Типы экспертных систем

Одним из часто употребляемых оснований классификации экспертных систем является тип решаемых ими задач. Наиболее распространенные из них приведены в таблице 6.2.1.

Таблица 6.2.1. Основные области применения экспертных систем

Тип решаемых задач Суть решаемых задач
Интерпретация Построение описаний ситуаций по наблюдаемым данным
Прогноз Вывод вероятных следствий из заданных ситуаций
Диагностика Заключение о нарушениях в системе исходя из наблюдений
Проектирование Построение конфигурации объектов при ограничениях
Планирование Проектирование плана действий Сравнение наблюдений с критическими точками плана
Мониторинг
Отладка Выработка рекомендаций по устранению неисправностей Выполнение плана применения выработанной рекомендации Диагностика, отлаживание и исправление поведения ученика Интерпретация, прогноз, ремонт и мониторинг поведения системы
Ремонт
Обучение
Управление

Экспертные системы, применяемые для решения перечисленных типов задач, носят названия интерпретирующих, прогнозирующих и т.п. (более подробно см. [29])

Другим основанием классификации может служить тип модели предметной области. Различают статические и динамические предметные области [33]. Предметную область называют статической, если ее модель остается неизменной за все время решения задачи, т.е. остаются неизменными набор сущностей, их атрибуты, связи между ними и т.д. Если это условие не выполняется, то предметную область называют динамической. В соответствии с этим экспертные системы делятся на статические и динамические.

Существует мнение, что решение ряда важнейших практических неформализованных задач возможно лишь с использованием динамических экспертных систем [33]. В настоящее время именно этот класс систем переживает период плодотворного развития [34].

Иногда, говоря о динамических экспертных системах, их называют системами реального времени. Хотя в общем случае это не совсем корректно, т.к. данный термин подразумевает использование другого основания классификации - время реакции системы. Так, например, при решении задач управления под системами реального времени можно понимать системы, обеспечивающие обработку поступающей информации и выдачу управляющих воздействий с задержкой, исключающей переход управляемого объекта в аварийное состояние.

W 6.2.3. Методология разработки экспертных систем

• По опыту известно, что большая часть знаний в конкретной предметной В области остается личной собственностью эксперта. И наибольшую проблему Ш при разработке экспертной системы представляет процедура получения знаний у эксперта и занесения их в базу знаний, называемая извлечением знаний. В Это происходит не потому, что он не хочет разглашать своих секретов, а потому, что он не в состоянии сделать этого, - ведь эксперт знает гораздо больше, чем сам осознает. Кроме того, обладая большими знаниями и опытом в своей предметной области, эксперт может не быть специалистом в области компьютеров и систем ИИ. Поэтому для выявления знаний эксперта и их формализации на протяжении всего периода разработки системы с ним взаимодействует инженер по знаниям.

В целом процесс разработки экспертной системы носит эволюционный характер. В таблице 6.2,2 показаны пять основных этапов эволюции экспертной системы [29].

Таблица 6.2.2. Этапы эволюции экспертной системы

Идентификация Определение характеристик задачи
Концептуализация Поиск понятий для представления знаний
Формализация Разработка структур для организации знаний
Реализация Формулировка правил, воплощающих знания
Испытания Оценка правил, в которых воплощено знание
   

Ha этапе идентификации инженер по знаниям и эксперт определяют цели и задачи построения экспертной системы, ее предметную область, необходимые для нее ресурсы (время, вычислительные средства). Они также указывают участников процесса создания системы (например, дополнительных экспертов).

В ходе этапа концептуализации эксперт и инженер по знаниям выявляют основные понятия, отношения и характер информационных потоков, необходимые для описания процесса решения задач в данной предметной области.

На этапе формализации инженер по знаниям производит выбор инструментального средства разработки экспертных систем и при помощи эксперта представляет основные понятия и отношения в рамках некоторого формализма, задаваемого выбранным средством разработки.

В ходе этапа реализации эксперт осуществляет наполнение базы знаний, а инженер по знаниям комбинирует и реорганизует формализованное знание. Результатом этого этапа является программа-прототип, которую можно выполнять и подвергать контрольным испытаниям.

Наконец, в ходе испытания проводится оценка работы программы-прототипа. Как правило, эксперт дает оценку работы программы и помогает инженеру по знаниям в последующих ее модификациях.

Иногда к рассмотренным пяти этапам добавляют шестой - этап опытной эксплуатации [33], в ходе которого проверяется пригодность экспертной системы для конечных пользователей.

Перечисленные этапы создания экспертной системы не являются четко очерченными, детально определенными или даже независимыми друг от друга. В лучшем случае они грубо описывают сложный процесс извлечения знаний. На каждом из них возможен откат на несколько этапов назад. Таким образом, экспертная система эволюционирует, постепенно усложняя организацию и представление знаний. Время от времени, когда появляется необходимость в новых свойствах, которых нельзя достичь исходя из возможностей существующей системы, происходит существенная реорганизация и перестройка всей ее архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: