Раздел 2. Модели рыночной экономики

Мировой опыт свидетельствует о существовании нескольких

моделей рыночной экономики. Это зависит от действия следующих факторов:

-исторических условий развития той или иной страны;

-природно-климатических условий, географического местоположения;

-наличия природных ресурсов, их доступности;

-уровня развития производительных сил;

-традиция населения, обычаев и менталитет.

Рыночная экономика основывается на общих «правилах игры». Природа прибыли, акций, банковского процента и т.д. – едина. Здесь все руководствуются одинаковыми принципами: ограниченностью ресурсов и неограниченностью потребностей. Общие же черты всех моделей рыноч-ной экономики можно свести к следующим:

-разнообразие форм собственности;

-свободное ценообразование на большинство товаров и услуг;

-свободная конкуренция и антимонопольная деятельность государств4

-развитое предпринимательство;

-наличие элементов государственного регулирования.

В то же время национальная окраска рыночной экономики всегда имеет место. Это свидетельствует об отражении в моделях рыночной экономики специфических черт той или иной страны. В современном мире можно выделить несколько наиболее распространенных моделей рыноч-ной экономики.

Разнообразие моделей рыночной экономики свидетельствует о том, что свободный рынок – это абстракция. В меньшей или большей степени государство регулирует рыночный механизм. Регулируемый рынок – отражение реалий XX века, государство пытается сгладить удары рынка по интересам отдельных граждан. Главное здесь – найти оптимальное соче-тание рыночного и государственного регулирования. Чрезмерное вмеша-тельство государства приводит к деформации рыночной экономики. В свою очередь, уход государства из экономики, фетишизация рынка времён Адама Смита, рассуждения о полной экономической свободе не отражают реальное положение дел. Рыночная экономика имеет как положительные, так и отрицательные стороны, некий выбор «плюсов» и «минусов». Положительные черты рынка:

-гибкость и высокая адаптация к динамично изменяющимся условиям;

-способность удовлетворять разнообразные потребности с высоким качеством и в необходимом количестве;

-самостоятельность и независимость производителей и потребителей, в заключении договоров и сделок, принятии хозяйственных и иных решений;

-быстрое и эффективное использование нововведений (техники, технологий, организации) с целью максимизации прибыли и минимизации издержек.

Отрицательные черты рынка:

-отсутствие гарантий права на труд и доход, воспроизводство; существенного неравенства;

-ориентация не на производство социально-значимых товаров и услуг, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги;

-отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – общественных благ (спорт, образование, здравоохранение и т.п.).

Таким образом, рынок – наиболее эффективная форма организации экономики, но он не способен во всем и всегда обеспечить саморегулиро-вание и равновесие экономической системы. Государство компенсирует несовершенство рынка. Современная экономика – это экономика смешан-ного типа, сочетание рыночного и государственного регулирования, что подтверждено практикой.

С позиций роли государства экономика состоит из трёх секторов: государственного, частного и общественного. Общественный сектор занимает промежуточное положение между государственным и частным. В нем механизм рынка или совсем не срабатывает, или срабатывает частич-но. Здесь производятся экономические блага особого рода, общественные по своей природе. Они не могут являться предметом купли-продажи (ус-луги национальной обороны, пожарной охраны, полиции и т.д.). В самом общественном секторе можно видеть три блока: государственный, добро-вольно-общественный, смешанный. Здесь рынок не срабатывает. Для второго и третьего – частичное использование рыночных механизмов. Поэтому образование, культура, здравоохранение в различных странах строятся на разнообразных принципах. Есть страны, в которых образова-тельные услуги, включая высшую школу, бесплатны (Норвегия). Есть и другие, где существуют как платные, так и бесплатные образовательные услуги (Япония). Однако нерыночный сектор экономики – объективная реальность[Рыбаков Ф.Ф. и др. Основы экономической теории /Учебное пособие/.-Луганск: „Книжковий світ”, 2002.-стр.50-51].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: