Периоды эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения. | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. | V. От изоляции к интеграции. |
Этапы развития системы специального образования (ССО) | Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей. | 1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии. | 2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали. | 3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация. | |
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70-е гг. | 70-е гг. ХХ в. –? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801 – 1930 гг. | 1930 – 1991 гг. | 1991 –? |
Опорная таблица 3
|
|
«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996)