Решения внутренней направленности: управление качеством в корпоративной иерархии

Если корпорация считает возможным отказаться от сотрудничества с внешними партнерами, то решение задачи обеспечения качества ищется в рамках собственных первичных и вторичных организационных структур.

Под первичной здесь понимается существующая организационная структура корпорации, которая включает такие организационные единицы, как технологические цепочки, хозяйственные области, секторы, отделы. К вторичным структурам относятся различные проблемные группы, комитеты, советы, подкомитеты, которые обычно создаются на ограниченный срок.

Для решения задач, связанных с качеством, на каждом предприятии-участнике ТЦ как структурные альтернативы используются центральные, двойные и гибридные организационные формы.

à При центральной организационной форме подразделение по качеству функционирует в рамках первичной структуры. В нем работают специалисты, которые занимаются всеми традиционными задачами по обеспечению качества. Контроль за выполнением поставленных целей по срокам, затратам и временным параметрам процессов лежит на первичной структуре. Иначе говоря, сотрудники, работающие в других подразделениях, как правило, несут меньше ответственности за качество.

à В случае использования двойной организационной формы существующая структура в принципе сохраняется, но к ней добавляется вторичная структура. Персонал первичной оргструктуры одновременно работает и во вторичной, на которую возлагается ответственность за качество. Последняя состоит из проектных групп, руководящих комитетов или групп по качеству, которым непосредственно подчинены по вопросам качества функциональные подразделения корпорации.

à Тенденция к интеграции задач, связанных с качеством, в первичной организационной структуре ведет к децентрализации. Это может привести к созданию так называемой гибридной организационной структуры, где отсутствует специализированное подразделение по качеству. Решение задач по его обеспечению возлагается на весь персонал первичной структуры, который и несет ответственность за качество в рамках своих производственных задач.

На практике описанные организационные структуры редко встречаются в чистом виде. В каждом случае корпорация должна исследовать вопрос, какая структура или смешанная форма предпочтительна для реализации конкретных задач по качеству.

Критериями решений при выборе центральной или децентрализованной (т. е. двойной или гибридной) структуры могут служить рассмотренные выше параметры услуг – стратегическая значимость, специфичность, неопределенность и частота.

Решения, ориентированные на собственные возможности корпорации, не могут быть приняты в одностороннем порядке. На них влияет ряд иерархических уровней. Так, в рамках каждой технологической цепочки могут быть образованы специальные отделы по управлению качеством с директивными полномочиями на корпоративном уровне, на уровне хозяйственной области или отдельного производства. С точки зрения вышестоящей инстанции (например, корпоративного отдела по качеству) преимущества децентрализации можно использовать благодаря делегированию задач подчиненным организационным подразделениям (например, отделу по качеству какой-либо хозяйственной области).

В многоступенчатых корпоративных структурах на трансакционные издержки одновременно могут воздействовать и централизация, и децентрализация на отдельных уровнях. Это касается как вышестоящих, так и подчиненных организационных единиц. В таких случаях с помощью адекватных мероприятий (например, путем создания эффективных информационных и коммуникационных систем в области качества) надо пытаться по возможности полностью использовать преимущества в сфере трансакционных издержек. На этом фоне целесообразно проанализировать основные виды соответствующих издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: