Система арбитражных судов в Российской Федерации в основном связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством. В нее входят: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды этого уровня названы арбитражными судами субъектов Российской Федерации).
По предложению Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо формирование арбитражных судов безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов Федерации может действовать один арбитражный суд, и, наоборот, на территории одного субъекта Федерации могут быть образованы несколько арбитражных судов.
Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации. Отсюда следует, что производство в арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражным судопроизводством.
В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. В судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. В каждом арбитражном суде субъекта Федерации действует и президиум.
Все судьи арбитражного суда основного звена могут распределяться по судебным коллегиям, количественный и персональный составы которых утверждаются из числа судей данного суда по представлению его председателя президиумом суда. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся заместителями председателя суда.
Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегии распределяются между судьями председателем этой коллегии с использованием территориального (зонального), предметного (функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.
Из судей, входящих в коллегии, могут образовываться постоянные судебные составы. При отсутствии судебных коллегий составы образуются из числа судей всего суда. Судебные составы (в них должно входить пять и более судей, но с разрешения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ их численность может быть меньшей) формируются приказами председателя арбитражного суда и возглавляются председателями составов, утверждаемыми президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Судья, принявший дело к производству, проводит подготовку его к рассмотрению в заседании арбитражного суда. Он единолично выносит определение о принятии дела к производству. В определении указывается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению в заседании арбитражного суда, о времени и месте его проведения, необходимых действиях по подготовке дела к рассмотрению в заседании.
Определение о принятии дела к производству высылается лицам, участвующим в деле, с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для своевременной явки в арбитражный суд и подготовки к рассмотрению дела. В необходимых случаях определение направляется свидетелям, экспертам, переводчикам, а также должностным лицам в случаях, когда они должны представить сведения и заключения, необходимые для разрешения спора.
Судья, принявший дело к производству, не вправе обсуждать обстоятельства дела и вопросы оценки конкретных доказательств с кем-либо или публично высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до принятия решения либо давать консультации по конкретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмотрения дела в судебном заседании. Никто не вправе требовать от судьи, рассмотревшего дело и вынесшего решение, объяснения по существу такого решения.
Дело, начатое рассмотрением одним судьей либо составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена судьи либо одного из судей состава возможна в случае болезни, нахождения в служебной командировке, отпуске и при отстранении от работы в установленном законом порядке. Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
По первой инстанции дела в арбитражных судах рассматриваются обычно единолично. Однако дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально судьями-профессионалами. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. В арбитражных судах субъектов Федерации коллегиально должны рассматриваться также дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Допускается также рассмотрение дел по первой инстанции судом в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.
Перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда. При определении перечня председатель арбитражного суда исходит из особенностей местонахождения арбитражного суда, наличия в регионе специалистов по определенным направлениям, концентрации в арбитражном суде определенных категорий споров, а также из других местных обстоятельств.
Не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей:
а) дела о несостоятельности (банкротстве);
б) дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в) экономические споры, возникающие из административных правоотношений.
Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей допускается при наличии письменного ходатайства (заявления) сторон, заявленного до начала судебного разбирательства. Стороны вправе предложить кандидатуры арбитражных заседателей для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в
установленном порядке для данного арбитражного суда. Окончательно персональный состав суда определяется председателем арбитражного суда.
К полномочиям арбитражного суда субъекта Российской Федерации относится:
— рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
— рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дел, рассмотренных в этом суде в первой инстанции;
— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
— изучение и обобщение судебной практики;
— подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
— анализ судебной статистики.
Из всех перечисленных полномочий арбитражного суда основного звена особый интерес представляет рассмотрение дела в апелляционной инстанции, поскольку такого производства не знают суды других ветвей судебной системы. Сущность его состоит в том, что лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты и материалы дела, обосновывают неправильность вынесенного решения и требуют рассмотреть дело заново по существу.
Правом принесения апелляционной жалобы обладает и прокурор. Новый АПК не содержит нормы о принесении прокурором протеста на не вступившее в законную силу решение арбитражного суда и исходит из того, что прокурор является лицом, участвующем в деле, и, как все другие лица, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, а не протест.
Апелляционная жалоба подается в течение месяца после принятия арбитражным судом решения и рассматривается в месячный срок со дня ее поступления в арбитражный суд.
Апелляционная жалоба рассматривается коллегиально апелляционной инстанцией арбитражного суда основного звена, принявшего решение в первой инстанции. По итогам рассмотрения выносится одно из следующих решений:
— об оставлении решения суда без изменения, а жалобы без удовлетворения;
— об изменении решения;
— об отмене решения полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и впоследствии может быть обжаловано в кассационном порядке как решение арбитражного суда, вступившее в законную силу.
Важное место в деятельности арбитражного суда субъекта Федерации принадлежит президиуму этого суда. Президиум действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Федерации, входящие в президиум, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда основного звена.
К полномочиям президиума относится утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики.
Организация деятельности арбитражного суда основного звена возлагается на его председателя. Текущая работа в суде проводится по утвержденным им планам. Кроме него в организации работы участвуют заместители председателя, председатели судебных составов, работники аппарата суда.
Председатель арбитражного суда распределяет обязанности между заместителями председателя и определяет их функции в пределах полномочий, предоставленных законом, что закрепляется соответствующим приказом либо распоряжением по суду. Распределение обязанностей между сотрудниками структурных подразделений суда осуществляют их руководители.
Заместители председателя арбитражного суда этого уровня являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия. В соответствии с распределением обязанностей они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность соответствующих подразделений аппарата арбитражного суда.
К функциям арбитражных судов относится подготовка статистических отчетов по установленной форме. Статистические сведения представляются в определенные сроки в Высший Арбитражный Суд РФ.
4. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура и полномочия
Федеральные арбитражные суды округов — среднее звено ветви арбитражных судов — были образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах от 28 апреля 1995 г. Фактически начали действовать с 1 января 1996 г. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.
В Российской Федерации действуют:
1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области,Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики — Чаваш Республики, Ярославской области;
2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;
3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;
4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;
5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;
6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;
7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;
8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия— Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;
9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области;
10)Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осу-
ществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области. Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.
Состав округов может быть изменен только федеральным законом.
В своей деятельности федеральный арбитражный суд округа осуществляет следующие полномочия:
— проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
— обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
— изучает и обобщает судебную практику;
— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
— анализирует судебную статистику.
В состав федерального арбитражного суда округа входят:
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
• президиум суда.
Основные процессуальные полномочия арбитражного суда среднего звена осуществляются в его судебных коллегиях. Именно там рассматриваются в порядке кассации жалобы лиц, участвовавших в деле при рассмотрении спора по существу, на вступившие в законную силу решения нижестоящего арбитражного суда и постановления его апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда. Она подается в федеральный арбитражный суд соответствующего округа через арбитражный суд субъекта Федерации, принявший решение или постановление.
Особенностей кассационного производства:
— в кассационном порядке в арбитражных судах проверяется только правильность применения судом первой или апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права. Другими словами, обоснованность принятого решения проверяться не должна;
— к кассационным жалобам предъявляются весьма жесткие требования: к примеру, если в жалобе не указывается точно, какой, по мнению автора жалобы, закон был нарушен, то она "без разговоров" возвращается автору;
— новое законодательство не требует безоговорочно, чтобы кассационная инстанция, обнаружив при рассмотрении кассационной жалобы те нарушения закона, о которых ничего не сказано в жалобе, соответствующим образом реагировала и на них. А это значит, что такой инстанции закон разрешает не проверять в полном объеме законность действий нижестоящей инстанции.
Рассмотрев дело в порядке кассации, федеральный арбитражный суд округа выносит одно из следующих постановлений:
— об оставлении решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;
— об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;
— об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;
— об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;
— об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.
Кроме рассмотрения дел судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.
Кассационное разбирательство в судебных коллегиях производится коллегиально, не менее чем тремя судьями-профессионалами, входящими в какой-то из судебных составов той или иной судебной коллегии, сформированных в данном суде. Составы эти являются относительно стабильными образованиями, формируемыми персонально из числа членов конкретной судебной коллегии. Решение по этому вопросу принимает председатель окружного суда. Что касается председателей судебных составов, то они утверждаются президиумом суда.
К полномочиям президиума относится утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассмотрение иных вопросов организации работы суда, а также вопросов судебной практики.
Председатель суда является, прежде всего, судьей и осуществляет процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением конкретных судебных дел. Но он выполняет и ряд организационных полномочий:
— организует деятельность суда;
— распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
— формирует судебные составы;
— созывает президиум своего суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Законом об арбитражных судах к ведению президиума;
— осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности его работников;
— представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными организациями;
— осуществляет иные полномочия, установленные Законом об арбитражных судах.
В пределах своих полномочий председатель издает приказы и распоряжения.
5. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.
Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим многие другие полномочия.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения по вопросам организации работы всех арбитражных судов.
Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и вправе председательствовать в заседаниях суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.
Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
• Пленума;
• Президиума;
• Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:
— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
— осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.
Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.
Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.
Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.
Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.
Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого Суда по представлению его Председателя.
В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного Суда.
Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.
Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:
— Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Генерального прокурора РФ — на решения любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного Суда. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного Суда.
В заседаниях Президиума Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
По вопросам, относящимся к его ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов.
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.
На основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатываются и в установленном порядке вносятся предложения по совершенствованию законодательства. К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые.
При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Он является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Его решения реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Его состав и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.
Высший Арбитражный Суд РФ выпускает "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
6. Иные арбитражные органы
Экономический спор, подведомственный арбитражному суду, как уже говорилось выше, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского_суда.
Допускается создание третейских судов для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ), а также сходные с ними третейские суды, создаваемые при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммерческий арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).
Создаются третейские суды иногда и иными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на основе некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К числу третейских судов такого рода можно отнести, к примеру, Экономический суд Содружества Независимых Государств, учрежденный Соглашением государств—участников этого Содружества от 6 июля 1992 г..
Чаще всего третейское рассмотрение конкретных споров происходит на Основании Положения о третейском суде или Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.
На основании Положения о третейском суде рассматриваются любые возникшие между гражданами споры (кроме вытекающих из трудовых и семейных отношений), а на основании Временного положения рассматриваются — экономические споры, которые могут быть подсудными арбитражным судам. Производство в третейском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду, которое заключается сторонами в письменной форме в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Число третейских судей должно быть нечетным, а судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью, давшее согласие на выполнение соответствующей обязанности.
Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности соглашения о передаче спора третейскому суду. Если будут признаны отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Разрешение споров в третейском суде происходит на началах равенства сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав.
Стороны по своему усмотрению определяют порядок разрешения спора, место разрешения спора, язык, применяемый при разрешении спора.
При разрешении спора третейский суд сам определяет, необходимо ли присутствие сторон, достаточно ли документов, которые имеются в деле. К документам относятся исковое заявление, отзыв на него, заключения специалистов и т.д. Расходы, связанные с рассмотрением дела, распределяются между сторонами по соглашению или по решению третейского суда. Руководствуется третейский суд действующим законодательством. Решение принимается большинством голосов всех членов суда, облекается в письменную форму и подписывается составом третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает особое мнение, которое прилагается к решению.
Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, им установленные. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. При неисполнении ответчиком решения в установленныйсрок приказ на его принудительное исполнение выдается по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. Этот приказ выдает арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд. Для выдачи приказа арбитражный суд устанавливает наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора.
Арбитражному суду не предоставлено право отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.
В случае, когда при рассмотрении заявления о выдаче приказа на исполнение решения третейского суда арбитражный суд установит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отказывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение (когда этот суд является постоянно действующим). Если третейский суд не являлся постоянно действующим, а решение вынесено с нарушением законодательства или не соответствует материалам дела, арбитражный суд отказывает истцу в выдаче приказа. Одновременно он может рекомендовать истцу обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд по установленной подсудности. По своей инициативе арбитражный суд не вправе при отказе в выдаче приказа принять к своему производству дело, рассмотренное третейским судом.
Постоянно действующие третейские суды — Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия были созданы и действовали при Торгово-промышленной палате СССР. В связи с прекращением ее деятельности Постановлением Верховного Совета РФ от 20 января 1993 г. было установлено, что Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и диспашеры при Торгово-промышленной палате СССР продолжают свою деятельность при Торгово-промышленной палате РФ, выполняя функции, возложенные на них прежним законодательством. С принятием Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" Арбитражный суд стал именоваться Международным коммерческим арбитражным судом.
Международный коммерч еский арбит ражный суд при Торгово-промышленной тшлате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г.
В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации.
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения, утвержденного тоже Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже". Она разрешает споры, которые вытекают, из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания, а именно: из отношений по фрахтованию судов, морской перевозки грузов, буксировке судов, по морскому страхованию, лоцманской и ледовой проводке, спасанию и подъему затонувших судов, а также связанных со столкновением судов и причинением повреждений рыболовным сетям, иным орудиям лова и др.
Рекомендуемые правовые источники
Конституция РФ — ст. 104 и 127.
Закон о судебной системе — ст. 4, 23—25.
Закон об арбитражных судах — ст. 1—52.
АПК — ст. 14, 22—24, 146, 155, 161, 162, 174, 180 и 183.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. — ст. 29 (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 222).
Положение о третейском суде — ст. 1—5, 8, 17 и 18 (Приложение № 3 к ГПК).
Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — ч. 2 ст. 1, ст. 10 и 11 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).
Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденное Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — п. 1—3 и 5 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).
Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденное Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. — п. 1—5 (СЗ РФ, 1993, № 32, ст. 1240; СЗ РФ, 1997, № 47, ст. 5341).
Положение об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденное Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. — п. 1—3, 5— 11 и 14 (Бюллетень международных договоров, 1994, № 9).
Контрольные вопросы
1.Дайте понятие арбитражного судопроизводства и подведомственности арбитражных судов.
2.Каковы основные этапы развития арбитража в Российской Федерации?
3.Расскажите о системе арбитражных судов и порядке их формирования.
4.Дайте характеристику структуры и полномочий арбитражных судов субъектов Федерации.
5.В чем особенности организации и полномочий федеральных арбитражных судов округов?
6.Назовите состав и основные полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.
7.Каковы полномочия коллегий, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ?
8.Каковы полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ?
9.Расскажите о статусе Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.
10.Какие дела подведомственны Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ?
11.Назовите иные третейские суды, порядок их образования и задачи.
12.Как организован и какие имеет полномочия Экономический суд Содружества Независимых Государств?