Глава I. Психологическая реабилитация наций

Эта проблема гораздо сложнее и укоренилась глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если бы мы имели дело только с национальными психозами и ментальными состояниями, вызванными войной, проблема была бы достаточно острой, но ее можно было легко разрешить возвращением чувства безопасности, психологическим оздоровлением некоторых наций, их физической реабилитацией, восстановлением свобод, благих возможностей, досуга, а в первую очередь — организацией мужчин и женщин доброй воли. Эта последняя группа должна показать готовность осуществлять необходимые образовательные процессы и (что гораздо важнее) стремиться передавать божественное вдохновение — то, в чем человечество так нуждается в наши дни. Сегодня в мире достаточно мужчин и женщин доброй воли, способных исполнять эту задачу, если их вдохновлять и поддерживать — как материально, так и духовно.

Ситуация гораздо труднее, чем может показать поверхностный анализ. Психологическая проблема имеет под собой подоплеку, которой уже много веков, которая присуща душе каждой отдельной нации и которая обусловливает умы всех народов. Именно в ней заключается наша главная трудность, и именно она препятствует любому усилию или духовному устремлению, исходит ли оно от организованных церквей (выказывающих вопиющее непонимание проблемы) или от духовно мыслящих групп и отдельных лиц.

Предстоящая работа так неотложна и опасность в случае ее невыполнения настолько велика, что требуется указать некоторые важные стороны последней и определенные национальные склонности, угрожающие миру во всем мире. Проблемы естественно распадаются на две категории:

I. Внутренние психологические проблемы отдельных наций.

II. Главные мировые проблемы, такие как отношения между нациями и отношения между бизнесом и силами труда.

Прежде чем мир станет более безопасным, более приятным, здоровым и красивым, все нации должны критически взглянуть на себя и приступить к устранению собственных психологических слабостей и проблем. Каждая нация должна стяжать крепкое ментальное здоровье и стараться выполнять достойные психологические задачи. Должно быть достигнуто международное единство, основанное не только на общем доверии, но и на правильно поставленных мировых задачах и истинном психологическом понимании.

Повсюду мужчины и женщины уже работают над индивидуальным совершенствованием; тот же мотив руководит группами в каждой нации; побуждение продвигаться к большей красоте самовыражения, характера и жизненных условий является вечной выдающейся чертой человечества. На ранних стадиях истории расы это побуждение проявлялось как стремление к лучшим материальным условиям и окружению; сегодня оно выражается как потребность в красоте, досуге и культуре; оно требует возможности творческой работы и постепенно, но неизбежно ведет к стадии, когда правильные человеческие отношения обретают верховное значение.

Уникальнейшая возможность предоставлена сегодня каждой нации. До сих пор проблема психологической интеграции, жизни как познания, духовного роста и божественного откровения рассматривались только с точки зрения отдельного человека, единицы. Благодаря научным достижениям рода человеческого (в результате раскрытия человеческого интеллекта) сейчас мыслят гораздо более широкими категориями, и человечество рассматривается в более правильной перспективе. Наш горизонт раздвигается до бесконечности; наши глаза больше не фокусируются на том, что непосредственно перед нами. Семья воспринимается сейчас в связи с обществом, а последнее видится как составная деятельная часть города, государства или нации. Робко и пока неэффективно проецируем мы эту концепцию на сферу международных отношений. Мыслители всего мира работают в тесном сотрудничестве; это гарантия будущего, ибо только когда человек сможет мыслить более широкими категориями, станет возможным слияние всех людей воедино, достигнется братство и человечество станет фактором нашего сознания.


Сегодня большинство людей мыслят категориями собственной нации или группы, — вот их самая широкая концепция; они переросли стадию стремления к собственному физическому и ментальному благополучию и видят, что могут внести свой вклад в процветание и стабильность национального целого; они стремятся нести пользу, понимать и работать на благо общества. Это не редкость и присуще многим тысячам представителей каждой нации. Такие дух и настрой будут когда-нибудь характеризовать отношения между нациями. Сейчас они их не характеризуют, властвует совершенно иная психология. Нации ищут и требуют лучшего для самих себя, чего бы это ни стоило другим; они считают такую позицию правильной и обязательной для хорошего гражданина. Нациям свойственны ненависть и предубеждения, многие из которых столь же неуместны сегодня, как пошлости на религиозном собрании. Внутри они разъедаются расовыми предрассудками, партийными и религиозными распрями. Это неизбежно приносит беспорядок и в итоге беду.

Сильный дух национализма — самоуверенного и хвастливого — характеризует граждан большинства стран, особенно в их отношении друг к другу. Он порождает неприязнь, недоверие и разрыв правильных человеческих отношений. Всем нациям можно поставить в вину подобные качества и взгляды, выражаемые в соответствии с их индивидуальной культурой и гением. Во всех нациях, как и в любой семье, встречаются группы или индивидуумы, признаваемые источниками беспокойства для выказывающего добрые намерения большинства. Так же внутри международного сообщества есть нации, которые являются и долгое время были агентами раскола.

Проблема взаимоотношений и взаимодействия между нациями — в большой степени проблема психологическая. Душа нации оказывает могучее действие. Мыслеформа нации (выстраиваемая на протяжении веков ее мышлением, стремлениями и амбициями) составляет ее идеал и является наиболее действенным фактором, обусловливающим народ. Поляка, француза, американца, индуса, британца или немца легко узнать, где бы они ни находились. Это объясняется не только внешним видом, интонациями голоса или привычками человека, но преимущественно его ментальной позицией, чувством национальной соотнесенности и общим национальным самоутверждением. Такие показатели выражают реакцию на конкретную национальную мыслеформу, под воздействием которой человек вырос. Если эта реакция делает его хорошим, отзывчивым гражданином в национальных рамках, она хороша и желательна. Если она делает его самоуверенным, высокомерным, критичным по отношению к другим нациям и обособляющим по своему мышлению, она усиливает мировую разъединенность и в итоге — раскол между нациями. Это угрожает миру во всем мире. Поэтому проблема затрагивает всех людей. Целые нации могут стать (а часто и бывают) антисоциальными, и все нации несут в себе антисоциальные элементы.

Стремление к личной выгоде с сопутствующими слабостями характеризует в наше время большинство людей. Однако во всех странах есть те, кто перерос эту сосредоточеность на себе, и есть много таких, кто больше беспокоится об общественном и национальном благе, чем о собственном. Немногие, очень немногие из общей массы людей мыслят международными категориями и озабочены благосостоянием человечества в целом. Они горячо желают утвердить признание единого мира, единого человечества.

Стадия национального эгоизма и твердой решимости сохранять национальную целостность — часто интерпретируемую в категориях государственных границ и единого торгового пространства — должна постепенно исчезнуть. В конечном итоге нации должны прийти к более охватывающим представлениям и к стадии, когда они будут рассматривать свою национальную культуру, свои ресурсы и способность служить роду человеческому как вклад, который они должны внести на благо целого. Акцент на мирской собственности или обширной территории не служит признаком зрелости; борьба за их сохранение или расширение — признак юношеской незрелости. Человечество растет; только теперь демонстрирует оно более глубокое чувство ответственности, способность решать свои проблемы и мыслить более широкими категориями. Последняя мировая война была симптомом незрелости, юношеского мышления, неконтролируемых детских эмоций и стремления антисоциальных наций захватить то, что им не принадлежит. Подобно детям они кричат: "Еще!".

Сильный изоляционизм и политика невмешательства некоторых групп в Соединенных Штатах, стремление сделать "белой" Австралию или Южную Африку, лозунг "Америка для американцев", британский империализм или же громогласные требования Франции признать ее значительность — вот другие примеры. Все они указывают на неспособность мыслить широкими категориями и выражают всеобщую безответственность; они говорят также о юности расы и ее неумении охватить целое, лишь частью которого является каждая нация. Война и постоянное требование восстановить древние исторические границы, цепляние за материальные национальные владения в ущерб другим народам покажутся когда-нибудь более зрелой расе детской ссорой из-за любимой игрушки. Требовательный крик: "Это мое!" однажды замолкнет. Этот агрессивный незрелый дух достиг кульминации в войне 1914-1945 гг. Через тысячу лет история будет рассматривать ее как вершину ребяческого эгоизма, обуявшего жадных детей, которые не могли остановиться в своих агрессивных действиях, потому что остальные нации были настроены еще слишком по-ребячески, чтобы предпринять серьезные меры при первых признаках войны.

Раса сталкивается с новым кризисом благоприятной возможности, когда новые ценности могут уясняться, когда правильные человеческие отношения будут считаться желательными не только с идеалистической, но и с чисто эгоистической точки зрения. Когда-нибудь принципы сотрудничества и соучастия займут место жадности и соперничества. Таков неизбежный следующий шаг вперед для человеческого рода, к которому готовил его весь процесс эволюции.

Именно эгоизм и корыстная заинтересованность помешали нескольким нациям примкнуть к Силам Света; они сохраняли эгоистический нейтралитет и на годы затянули войну. Если бы, когда Германия вторглась в Польшу, а Франция и Великобритания в результате объявили ей войну, весь цивилизованный мир наций (без исключения) также объявил войну и сплотился для отпора агрессору, разве война продлилась бы так долго? Внутренний расчет, общая подозрительность, древнее недоверие и ненависть, страх и нежелание признавать факты породили разъединение. Если бы все нации взглянули трезво и отбросили свой эгоизм в 1939 году, война закончилась бы гораздо раньше. Если бы все активизировались, когда Япония вошла в Маньчжурию, а Италия — в Эфиопию, война, разорившая всю планету, стала бы невозможна. В этом смысле можно упрекнуть все нации.

Необходимо прояснить данный вопрос, чтобы правильно мыслить в сегодняшней мировой ситуации, когда мы начинаем предпринимать шаги, которые в свое время позволят обеспечивать безопасность в мире. В нынешний период каждой нации следует ощутить в себе чувство вины и внутренней психологической несостоятельности. Тяжело признать, что нет нации (включая нашу собственную), у которой были бы чистые руки, что все повинны в жадности и воровстве, в обособленности, гордости и предубежденности, так же как в национальной и расовой ненависти. Каждой нужно провести крупную домашнюю уборку, одновременно прилагая внешние усилия для создания лучшего, более пригодного для жизни мира. Для этого нужно мировое сознание, мотивируемое идеей общего блага, — сознание, акцентированное на ценностях более высоких, чем индивидуальная или национальная выгода, — когда человек обучается быть, с одной стороны, достойным гражданином нации, а с другой — ответственным гражданином мира.

Разве это слишком идеалистическая картина? Гарантия ее возможности основана на том факте, что тысячи людей мыслят сегодня теми же идеалами, тысячи заняты мыслями об устройстве лучшего мира, тысячи говорят об этой возможности. Все идеи, исходящие от божественного в человеке и природе, в конечном счете превращаются в идеалы (даже если попутно искажаются), а идеалы становятся в итоге принципами, управляющими массами. Таков истинный ход исторического процесса.

Полезно кратко рассмотреть некоторые психологические урегулирования, которые нации должны осуществить внутри собственных границ, ибо реформы начинаются с собственного дома. Затем взглянем на мир и обретем новое видение. Существует научное обоснование древнего библейского утверждения: "без откровения свыше народ необуздан".

История повествует о прошлом, наполненном битвами, войнами, перекраиванием границ, открытием и быстрым захватом новых территорий, сопровождавшимся покорением коренных жителей — хотя порой и полезным для их блага, но всегда непростительным. Дух национализма и его рост — вот основа современной истории, преподаваемой в нашей школе; он питает национальную гордость, разжигает межнациональную вражду, расовую ненависть и подозрительность. Историю интересуют демаркационные линии между странами и типы управления в каждой из них. Демаркационные линии ревностно охраняются, и утвердившаяся в нашем веке паспортная система свидетельствует о кристаллизации этой идеи. История показывает твердую решимость каждой нации любой ценой защищать свои границы, сохранять свои культуру и цивилизацию, обогащая их при любой возможности, ничем не делясь с другими нациями, кроме как ради коммерческой выгоды, для чего и создано международное законодательство. Между тем во все времена человечество являлось единым, и плоды земли принадлежат всем. Такая неправильная позиция не только упрочила чувство обособленности, но и привела к эксплуатации слабых групп сильными и к ухудшению экономической жизни масс из-за правления горстки могущественных групп.

Старые привычки массового мышления и массовой реакции трудно преодолеть. Именно они — главное ратное поле для мира. Необходимо изменить общественное мнение. Нации возвращаются к глубоко укоренившимся способам поведения и мышления, характерным для многих поколений. Нам необходимо ради общего блага изучать свое прошлое, различать новые тенденции и отказываться от старых способов мышления и действия, если мы хотим, чтобы человечество не упало в бездну более глубокую, чем прошедшая война.

Голоса в защиту старого порядка и требования реакционных элементов слышатся в каждой стране, как и требования некоторых радикальных групп. Поскольку влияние консерваторов давно упрочилось, их голоса имеют вес, а поскольку человечество устало, будет предприниматься почти все, чтобы быстро вернуться к тому нормальному положению дел, которого требуют консерваторы, если те, кто обладает новым видением, не начнут действовать быстро и мудро — признаков чего пока еще очень мало.

ФРАНЦИЯ

Франция яро требует, чтобы ее древняя слава была признана, чтобы ее древняя заслуга, когда она осуществляла главное цивилизующее влияние в старой Европе, сохранялась в памяти и чтобы ее оберегали и защищали. Она требует, чтобы ничего не предпринималось без консультации с ней. Но Франция десятки лет являла миру картину великой разъединенности и политической коррупции и подкупа; она всегда проявляла глубокую любовь и жажду материальных удовольствий, гордясь своим реализмом, но не духовным идеализмом, и подменяя своим блистательным интеллектом и острым научным восприятием субъективные реальности. Вынесла ли Франция урок из своего падения летом 1940 года, состоящий в том, что ценности духа должны занять место тех, коими она до сих пор руководствовалась? Понимает ли, что ей нужно вернуть себе уважение мира — уважение, которое она потеряла, когда капитулировала и втянулась в коллаборационизм, показав, что она внутренне слабее тех гораздо меньших наций, что продолжали бороться, пока их не заставили признать поражение? Сможет ли Франция выйти из этого испытания очищенной и способной демонстрировать новую способность мыслить категориями бескорыстных международных отношений, а не исключительно в терминах той материальной цивилизации, которую она успешно строила на протяжении многих веков? Она это может — и в конце концов сделает. Ее блестящий интеллект (если он обратится к изучению того, что относится к духу) может превзойти более слабые умы; ее ясное восприятие и способность облекать мысли в точные кристально ясные понятия будут использоваться для того, чтобы выражать многие вечные истины. Когда Франция обретет свою духовную душу, а не просто свою интеллектуальную душу, она явит себя посредницей, через которую придет откровение о природе человеческой души. В прошлом Франция раскрывала природу человеческой души на стадии своего сильнейшего индивидуализма и эгоизма. Пройдя через огонь и боль, она позднее продемонстрирует качества человеческого духа. Акцент на материальных ценностях и подчеркивание значения Франции для мира вместо значения интернационализма для Франции в виде бескорыстных международных отношений — вот та психологическая проблема, с которой Франция сейчас столкнулась и которую уразумели некоторые ее самые тонкие мыслители. Сможет ли Франция научиться мыслить в пользу наций, живущих за ее пределами, или же будет продолжать думать только о себе? Вот вопрос, на который она должна ответить.

ГЕРМАНИЯ

Нет особой необходимости говорить о недостатках немецкой нации; они до боли ясны всему миру. Германия мистических поэтов и писателей средневековья снова возродится: Германия музыкальных фестивалей, Германия, давшая миру лучшую музыку всех времен, Германия Шиллера и Гёте, Германия философов. Основными недостатками немецкого народа являются крайняя негативность, которая делает его легче всего "обусловливаемым" народом всех времен, а также способность признавать диктатуру и поддаваться пропаганде без каких-либо вопросов или протестов и с глубоким чувством собственной неполноценности. Следовательно, немецкий народ легко покоряется эксплуатации и быстро убеждается теми, кто умеет кричать и угрожать; его легко регламентировать.

Такую негативность нужно преодолеть и заботливо обучать индивидуума мыслить и действовать самостоятельно, оперировать собственными идеями, культивируя дух доброй воли. Последняя должна стать ключевой нотой в будущем воспитании народа Германии. Благодаря этому и при правильной идеалистической пропаганде он сможет наработать правильные привычки мышления так же легко, как ранее вовлекался в зло и в обособляющее мышление. Регламентация немецкого народа еще долго не должна прекращаться, но мотивация его должна полностью измениться. Его главная психологическая проблема в том, чтобы признать свою связь и равенство со всеми другими народами. Главная задача Организации Объединенных Наций — найти сильного и доброго лидера, который сможет проводить регламентацию в духе понимания и доброй воли, пока необходимость в ней не отпадет и немецкие мужчины и женщины не смогут мыслить сами за себя, не поддаваясь пропаганде какой-либо группы или военной касты. Ответственность союзников велика. Воспользуются ли они отзывчивостью немецкого народа на пропаганду и будут ли эксплуатировать ее должным духовным образом? Проследят ли за тем, чтобы учебные заведения в этой несчастной стране были в руках тех, кто провидит будущее, кто полон твердой решимости воспитывать подрастающее поколение в том духе, что они люди, а не сверхчеловеки? Смогут ли внедрять в сознание детей сегодняшнего дня и тех, кто родится позднее, значение и важность правильных человеческих отношений? Смогут ли проводить такой процесс обучения достаточно долгое время? Этим проверяются истинные намерения Организации Объединенных Наций. О духовных потенциях немецкого народа забывать нельзя. Мы должны провидеть, чем его можно научить стать. По сути, он может при правильных условиях и методах воспитания измениться быстрее, чем любая другая нация Европы. Германия еще проявляет стадное сознание. Оно должно быть трансмутировано в групповое сознание — сознание свободного индивидуума, сотрудничающего с другими людьми доброй воли на благо целого.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Великобритания была великой империалистической державой. Ее дух накопительства, ее упорство и твердость в политических маневрах в прошлом соответствовали этому статусу. Она проводила "политику силы" и стала экспертом в науськивании одной нации против другой, стремясь сохранить статус-кво и целостность Британских островов. Она усердно работала для достижения международной стабильности, которая позволяла бы ей действовать гибко и осуществлять свои расчеты. Ее обвиняли в чрезмерном торгашеском духе, и другие народы дали ей прозвище "нация лавочников". Британцев часто недолюбливают прочие народы; их фанаберия, национальная гордость и позиция хозяев мира отталкивают многих. Великобритания вносит кастовое чувство во все свои международные отношения, подобно тому как система классовых разграничений веками заправляла в ее внутренних отношениях. Все эти обвинения справедливы, и враги Великобритании могут предъявить суду достаточно улик. Британцы в целом были реакционны, слишком осторожны и консервативны, тяжелы на подъем и склонны удовлетворяться существующими условиями, особенно если эти условия чисто британские. Все эти характеристики вызывали крайнее раздражение других народов, особенно нации, отпочковавшейся от британской: американской. Такова одна сторона картины. Но британцы не антисоциальны; они проторили путь реформам для подъема благосостояния, учредив такие меры, как выплата пенсий по старости, задолго до того, как это сделали другие народы. Британцы проявляют глубокий патернализм по отношению к меньшим, менее развитым нациям, и действительно помогают им. Поскольку они консерваторы, им трудно уловить момент, когда лучше прекратить патерналистскую помощь. Девиз Дома Уэльсов: "Я служу". Врожденная тенденция британской расы — служение нациям и расам, собравшимся под флагом Соединенного Королевства. Следует помнить, что с начала двадцатого века большие перемены произошли в мышлении английского народа. Прошлое ушло; кастовая система с ее отчужденностью, обособленностью и патернализмом быстро сходит на нет, так как война и труд подчеркивают сущностное равенство. Великобритания больше не ищет территорий; теперь она является содружеством совершенно независимых наций.

Главная психологическая проблема, стоящая перед британским народом, — заслужить доверие мира и добиться, чтобы другие нации признали справедливость его мышления и планирования, его добрые намерения. Британия их утратила за последние несколько столетий, но сейчас медленно их восстанавливает. Сегодня ее позиция в делах мира основана на интернационализме; она желает блага целому и готова к жертвам ради него; ее намерения справедливы, а воля направлена к сотрудничеству; ее гражданам свойственно мужество и здравое мышление; они обеспокоены тем, что прошлое вызывает к ним антипатию других народов. Если Великобритания оставит свою робкую и гордую замкнутость в себе, она могла бы вместе с остальными нациями мира двинуться по жизненному пути почти без разногласий.

РОССИЯ

Россия сегодня остается великой загадкой для остального мира. Потенциал ее служения человечеству и способность навязывать свою волю всему миру превосходят таковые любой другой нации. Это само по себе рождает недоверие. Ее территория охватывает значительную часть Европы и всю северную Азию. Она прошла через великую жестокую революцию и последующий период переустройства. Она готовится к мировому сотрудничеству и выказывает хотение осуществлять его на ее собственных условиях — на условиях полного контроля над другими землями, начиная с малых народов на ее западных границах. Она поднимает свои народы из состояния невежества и бедности к знанию и достатку. России глубоко не доверяет остальной мир, особенно его консервативные элементы, по двум причинам: во-первых, из-за жестокости, сопровождавшей начальные этапы революции — период, называемый "большевизмом", — а также из-за последующего периода намеренной решительной изоляции за замкнутыми границами. Однако ее молчание было творческим. Затем война вынудила Россию прервать его ради мирового сотрудничества. Она была втянута в мировую войну. Россия — дом зарождающегося откровения, имеющего великое духовное и групповое значение, откровения для всего человечества. Именно смутно ощущаемое и отчасти ошибочное разумение сего факта породило ее коварную пропаганду.

Россия вызвала брожение в других странах, сама еще толком не узнав, что это за откровение, хранителем которого она является. Поэтому ее активность преждевременна. Истинный секрет братства (пока еще неизвестный и неуясненный) должна открыть миру Россия, но пока она сама еще не знает, что это такое. Что Россия является духовным хранителем откровения, чувствуется остальными нациями мира, и первой их реакцией был страх из-за некоторых ее начальных ошибок и преждевременной активности на физическом плане. Тем не менее, все народы смотрят на Россию с ожиданием; они смутно понимают, что из нее придет нечто новое, ибо Россия быстро взрослеет, интегрируется и покажет, что она способна дать многое.

Мир наблюдает восход и порыв вперед нации, которая в четверть века свершила то, на что другим нациям потребовались многие поколения. Россия — гигант, берущийся за дело, молодой гигант, осведомленный о великой возможности, оживленный глубоко религиозным, хотя и не ортодоксальным духом, опутанный сочетанием восточных черт и западных целей, которому из-за ранее совершенных ошибочных действий мир не доверяет. Такими действиями были попытки внедриться в другие нации, дабы нарушить их стабильность и ослабить так, чтобы их легко было вовлечь в дом человечества, который Россия пытается строить. Россия внутренне (хотя пока бессознательно) мотивируется желанием осуществить братство. Примите ли вы этот диагноз великой неизвестной величины, которой является Россия? Только время сможет доказать верность сего утверждения, плюс мудрая активность и правильная пропаганда России. Психологическая проблема СССР состоит в конечном счете в том, чтобы заниматься собственными делами, стабилизировать и интегрировать громадное население и вести свои народы дальше к свету. Россия также должна научиться сотрудничать с другими державами на равных началах. Она не должна ради своих амбиций и планов пытаться вовлечь меньшие державы в сферу своей деятельности против их хотения, используя силу или давление. Ей еще многое необходимо сделать для обустройства необъятных территорий с их обитателями, которые уже попали в сферу ее влияния; остальные нации тоже должны осуществлять собственную судьбу, а не управляться Россией. Кроме всего прочего, перед Россией стоит задача дать остальным нациям мира такой пример мудрого управления, свободного выражения индивидуальной цели и включающего здравого образования, чтобы эти нации могли перенимать продемонстрированное Россией, сохраняя при этом собственную культуру, избранную форму государственности и собственный способ выражения братства. По своей природе, Россия стоит за новое мировое сознание, и через нее постепенно будет оформляться новое планетарное выражение в огне эксперимента и опыта. Эта великая нация (синтез Востока и Запада) должна научиться управлять без жестокости, без подавления свободной воли индивидуума и постольку, поскольку она полностью уверена в тех благотворных идеалах, которые она вырабатывает, но которые пока не выражены.

ПОЛЬША

Что касается польского народа, то долгое историческое прошлое накладывает на него ответственность за определенное культурное воздействие на окружающие нации и за духовное влияние, о котором он сам пока не осведомлен. Неизменный акцент на территориальных владениях закрывает ему глаза на истинное значение его возможного мирового вклада. Будучи очень эмоциональным и индивидуалистичным народом, поляки внутри собственных границ находятся в состоянии постоянной разъединенности и трений; у них нет внутреннего единства. Их психологическая проблема заключается в достижении интеграции, которая будет основана на преодолении расовой ненависти. Им нужно решать свою национальную проблему в духе доброй воли, а не эгоизма. Их истинная проблема состоит в достижении правильных внутренних взаимоотношений.

Хотя проблема границ, владений, территорий, колоний и материальных предприятий имеет огромные размеры в глазах всех наций, тот факт, что она характеризуется чисто материальным акцентом, говорит об ее относительной незначительности с точки зрения подлинной перспективы. Единственный фактор, действительно имеющий сейчас значение, это само человечество, и перед лицом человеческой агонии, человеческого страдания, человеческих лишений излишнее внимание к границам является глупым упорством. Урегулирование необходимо; границы должны быть определены. Однако окончательное решение должно определяться не историей или древней славой, но тем, что лучше для заинтересованных народов. Они сами должны принять решение.

Мировую войну лучшие умы и идеалисты Союзных Наций представляли как войну за человеческую свободу, хотя все великие державы вступили в нее с эгоистическими мотивами и ради самосохранения; это общеизвестно. Все в той или иной степени обладают здравым и бескорыстным скрытым идеализом. Речь идет об освобождении человечества от диктатуры. После войны будет проверяться успех победы. Если нации мира пожнут плоды свободных выборов, если народам оспариваемых территорий позволят свободным плебисцитом определять свои желания и пристрастия, если свобода слова, вероисповедания и настоящая свобода печати и радио станут результатом этой войны, вся человеческая семья сделает большой шаг вперед.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

Психологическая проблема, которая стоит перед Соединенными Штатами, заключается в том, чтобы научиться брать на себя ответственность за весь мир. И Великобритания, и Россия в определенной форме уже выучили этот урок.

Американский народ — по мере того как минует стадию юности — должен усваивать уроки жизни посредством экспериментирования и накопления опыта. Через такой урок проходят все молодые люди. Немецкая раса стара, немецкая нация очень молода. Народ Италии имеет древнее происхождение, тогда как итальянское государство исторически очень молодо. Упрек в юности (если это можно назвать упреком) действительно справедлив в отношении Соединенных Штатов. У их нации большое будущее, но оно связано не с материальным могуществом или коммерческой хваткой, как кажется многим материально мыслящим людям. Причина в глубоко духовном внутреннем идеализме, в огромной гуманистической потенции и — прежде всего — в том факте, что непорочное, здоровое происхождение из крестьян и среднего класса характеризует большинство расы. Неуклонно во всех нациях власть и прерогатива определять практическую идеологию быстро переходят в руки "народа" из рук так называемых правящих классов и аристократии. Таким странам, как Великобритания и Франция, признавшим определяющие эволюционные тенденции, легче продвигаться к будущему, чем таким, как Италия и Польша, которые веками управлялись аристократией и политически мыслящей церковью. В Соединенных Штатах Америки нет подобной помехи, за изъятием того, что законы капитала и финансов стремятся властвовать. Это в большой степени относится и к Великобритании.

Сложилось так, что корни народа Соединенных Штатов находятся в других странах, из которых и прибывали граждане Америки. В Штатах нет коренного населения, кроме краснокожих индейцев, безжалостно вытесненных притоком пришлых людей. Расовые группы в Штатах все еще отмечены своим происхождением и расовым наследием; психологически и физически они все еще итальянцы, британцы, финны, немцы и т.д. Этот факт — одно из чудес быстро интегрирующейся нации.

Подобно всем молодым людям, народ Соединенных Штатов проявляет, символически говоря, все черты юношества. Опять же, говоря символически, этому народу от семнадцати до двадцати четырех лет. Американцы кричат о свободе, но все еще не свободны; они отказываются выслушивать поучения, как посягающие на их права, и в то же время позволяют увлечь себя несостоятельным фанатичным политикам и людям некомпетентным; они очень терпимы и в то же время крайне нетерпимы к другим нациям; они готовы указывать другим нациям, как справляться с проблемами, хотя сами явно не способны справиться с собственными, чему доказательством обращение с американскими неграми и отказ им в равных с белыми правах и возможностях. Они неустанно экспериментируют во всех сферах жизни, со всеми типами идей и взаимоотношений. Пока творческое могущество расы проявляется в удивительном управлении природой и в грандиозных строительных проектах укрощения воды или соединения всех частей огромной страны дорогами и каналами. Америка — великое ратное поле во имя творческого эксперимента; ей чрезвычайно интересно испытать каждый тип идеологии. Борьба между капиталом и трудом достигнет своей кульминации в Соединенных Штатах, но будет проходить и в Великобритании и Франции. Россия уже нашла собственное решение проблемы, но жизнь меньших наций мира определит и обусловит результат этой битвы, достигнутый в Британском Содружестве Наций и в Соединенных Штатах.

Порядок в Соединенных Штатах должен быть установлен, и наступит он тогда, когда свобода будет интерпретироваться в категориях добровольно избранной дисциплины; свобода, могущая обернуться своеволием и истолковываемая каждым индивидуумом как то, что лучше всего для него самого, представляет собой опасность, которой необходимо избегать. Эту опасность ясно видят лучшие умы.

Подобно всем молодым людям, американцы считают себя выше других, более зрелых сестер-наций; они склонны думать, что их идеализм выше, точка зрения разумнее, а любовь к свободе сильнее, чем у прочих; они склонны забывать, что, хотя существуют отсталые нации, в мире много и таких, которые обладают более высоким идеализмом, более здоровыми мотивами и более зрелы и опытны в подходе к мировым проблемам. Опять же, как все молодые, американцы сильно критикуют другие народы, но часто не принимают и обижаются на критику в свой адрес. А в Америке, как и в любой нации, многое можно критиковать; всем нациям нужно провести хорошую домашнюю уборку, и трудность сейчас в том, что они должны проводить ее одновременно с правильным осуществлением своих международных отношений. Сегодня ни одна нация не живет для себя. Если она пытается это делать, она пролагает путь смерти, и в этом весь ужас позиции изоляционизма. Сегодня мы фактически имеем единый мир, и это подытоживает психологическую проблему человечества. Финалом являются правильные человеческие отношения, и нации выстоят или падут в зависимости от того, насколько они будут соответствовать сему видению. Согласно эволюционному закону и воле Бога, грядущая эра должна засвидетельствовать установление правильных человеческих отношений.

Мы вступаем в длительный экспериментальный период открытий; мы совершенно точно выясним, что мы представляем из себя, как нация, в наших групповых взаимоотношениях, в нашем религиозном выражении и в нашем способе управления. То будет очень трудная эра, и мы сможем успешно ее прожить лишь в случае, если каждая нация признает свои внутренние несовершенства и будет разумно исправлять их ради гуманитарных целей. Для всех наций это означает преодоление гордости и достижение внутреннего единства. Каждая разрывается сейчас враждующими группами: идеалистами и реалистами, политическими партиями и дальновидными государственными деятелями, религиозными группами, фанатично увлеченными своими идеями, капиталом и трудом, изоляционистами и интернационалистами, людьми, активно выступающими против отдельных групп или наций, и теми, кто на их стороне. Единственный фактор, который в должное время может окончательно установить гармонию и положить конец хаосу, это правильные человеческие отношения.

Любая страна может многое дать другим; но до тех пор, пока сотрудничество рассматривается — как это происходит сейчас — с точки зрения коммерческой или политической выгоды, оно не пойдет на пользу правильным человеческим отношениям.

Каждая страна должна многое почерпнуть у всех остальных стран. Это подразумевает признание своих специфических недостатков и готовность заимствовать у других на правах равенства. Каждая страна издает собственную особую ноту, которая должна быть приведена в унисон с другими нотами и усилить великий хор всех наций. Это станет возможным лишь тогда, когда будет восстановлена чистая религия и дана свобода духовным импульсам, вынашивающимся в каждой нации. Этого пока не произошло; теологические формы еще сковывают духовную жизнь.

Всякая нация благодаря своему прошлому, своим поступкам и принятым законам тесно связана со всеми прочими нациями, и, возможно, наиболее ярко этот факт демонстрируют Соединенные Штаты, чей народ составился из всех известных рас. Изоляционизму там было нанесено поражение прежде, чем он успел поднять свою безобразную голову, ибо народ Америки интернационален по своей натуре и происхождению.

Как было сказано раньше, человечество является мировым учеником; импульс, вызвавший разложение старых мировых форм, это духовный импульс. Духовная жизнь человечества сейчас настолько крепка, что разрушила все существовавшие формы человеческого выражения. Мир прошлого канул, сгинул навсегда, а новый мир форм еще не явился. Его созидание будет отличительной чертой возникающей творческой жизни человеческого духа. Усвойте тот важный факт, что дух един и что каждая нация должна научиться распознавать этот дух в себе и в других нациях.

Итак, задача любой нации двоякая:

1. Решить свои собственные внутренние психологические проблемы. Этого можно достичь, признав их существование, подавив национальную гордость и предприняв шаги, необходимые для установления единства и красоты ритма в жизни народа.

2. Пестовать дух правильных отношений. Это достигается признанием единого мира, частью которого является нация. За ним естественно следуют шаги, которые дадут нации возможность обогатить весь мир, внося свой индивидуальный вклад.

Такую деятельность — национальную и интернациональную — необходимо проводить с акцентом на практическом христианстве, а не на доминирующих теологиях или под тонко навязываемым контролем церкви.

С точки зрения духовных Сил Света, предстоящий мировой процесс будет включать в себя:

1. Неминуемый кризис свободы. Он подразумевает проведение свободных выборов во всех странах для определения типа правительства, национальных границ (там, где эта проблема существует), а также плебисцит народа с целью установить свою национальную и государственную принадлежность.

2. Очистительный процесс, проводящийся во всех нациях без исключения для того, чтобы благотворное единство, основанное на свободе и демонстрирующее единство в многообразии, могло быть достигнуто.

3. Неотступно проводимый образовательный процесс, благодаря коему все народы мира могли бы опираться на единую общую идеологию, которая в конечном итоге окажется самой эффективной — идеологию правильных человеческих отношений. Медленно, но неизбежно такое образовательное движение породит взаимопонимание и правильные взгляды и действия в каждом обществе, внутри любой церкви и нации, и в конечном итоге — во всей международной жизни. Это требует времени и бросает вызов всем людям доброй воли в мире.

Духовные водители расы могут лишь предложить такую формулу прогресса. Они не могут гарантировать ее воплощения в жизнь, ибо человечество свободно в решении своих проблем. Посему возникают вопросы:

Будут ли великие державы — Россия, Соединенные Штаты и Британское Содружество Наций — выступать вместе за общее благо человечества или каждая пойдет своим путем ради собственных эгоистических задач?

Пожелают ли меньшие державы — как, впрочем, и великие державы — поступиться частью своего так называемого суверенитета в интересах целого? Попытаются ли они взглянуть на мировую ситуацию с точки зрения человечества или же будут видеть только собственное индивидуальное благо?

Смогут ли они отказаться от постоянного придирчивого критицизма, присущего прошлому и взращивающего ненависть, и признать, что все нации состоят из человеческих существ, находящихся на различных ступенях эволюции и обусловленных своим происхождением, расовой принадлежностью и окружением? Захотят ли позволить ли друг другу брать на себя ответственность и все же помогать друг другу, как члены одной семьи, одушевленные единым человеческим духом, духом Бога?

Пожелают ли делиться дарами земли, зная, что те принадлежат всем — делиться свободно, как делает природа? Или допустят, чтобы они попали в руки нескольких могущественных наций или горстки могущественных людей и финансовых магнатов?

Вот лишь несколько вопросов, ответы на которые нужно искать и найти. Задача действительно выглядит нелегкой.

Но в мире сегодня достаточно духовно мыслящих людей, чтобы изменить отношения и положить начало новому духовно творческому периоду. Возрастут ли в могуществе эти наделенные видением и доброй волей мужчины и женщины, заставят ли себя услышать? Будет ли у них достаточно сил, упорства и отваги, чтобы преодолеть пораженчество, разорвать путы мешающих теологий — политических, социальных, экономических и религиозных — и работать для блага всех народов? Преодолеют ли они выстроившиеся против них силы своей твердой убежденностью в стойкости и потенциале человеческого духа? Будут ли верить во внутреннее достоинство человечества? Поймут ли, что весь эволюционный процесс ведет их к победе? Прочное установление правильных человеческих отношений уже определено как часть божественной цели, и ничто не может помешать их конечному осуществлению. Их, однако, можно ускорить правильными бескорыстными действиями.

_________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: