Манифест 19 февраля 1861 года

СТР. Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец 27всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, ипрочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным. Божиим провидением и священным законом престолонаследия бывпризваны на прародительский всероссийский престол, в соответствиесему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашеюцарскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякогозвания и состояния, от благородно владеющего мечом на защитуОтечества до скромно работающего ремесленным орудием, отпроходящего высшую службу государственную до проводящего на полеборозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе государства,мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельноблагоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности,права и преимущества, не достигло равномерной деятельности вотношении к людям крепостным, так названным потому, что оничастию старыми законами, частию обычаем потомственно укрепленыпод властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанностьустроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны ине определены с точностию законом, место которого заступалипредание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сегопроисходили добрые патриархальные отношения искренней правдивойпопечительности и благотворительности помещика и добродушногоповиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, приумножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственныхотеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногдапомещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды,добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу,отяготительному для крестьян и неблагоприятному для ихблагосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность кулучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши ипринимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но этобыли меры, частию нерешительные, предложенные добровольному,свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные толькодля некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельствили в виде опыта. Так, император Александр I издал постановлениео свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I— постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных 28инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и ихповинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанныхкрестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положениякрепостных людей на лучшее есть для нас завещаниепредшественников наших и жребий, чрез течение событий поданныйнам рукою провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскомудворянству, к изведанной великими опытами преданности егопрестолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его,составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причемдворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъятьтрудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И довериенаше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их,облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии,дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостныхлюдей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений,составлены предположения о новом устройстве быта находящихся вкрепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать посвойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены вправильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делукомитете; и составленные таким образом новые положения опомещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены вГосударственном совете. Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делуисполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат всвое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащиеим земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности,в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, дляобеспечения быта их и исполнения обязанностей их предправительством, определенное в положениях количество полевойземли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаныисполнять в пользу помещиков определенные в положенияхповинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьянеименуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную ихоседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать всобственность полевые земли и другие угодья, отведенные им впостоянное пользование. С таковым приобретением в собственностьопределенного количества земли крестьяне освободятся отобязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят врешительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них 29переходное состояние, приспособленное к их занятиям ипотребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сегоположения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениямиопределяется будущее устройство крестьян и дворовых людей,установляется порядок общественного крестьянского управления иуказываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права ивозлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и кпомещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особыедополнительные правила для некоторых особых местностей, дляимений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих напомещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены кместным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабысохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдныевыгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянамидобровольные соглашения и заключать условия о размерепоземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях ссоблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимоститаковых договоров. Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемыхоным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется длясего время, примерно не менее двух лет, то в течение сеговремени, в отвращение замешательства и для соблюденияобщественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьихимениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершениинадлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего мы признали за благоповелеть: 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянскимделам присутствие, которому вверяется высшее заведование деламикрестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. 2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров,могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить вуездах мировых посредников и образовать из них уездные мировыесъезды. 3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления,для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе,открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкиесельские общества соединить под одно волостное управление. 4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскомуобществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено,на основании местного положения, количество земли,предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размерповинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю,так и за другие от него выгоды. 5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере 30утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениямввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящегоманифеста. 6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людямпребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословноисполнять прежние их обязанности. 7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях,с правом суда и расправы, впредь до образования волостей иоткрытия волостных судов. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемогопреобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагоепровидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревностьблагородного дворянского сословия, которому не можем не изъявитьот нас и от всего Отечества заслуженной признательности забескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь толькоуважением к достоинству человека и христианскою любовию кближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права иположило основание новой хозяйственной будущности крестьян.Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшеетщание к приведению в исполнение новых положений в добромпорядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелецдовершит в пределах своего имения великий гражданский подвигвсего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян иего дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и темдаст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному идобросовестному исполнению государственных повинностей. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев облаге крестьян и признательности крестьян к благодетельнойпопечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимнымидобровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений,неизбежных в некоторых случаях применения общих правил кразнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что симспособом облегчится переход от старого порядка к новому и набудущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие иединодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашениймежду владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретатьв собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, отправительства будут оказаны пособия, на основании особых правил,выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного правараспространилась между не приготовленными к ней крестьянами,возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободеи забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался 31в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободнопользующийся благами общества взаимно должен служить благуобщества исполнением некоторых обязанностей, и по законухристианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности комудолжно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенныепомещиками права не могут быть взяты от них без приличноговознаграждения или добровольной уступки; что было бы противновсякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нестиза cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди приоткрывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностиюпримут важное пожертвование, сделанное благородным дворянствомдля улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердоеоснование собственности и большую свободу располагать своимхозяйством, они становятся обязанными пред обществом и предсамими собою благотворность нового закона дополнить верным,благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных имправ. Самый благотворный закон не может людей сделатьблагополучными, если они не потрудятся сами устроить своеблагополучие под покровительством закона. Довольствоприобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом,благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостиюи вообще честною в страхе Божием жизнию. Исполнители приготовительных действий к новому устройствукрестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребятбдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойнымдвижением, с наблюдением удобности времени, дабы вниманиеземледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческихзанятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плодыее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена дляпосева на земле постоянного пользования или на земле,приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призовис нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоегодомашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в летоот рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое,царствования же нашего в седьмое. Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: