Международно-правовые средства разрешения международных споров

ст. 2 Устава ООН

Допускаются любые невоенные средства – Гаагская конвенция 1907 «О мирном разрешении международных столкновений».

Каждое государство и другие субъекты МП обязаны разрешать споры между собой мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе м/н мир и безопасность.

М/н споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств (Декларация о принципах МП 1970).

б

Устав ООН делит споры:

- на особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию м/н мира и безопасности

- и другие споры (отсутствуют критерии разделения на указанные группы – решение должен принимать СБ ООН).

Политические и юридические споры: нет четкого разграничения; споры юридического характера должны передаваться в МС ООН; политические споры решаются политическими средствами.

Государства должны стремиться к разрешению своих м/н споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитражного и судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору (ст.33 Устава ООН).

1. Переговоры – наиболее часто применяемое средство, не имеет жесткой формализации, это механизм, основанный на обычаях, много свободы для сторон.

Существует свобода относительно порядка переговоров, но стороны не должны нарушать интересы и принципы государств.

Разновидностью переговоров является консультация (проводится на основании издаваемых соглашений). По результатам переговоров подписывается соглашение. Если переговоры безрезультатны, то это не оформляется никаким образом.

Пример: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 (в случае возникновения спора между участниками конвенции относительно ее толкования или применения они будут разрешаться путем проведения консультаций и переговоров).

2. Обследование (следственные комиссии учреждаются на основании соглашения между спорящими сторонами; задача комиссии – облегчить разрешение споров посредством расследования; стороны излагают комиссии факты и документы; комиссия выносит решение, не имеющее характера третейского; стороны могут воспользоваться этими фактическими выводами). Пример: Постоянная палата третейского суда.

3. Посредничество - средство регулирования споров, для которых привлекаются заинтересованные государства, а также иные субъекты международного права, не заинтересованные в исходе спора. Не существует жестких требований к процедурам и порядку осуществления. Порядок определяется в ходе переговоров. Посредничество бывает двух видов: активное и пассивное («добрые услуги»).

При активном посредничестве посредник выслушивает мнение сторон и предлагает свои конкретные варианты урегулирования споров. Например, арабо-израильский конфликт, посредники: США, ООН, РФ, ЕС.

При пассивном посредничестве посредник не занимается изучением предмета спора и не пытается выработать предложение по урегулированию. Он передаёт от спорящих сторон предложения и претензии, когда напрямую стороны дипломатически общаться не могут.

4. Специализированная комиссия (осуществляет деятельность на основании положения) Состав комиссии формируется сторонами из лиц, которые являются гражданами, не заинтересованными в споре государств. Количество членов всегда нечетное. Создаются на определенный срок (не более 2 месяцев), который может быть продлен.

Спорящие стороны предоставляют в комиссию сведения, которые считают необходимыми; могут излагать мнение, представлять доказательства, выслушивать показания свидетелей.

Цель работы комиссии – установление юридических фактов, но при этом комиссия не дает никакой оценки.

Составляется специальный протокол, в котором фиксируются установленные факты, имеющие отношение к спору либо невозможность установить какие-либо факты.

Доклад, сделанный комиссией, не имеет силу обязанности для спорящих сторон и не может использоваться сторонами в качестве доказательства при дальнейшем рассмотрении спора.

5. Согласительная комиссия (в РФ – примирительная комиссия). Может создаваться на основе соглашения спорящих сторон. Порядок формирования такой же, как и у специальной комиссии. В составе комиссии должны быть юристы и обязательно специалисты, которые могли бы привести стороны к компромиссу.

Цель: примирить стороны путем подписания соглашения, которое устраивало бы все стороны. Срок работы – 1-2 месяца.

Если в установленные сроки комиссия не сможет согласовать со сторонами договор о регулировании споров, то комиссия при завершении своей деятельности принимает доклад, в котором дает рекомендации по регулированию спора. Если договор подписан, то принятое соглашение о порядке регулирования спора является обязательным для сторон.

6. Международный арбитраж, третейские суды. Третейские суды требуют письменного соглашения спорящих сторон. Третейские суды делятся на 2 категории: постоянные суды и AD Hoc. Создаются при различных международных организациях, имеют свои внутренние регламенты и списки арбитров. Наиболее авторитетна Постоянная Палата третейского суда в Париже. В список арбитров каждое государство-член ООН предоставляет по 5 наиболее лучших кандидатов.

Решение является обязательным для сторон. Срок рассмотрения третейскими судами обычно – 1-2 месяца. Решение нельзя обжаловать, оно вступает в силу в момент его вынесения.

Последнее средство урегулирования споров – международные суды, которые могут быть либо самостоятельными международными структурами (Международный уголовный суд), либо структурными подразделениями международных организаций (Европейский суд, Международный суд ООН).

Международные суды также можно поделить на:

- суды, которые рассматривают споры между субъектами международного права (межгосударственные споры)

- суды, которые рассматривают споры с участием физических лиц, не являющихся субъектами МП (Европейский суд по правам человека)

В отличие от третейских судов состав международных судов формируется заранее, как правило, путем выборов на определенный срок. Международный суд ООН – 15 судей сроком на 9 лет.

Решения международных судов – обязательны для сторон, обеспечиваются принуждением со стороны тех организаций, при которых они создаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: