Для западного подсознательного мышления машины, уничтожающие все, также выражают идею Сатаны. Альфред Теннисон (1809-1892), английский поэт викторианской эпохи, написал об этом одним из первых. Он считал, что машины из времен Индустриальной революции являются символом зла.
Подобным идеям не чужд и Джон Толкиен (1892-7973). По его мнению, машины своей дьявольской силой пытаются подчинить себе природу и людей.
В это же время работал и великий Чарли Чаплин. В фильме «Огни большого города» маленький человек всеми силами борется со зловещим конвейером. Неслучайно в конце фильма, когда ему удалось сбежать от кошмарных машин, он стал жить со своей любимой на природе.
Что-то подобное мы видим и в его фильме «Великий диктатор». В финале герой (маленький большой человек) и его половинка находят приют на идиллической ферме среди природы, вдалеке от вооруженных до зубов машин (танков и самолетов) злодеев-нацистов.
Эта же линия продолжена в творениях Кэмпбелла, Лукаса и братьев Вашовских (Wachowski). В трилогии «Звездные войны» силы зла механизированы и живут в зловещих металлических кораблях-чудовищах. Один из самых злющих злодеев — Дарт Вейдер — превратился в машину. Почти все его органы заменены механическими частями, и дышит он с помощью механизма.
|
|
«Матрица» идет еще дальше. Там кровожадные машины превратили нас в батарейки и уничтожают каждое благородное существо, которое начинает сопротивляться (http://www.spookybug.com/origins/lotr.html).
Политические коммуникации
Политические коммуникаторы постоянно используют фигуру злодея. Всех политических противников, как говорится, можно привести к одному знаменателю. Одна из самых успешных политических коммуникаций — это нацистская и коммунистическая пропаганда.