Жестоковыйность

См. ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ. [18: 2]; [18: 4, 5]; [6: 13]

Небольшой огонь смягчает много воска; часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца. [4: 88]

К HАЧАЛУ

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КРАЙНИЕ ПРЕДЕЛЫ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ
И ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ИМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Если верх объедения состоит в том, что человек принуждает себя на принятие пиши, когда и не хочет есть, то верх воздержания – в том, чтобы и при алкании неповинную плоть свою удручать воздержанием. Если предел блуда есть то, когда кто похотствует при виде животных и даже бездушных созданий; то предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным. Если крайняя степень сребролюбия есть то, когда человек не может перестать собирать богатство или не насыщается им; то высота нестяжания состоит в том, чтобы не щадить и тела своего. Если крайним пределом уныния считается, когда кто и в покое по всему не имеет терпения; то верхом терпения справедливо называется то, если человек, находясь в утеснении, считает себя имеющим отраду. Если пучину гнева означает то, когда человек и наедине гневается; то глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии и в отсутствии злословящих. Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, обнаруживает тщеславные поступки; то признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не скрадываться тщеславною мыслию. Если знак погибели, т.е. гордости, есть, когда кто возносится и малыми и незначительными делами; то спасительный признак смирения есть смиренно думать о себе и при великих начинаниях и совершенствах. И если знак совершенного порабощения страстями состоит в том, что человек скоро повинуется почти всему, тайно всеваемому от бесов; то почитаю за признак святого бесстрастия, когда кто может неложно сказать с Давидом: "... уклоняющегося от мене лукаваго не познах (Пс. 100, 4), и не знаю, как он пришел, и зачем приходил, и как ушел; я ко всему такому стал нечувствителен, будучи весь соединен и уповая всегда быть с Богом". [29, 10]

К HАЧАЛУ

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ

Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему само собою явственно. [26: 188] Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который вкусил наш Владыка и Бог. [26: 191]

Споспешник и начало целомудрия есть безмолвие; угашение разжжения плотского – пост; а враг скверных и нечистых помыслов есть сокрушение сердца. [26: 192]

Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем суде рождает усердие. [26: 194]

Желание бесчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие и нестяжание суть убийцы печали. [26: 195]

Беспристастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных. [26: 196]

Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия. [26: 197]

Истребитель чувственных змей есть олень, а мысленных – смирение. [26: 198]

Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую – Превечный и Невидимый. [26: 199]

ИЗ ТОГО, ЧТО ВИДИМ В ПРИРОДЕ, МОЖЕМ БРАТЬ ЯСНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ И ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ [26: 200]

Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет через тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого тесного пути поста и бесчестия. [26: 201]

Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо. [26: 202]

ПЕЧАЛЬ НЕ ПО БОЗЕ [26: 204]

Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум, [26: 209]

Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается. [26: 214]

Как носящего ароматы обнаруживает благовонный запах и против воли его, так и имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению. [26: 215]

ГНЕВ И ЯРОСТЬ [26: 216]

Как огонь не рождает снега; так и ищущий земной славы не получит небесной. [26: 219]

Как одна искра часто сожигает множество вещества, так есть и одно благо, которое изглаживает множество великих согрешений, [26: 220]

Как невозможно без оружия убивать зверей, так невозможно без смирения приобрести безгневие. [26: 222]

Луч солнечный, проникнувший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его. [26: 223]

Как восходящие по гнилой лестнице подвергаются опасности, так и всякая честь, слава и могущество сопротивляются смиренномудрию. [26: 227]

Как невозможно, чтобы голодный не вспоминал о хлебе, так невозможно и тому спастись, кто не вспоминает о смерти и о последнем суде. [26: 228]

Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения. [26: 229]

Как, за неимением воды, изглаждают буквы и другими способами, так и души, лишенные слез, очищают и заглаживают грехи свои печалью и воздыханием п многим сетованием. [26: 230]

Как во множестве нечистот рождается много червей, так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений. [26: 231]

См. СРЕБРОЛЮБИЕ [26: 232]

Как свежая рана удобно излечивается, так противное сему бывает с многовременными душевными язвами, которые неудобно врачуются, хотя и врачуются. [26: 233]

См. ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ [26: 234]

Кто говорит, что имеет правую веру, а между тем грешит, тот подобен лицу, не имеющему очей. А кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд, [26: 235] Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи

Божией безбедно входит в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала. [26: 236]

Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей; ибо он не найдет другого средства к спасению [26: 238]

Как одержимому долговременною болезнью невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них [26: 239]

Рассматривай, как сильно действует в тебе всякая страсть и всякая добродетель – и узнаешь свое преуспеяние. [26: 240]

Как страждущему горячкою нет справедливой причины убивать самого себя, так и никому ни в каком случае не должно отчаиваться до последнего издыхания. [26: 244]

Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по возвращении с похорон идти на брак, так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или чести и славы от людей. [26: 245]

Чувство души есть естественное свойство ее, грех же есть оглушение чувства. Сознание производит или прекращение зла, или уменьшение оного. Сознание же есть порождение совести; а совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя, данного нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что непросвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные... [26: 248]

К HАЧАЛУ

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

О СОЮЗЕ ТРОИЦЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ,
ТО ЕСТЬ О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ

Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13, 13). [30: 1]

По моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. [30:2]

Первая все может творить и созидать, вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною, а третья никогда не падает, не престает от течения и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением. [30: 3]

Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге, простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. [30: 4]

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть, по действию своему она есть упоение души, а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. [30: 7]

См. ГОРДОСТЬ [30: 8]

См. ГОРДОСТЬ, СТРАХ, БОЯЗЛИВОСТЬ. [30: 10]

Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак, блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердны в служении Господину своему. Блажен, кто столько ревностен к добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто подвизается непрестанно угождать Господу как некоторые стараются угождать человекам. [30: 11]

Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. [30: 12]

Истинно любящий всегда воображает лицо любимого и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным.Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовью, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (Песнь Песней 5, 2) по великой любви моей. [30: 13]

Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего? [30: 16]

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня [30: 26]

Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. [30: 27]

Сила любви в надежде, ибо надеждою ожидаем воздаяния любви. [30: 28]

Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви, она убивает отчаяние, она – залог будущих благ. [30: 31]

К HАЧАЛУ

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: