1. Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 030900 «Юриспруденция», утвержденного 14 декабря 2010 г. № 1763.
2. Процесс изучения дисциплины «История парламентаризма в России» направлен на достижение следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а) правотворческая деятельность:
- подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
в) правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
|
|
д) организационно-управленческая деятельность:
- осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
- проведение научных исследований по правовым проблемам;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
- преподавание юридических дисциплин;
- осуществление правового воспитания.
3. Процесс изучения дисциплины «История парламентаризма в России» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция»:
а) общекультурных (ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
|
|
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовое акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);
4. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо магистрантам для изучения данной дисциплины:
1. История отечественного государства и права
2. Теория государства и права
3. Конституционное (государственное) право РФ
Содержание учебной дисциплины (модуля)
Парламентаризм как элемент демократии. Парламентаризм как идея в общественном и правовом сознании. Парламентаризм и законодательная власть.
Парламентаризм и непосредственная демократия. Парламентаризм и местное самоуправление. Роль концепций народного суверенитета и общественного договора (Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Монтескье Ш.) в становлении идей парламентаризма. Народное представительство и проблема передачи властных полномочий. Представительство как основа выборного принципа функционирования государственной власти. Парламентаризм и гражданское общество.
Политико-юридические науки о парламентаризме. Парламентаризм как особая система организации государственной власти. Парламентаризм и принцип разделения властей. Проблема верховенства парламента в системе органов государственной власти. Парламентаризм как теоретическая концепция определяющая деятельность законодательной власти. Парламентаризм как теория и практика деятельности парламента.
Парламентаризм и парламент. Место и роль парламента в системе органов государственной власти.
Представительные функции парламента. Парламентаризм и проблема взаимодействия ветвей власти. Парламент, парламентская и президентская республики. Парламент и монархия. Функции парламента в области принятия законов, установления налоговой системы, утверждения государственного бюджета, решения вопросов внутренней и внешней политики, формировании государственных органов, осуществлении политического контроля, обеспечении политической гласности и легитимации власти.
|
|
Выборы как способ отбора представителей народа. Статус депутатов.
Допарламентские формы представительной власти в России.
Вече как реализация непосредственной демократии в Древней Руси. Эволюция института веча. Взаимодействие веча и исполнительной власти. Новгородское вече как форма высшей непосредственно-демократической власти.
Земские соборы как важнейший элемент системы сословно-представительной монархии в России XVI – XVII вв. Взаимосвязь веча и Земских соборов. Место и роль Земских соборов в системе органов центральной власти. Функции Земских соборов. Земские соборы и монарх. Эволюция института Земских соборов и причины его исчезновения.
Идея выборного представительства в условиях функционирования самодержавно-абсолютистской системы XVIII – начала XX вв. Попытки создания представительных органов (Уложенная комиссия, «Конституция» Лорис-Меликова М.Т., «Булыгинская» дума).
Становление парламентаризма в России. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. и политические реформы. Манифест 17 октября 1905 г. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. и начало изменения политической системы России. Государственная дума. Государственный Совет. Система выборов в Государственную думу. Деятельность 1-й и 2-й Государственных дум. Роспуск 2-й Государственной думы и изменение выборного законодательства. Деятельность 3-й и 4-й Государственных дум. Государственные думы и революция. Временный комитет Государственной думы. Государственная дума как форма парламентаризма.
Учредительное собрание. Подготовка и выборы в Учредительное собрание. Проблема открытия Учредительного собрания. Политическая борьба и роспуск Учредительного собрания. Учредительное собрание и Гражданская война.
Складывание советской системы. Становление системы Советов как органов власти. Оценка характера советской системы организации власти. Конституции СССР 1918, 1924, 1936, 1977 гг. о Советах. Избирательная система. Съезды Советов, Верховный Совет. Советы и парламентаризм.
|
|
«Перестройка» и ее влияние на изменение системы высших органов власти. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Распад СССР.
Становление российского парламентаризма. Кризис взаимоотношений законодательной и исполнительной власти 1991–1993. Конституция 1993 г. Федеральное собрание как парламент. Развитие российского парламентаризма в 1990-х – 2000-х гг.