Послание Иуды. 1:1: «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова»

1:1: «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова».

Мф10:2-4 перечисляет апостолов. Другого Иуды, кроме Искариота, там нет. Лк6:14-16, перечисляя апостолов, вместо Леввея по прозвищу Фаддей называет Иуду, сына Иакова.

Едва ли автором был Иуда Фома. Конечно, его Евангелие должно быть только сборником цитат Иисуса, но сам подбор их весьма характеризует Фому. Трудно предположить, что этот же человек написал это послание. Кроме того, его устойчиво называли Фомой, а не Иудой.

Трудно представить себе, когда апостол называет себя рабом того, с кем он провел в Галилее продолжительное время, с кем говорил, в ком сомневался.

1:3: «я почел за нужное написать вам обращение – подвизаться за веру, однажды данную святым».

Иуда называет сам себя святым? Ин5:31: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно…»

Иуда говорит «однажды преданную» - едва ли бы так сказал очевидец.

1:4: «некоторые люди… обращающие благодать Б. нашего в повод к распутству и отвергающие… Иисуса Христа».

Распутству предавались многие языческие секты. Какие-то из них могли впитать мессианскую легенду Иисуса. Такая легенда о скором конце дней хорошо могла использоваться для обоснования распутства. Не исключено, что как раз они-то и были первыми христианами, с которыми боролись сектанты, потом названные апостолами.

«Отвергающие… Иисуса Христа» могло быть поздней вставкой с целью дистанцироваться от сектантов. Могло быть и так, что распутные сектанты приняли только некоторые тезисы легенды, без ее теологической части.

1:5: «Господь, избавив народ из земли египетской, потом неверующих погубил…»

Такого в исходе нет. Возможно, Иуда имеет в виду то, что вышедшие из Египта старше двадцати лет не вошли в землю обетованную в наказание за то, что роптали. Но их не погубили.

1:6: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства… соблюдает в вечных узах…»

Это фантазии на эллинские темы.

1:7: «Как Содом и Гоморра и окрестные города… подвергнувшись казни огня вечного…»

В этом эпизоде Бытия нет речи о вечном огне. Упоминаются Содом, Гоморра и окрестности – а не окрестные города. Какие могли быть другие города в окрестности двух небольших поселений?

1:17-18: «помните предсказанное апостолами… Иисуса Христа… они говорили нам…»

Иуда явно не относит себя к апостолам.

1:18: «Они говорили нам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям».

Иуда дословно цитирует 2Петр3:3. Он явно жил гораздо позже апостолов и считал, что его-то время является последним.

Иисус, говоря в Мф24 о знамениях последних дней и свойствах лжепророков, не упоминал о похоти. Иуде послания уже были доступны, но Евангелий все еще не было.

1:20: «А вы… назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым…»

Иуда вообще не считал святой дух отдельной теологической сущностью, но полагал, что им обладает каждый верующий.

«Святейшей вере вашей» - к тому времени христианство уже превратилось в самостоятельную религию.

В целом, послание признается псевдоэпиграфией с заимствованием из 1Енох.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: