Примечания А.А.Тахо-Годи (в сокращении). Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н

Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н. э.

[ 3 ] Гиппий был известен своим многознайством (за что получил прозвище Полигистор), а также хвастовством и богатством, которое он обрел, взимая большую плату за свои уроки. Как и другие софисты, он выступал, состязаясь в красноречии на общегреческих Олимпийских играх (заметим, что Олимпия находится в Элиде, родине Гиппия).

[ 4 ] Нестор из Пилоса, один из героев гомеровских поэм, мудрейший и красноречивейший старец, к мнению которого прислушивались все ахейцы.

[ 5 ] Софисты брали за обучение немалые деньги, Сократ же, по словам Ксенофонта, "ни с кого не требовал платы за свои беседы"; "кто берет плату за свои беседы, тех он презрительно называл продавцами сами себя в рабство..."

[ 7 ] Гиппий был известен также как математик (см. ниже прим. 8).

[ 8 ] В комментариях Прокла на Евклида говорится: "Гиппий Элейский сообщает, что он приобрел славу благодаря занятиям геометрией". Он, в частности, занимался проблемой квадратуры круга и даже считал возможным ее разрешение с помощью изобретенной им кривой.

[ 9 ] Меняльные лавки, или столы менял, где происходил обмен денег, принятых в других полисах, – одно из самых оживленных мест в Афинах, где среди разноязычной толпы бывали и софисты, и Сократ.

[ 10 ] Флакончик для масла – лекиф греки носили на поясе. Маслом натирались в палестрах перед гимнастическими занятиями или после омовения; оно впитывало пот, что было немаловажным во время жары. С помощью особых скребков очищали перед омовением кожу.

[ 11 ] О превосходной памяти Гиппия сохранились свидетельства: он, прослушав 50 слов сразу, воспроизводил их в том порядке, в каком они были сказаны.

[ 16 ] Илиада IX 650-655, пер. В. В. Вересаева. Сократ умышленно изображает Ахилла лжецом, в зависимости от обстановки говорящим то одно то другое. В действительности Ахилл не лжет, говоря Одиссею, что готов отплыть на родину после тяжкого оскорбления, а Аяксу – что вступит в бой не раньше, чем Гектор дойдет до ахейских кораблей. Оскорбленный Агамемноном, забравшим его пленницу, Ахилл уклоняется от военных действий, и ахейцы несут потери от осмелевших троянцев. В своем решении не вступать в бой и даже покинуть Трою Ахилл непреклонен. Всем читателям Гомера, в том числе и Сократу, хорошо известна просьба Ахилла к своей матери богине Фетиде, чтобы та умолила Зевса "подать свою помощь троянцам" и тем самым заставить Агамемнона раскаяться. Герой даже готов убить Агамемнона. Страшный гнев настолько ослепляет Ахилла, что он не может владеть собой и уже вытаскивает меч из ножен, но Афина укрощает его властным слоном.

Таким образом, в IX песне Ахилл ничуть не лжет, хотя и колеблется "меж двух решений". Он отвергает дары Агамемнона и, как и раньше, готов уехать во Фтию, но помнит уговор матери с Зевсом и знает, что богами уже предрешено, что он вступит в битву, когда Гектор дойдет до ахейских кораблей.

Сократ упрощает ситуацию, останавливаясь на отдельных, не связанных между собой фактах, т. е. он поступает так, как поступали в своих спорах софисты, и преподносит Гиппию наглядный урок в излюбленной софистами манере. Весь этот пассаж является также пародией на дотошные и скрупулезные комментарии Гомера разных авторов, состязавшихся в оригинальности толкования древнего эпика.

[ 17 ] Мать Ахилла Фетида была нереидой, т. е. морской богиней, и супругой героя Пелея. Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, мудрый кентавр, был воспитателем героев Ахилла, Ясона, Тесея, Диоскуров и обучил врачеванию Асклепия.

[ 18 ] Эти рассуждения Сократа об умышленной и неумышленной лжи и о том, что правдивый и лжец ничем не отличаются друг от друга, напоминают беседу Сократа и юноши Евтидема, которую передает в "Воспоминаниях о Сократе" Ксенофонт. В этой беседе Сократ склоняется к мнению, что наносящий обиду сознательно лучше и справедливее того, кто делает это без умысла. Он признает также, что те, кто не знает прекрасного и доброго, – рабские натуры. В настоящем же диалоге Сократ до конца выдерживает взятую на себя роль простака, пребывающего в неведении, и позиция его здесь остается неопределенной.

[ 19 ] Ср. рассуждения Аристотеля о добродетели: она не является ни только чистым знанием (episteme), ни только чистой потенцией духа (dynamis), по внутренним сознанием человека, его достоянием (hexis) (Никомахова Этика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: