Пример 2. Концептуальный сдвиг у Карен

Карен пришла ко мне на прием по совету её врача, который слышал о том, что я помогал местным атлетам развить свои навыки. Она была чемпионкой по спортивной ходьбе, и её беспокоило снижение качества своих выступлений на соревнованиях. Она пришла в спорт восемь лет назад и добилась значительного прогресса в региональных соревнованиях и в штате. Но недавно она начала все больше и больше волноваться непосредственно перед каждым соревнованием, и в результате её выступления становились все хуже. Несколько раз её выводили из соревнований за «поднятое или согнутое колено».

Анализ когнитивного компонента её тревоги выявил личность с высокой потребностью в достижениях и перфекционизмом, а также с сильной боязнью неудачи. В детстве её отец постоянно критиковал её и давил на то, что она должна добиваться успеха. Несмотря на успехи в школе, экономические обстоятельства и раннее замужество помешали ей развить весь свой потенциал. Будучи уже взрослой, ей казалось, что все другие области достижений для нее закрыты, и поэтому она принялась за спортивную ходьбу.

В таблице 8.1 отображена схема Карен, которая представляет её старый и новый гештальты.

Карен в конечном счете совершила транспозицию в сторону нового гештальта. Концентрируясь на изменении составных элементов, она получила новый взгляд на саму себя. Поначалу новый гештальт ускользал, так что она могла видеть его лишь изредка. Постепенно благодаря практике новое восприятие стало более рельефным, а старые мотивы стерлись. (274:)

Таблица 8.1. Схема старого и нового гештальтов

Старый гештальт Новый гештальт
Я должна быть очень успешной, в обратном случае никто не будет меня любить, одобрять и принимать, и я останусь абсолютно одна. Успех, любовь, уважение и принятие — производные принятия самой себя. Они могут прийти, а могут и нет, и могут значить сами по себе очень мало. До тех пор, пока я не признаю себя хорошим, стоящим человеком, такой, какая я есть, я не стану счастливой.
Составные элементы Составные элементы
Самое худшее в жизни — это не добиться успеха. Если я не выиграла все, то я проиграла. Успех — это иллюзия, неудача реальна. Человек должен все контролировать (себя и окружающую среду), иначе он проиграет. Если я не могу сделать что-то в совершенстве, то лучше не делать этого вообще. Мне уже не хватит времени, чтобы достичь успеха. Если я беспокоюсь о неудаче, то я с большей вероятностью добьюсь успеха. Мне необходимо, чтобы все меня одобряли и уважали. Самое худшее в жизни — это быть движимой единственным мотивом боязни неудачи. Если я не выиграла, это только значит, что я не выиграла. И успех, и неудача — все иллюзии. Часто человеку приходится уступать жизненным событиям. Человек не может контролировать все на свете. Если что-то не стоит того, чтобы это делать, то не стоит это делать хорошо. Успех безотносителен. Для счастья не существует временных ограничений. Беспокойство ничего не меняет, оно только расстраивает меня. Если я сама не буду уважать себя, то уважение всех людей в мире не будет иметь никакого значения. (275:)

Памятка: как взглянуть на мир по-новому

Наш мозгпоразительный орган. Он не только принимает, хранит и воспроизводит информацию, но и преобразует её самым впечатляющим образом. Он идет дальше доступной информации и создает целый новый мир. Он берет необработанные частички информации и трансформирует их в замысловатые паттерны, темы и истории.

Наш мозг похож, скорее, не на компьютер, выполняющий программу, а на художника, пишущего картины, сквозь которые мы видим и чувствуем мир, соприкасаемся с ним. Для рисования наш мозг подбирает самые разные материалы: он берет малиновые воспоминания, смешивает их с голубизной эмоций, добавляет немного зеленцы от инстинктов, чуть-чуть коричневого, желтого и белого от ощущений. Он не кладет цвета на палитру нашего ума наобум, не рисует числами. Мазками кисти он выводит панорамные сцены, драмы, триумфы и трагедии.

Иногда эти картины — шедевры креативности и воображения. Теории Альберта Эйнштейна, Томаса Джефферсона и Джона Стюарта Миллятакие же произведения искусства, как и полотна Николаса Пуссена, Клода Моне и Винсента Ван Гога. Творения их мозга обогащают и облагораживают нашу жизнь, предоставляя нам новый образ восприятия мира, в котором мы живем.

В то же время мозг других людей рисует странные, приводящие в замешательство отображения печальных сторон нашей жизни. Философ Фридрих Ницше и художник Вильям Блейк наводят ужас на некоторых людей. Но нам необходимо понимать и такие взгляды, потому что у нашей жизни, кроме обогащающих, есть и тревожащие аспекты.

Все мы художники. Наши произведения определяют, чувствуем ли мы себя счастливыми, грустными, разъяренными, разочарованными или восхищенными. Не мир создает наши эмоции, это делает наш мозг. Иногда наши творения настолько впечатляющи, что могут полностью поглотить нас. Они могут испортить нам жизнь настолько, что мы больше не можем эффективно функционировать и обращаемся в котацию.

Моя работа состоит в том, чтобы помочь вам нарисовать новые картины. Это не значит, что вы не знаете, как рисовать, или ваши краски только портят картины, это может значить, (276:) что вам никогда не приходилось учиться писать свои собственные работы. Вы выросли, копируя рисунки других людей, или, того хуже, вы научились рисовать только цифрами. Будучи взрослыми, вы пытались выдать эти картины за свои. Моя работа заключается не в том, чтобы диктовать, что вам изображать, а в том, чтобы позволить вам воплотить свои собственные идеи, основанные на вашем личном опыте.

Возможно, объяснить то, каким образом рисует наш мозг, лучше всего, не рассказывая, а демонстрируя это. Я покажу вам двойной рисунок — картинку, содержащую два образа, различение которых зависит от вашего восприятия. Это известный рисунок, который неоднократно публиковался, возможно, вы видели его раньше. Впервые он появился в английском журнале Puck под названием «Моя жена и теща».

Просто ради эксперимента, взгляните на картинку и попробуйте увидеть и молодую, и старую женщину. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете четко различать оба образа.

(Клиент практикуется с помощью терапевта.)

Мы видим тот или иной образ благодаря нашему мозгу. Мозг не просто компьютер, он не только дополняет картину сырыми данными, но и трансформирует ее. Я не думаю, что какой-либо компьютер способен так же преобразовывать изображения, как это может наш мозгмгновенно и автоматически. Он берет линии и тени на картине и комбинирует их с нашими воспоминаниями о похожих рисунках. Он находит сюжетмолодая женщина или старуха.

Но самое важное, что необходимо осознать, заключается в том, что на картине на самом деле нет ни старой, ни молодой женщины. Картинка представляет собой всего лишь набор чернильных пятен на листе бумаги, и ничего более. Мы можем видеть молодую женщину или старую. Различение того или другого образа не означает, что мы больны или глупы. Haut мозг создает изображение на полотне нашей собственной зрительной памяти. Чернильные точки — канва, а мозг — художник.

Этот рисунок иллюстрирует, как наш, мозг преобразует все, что мы видим. Мы воспринимаем вселенную, основываясь на этих трансформациях, которые включают наши мысли о себе, наше ощущение других людей, наши понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, что красиво, а что уродливо. Это вызывает у нас смех, плач, любовь или ненавистьвсе это обусловлено создаваемыми нашим мозгом картинами.

Вот какой у нас мозг! (277:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: