — ч. 2 ст. 1, ст. 10 и 11 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).

Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденное Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — п. 1—3 и 5 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).

Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промыш­ленной палате Российской Федерации, утвержденное Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — п. 1—5 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).

Положение об Экономическом суде Содружества Независимых Го­сударств, утвержденное Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. — п. 1—3, 5— 11 и 14 (Бюллетень международных договоров, 1994, № 9).

Контрольные вопросы

1.Дайте понятие арбитражного судопроизводства и подведомствен­ности арбитражных судов.

2.Каковы основные этапы развития арбитража в Российской Феде­рации?

3.Расскажите о системе арбитражных судов и порядке их форми­рования.

4.Дайте характеристику структуры и полномочий арбитражных су­дов субъектов Федерации.

5.В чем особенности организации и полномочий федеральных арби­тражных судов округов?

6.Назовите состав и основные полномочия Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

7.Каковы полномочия коллегий, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ?

8.Каковы полномочия Председателя Высшего Арбитражного Су­да РФ?

9.Расскажите о статусе Международного коммерческого арбитраж­ного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

10.Какие дела подведомственны Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ?

11.Назовите иные третейские суды, порядок их образования и за­дачи.

12.Как организован и какие имеет полномочия Экономический суд Содружества Независимых Государств?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: