Пояснительная записка. 1. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030900 «Юриспруденция»

1. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030900 «Юриспруденция», утвержденного 14 декабря 2010 г. № 1763.

2. Процесс изучения дисциплины «История парламентаризма в России» направлен на достижение следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

3. Процесс изучения дисциплины «История парламентаризма в России» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»:

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовое акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

в педагогической деятельности:

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

4. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо магистрантам для изучения данной дисциплины:

1. История отечественного государства и права

2. Теория государства и права

3. Конституционное (государственное) право РФ

Содержание учебной дисциплины (модуля)

Парламентаризм как элемент демократии. Парламентаризм как идея в общественном и правовом сознании. Парламентаризм и законодательная власть.

Парламентаризм и непосредственная демократия. Парламентаризм и местное самоуправление. Роль концепций народного суверенитета и общественного договора (Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Монтескье Ш.) в становлении идей парламентаризма. Народное представительство и проблема передачи властных полномочий. Представительство как основа выборного принципа функционирования государственной власти. Парламентаризм и гражданское общество.

Политико-юридические науки о парламентаризме. Парламентаризм как особая система организации государственной власти. Парламентаризм и принцип разделения властей. Проблема верховенства парламента в системе органов государственной власти. Парламентаризм как теоретическая концепция определяющая деятельность законодательной власти. Парламентаризм как теория и практика деятельности парламента.

Парламентаризм и парламент. Место и роль парламента в системе органов государственной власти.

Представительные функции парламента. Парламентаризм и проблема взаимодействия ветвей власти. Парламент, парламентская и президентская республики. Парламент и монархия. Функции парламента в области принятия законов, установления налоговой системы, утверждения государственного бюджета, решения вопросов внутренней и внешней политики, формировании государственных органов, осуществлении политического контроля, обеспечении политической гласности и легитимации власти.

Выборы как способ отбора представителей народа. Статус депутатов.

Допарламентские формы представительной власти в России.

Вече как реализация непосредственной демократии в Древней Руси. Эволюция института веча. Взаимодействие веча и исполнительной власти. Новгородское вече как форма высшей непосредственно-демократической власти.

Земские соборы как важнейший элемент системы сословно-представительной монархии в России XVI – XVII вв. Взаимосвязь веча и Земских соборов. Место и роль Земских соборов в системе органов центральной власти. Функции Земских соборов. Земские соборы и монарх. Эволюция института Земских соборов и причины его исчезновения.

Идея выборного представительства в условиях функционирования самодержавно-абсолютистской системы XVIII – начала XX вв. Попытки создания представительных органов (Уложенная комиссия, «Конституция» Лорис-Меликова М.Т., «Булыгинская» дума).

Становление парламентаризма в России. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. и политические реформы. Манифест 17 октября 1905 г. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. и начало изменения политической системы России. Государственная дума. Государственный Совет. Система выборов в Государственную думу. Деятельность 1-й и 2-й Государственных дум. Роспуск 2-й Государственной думы и изменение выборного законодательства. Деятельность 3-й и 4-й Государственных дум. Государственные думы и революция. Временный комитет Государственной думы. Государственная дума как форма парламентаризма.

Учредительное собрание. Подготовка и выборы в Учредительное собрание. Проблема открытия Учредительного собрания. Политическая борьба и роспуск Учредительного собрания. Учредительное собрание и Гражданская война.

Складывание советской системы. Становление системы Советов как органов власти. Оценка характера советской системы организации власти. Конституции СССР 1918, 1924, 1936, 1977 гг. о Советах. Избирательная система. Съезды Советов, Верховный Совет. Советы и парламентаризм.

«Перестройка» и ее влияние на изменение системы высших органов власти. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Распад СССР.

Становление российского парламентаризма. Кризис взаимоотношений законодательной и исполнительной власти 1991–1993. Конституция 1993 г. Федеральное собрание как парламент. Развитие российского парламентаризма в 1990-х – 2000-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: