Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Один из основных принципов. Ему предшествовал принцип соблюдения международных договоров (появления и развития тесно связанно с римским правом; pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).

Имея длинную историю в 20 столетии этот принцип приобрел новое юридическое качество. Почему? Потому, что он распространил свое действие не только на договорные обязательства, но и на другие нормы международного права. Содержание данного принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права (1970 г.), а государства-участники ОБСЕ эти положения подтвердили в заключительном акте (1975 г.) «что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами, имеют важнейшие значения для поддержания международного мира и безопасности».

Государство не может уклоняться от выполнения обязательств вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину не исполнения или отказа выполнить свои обязательства. В силу данного принципа субъекты МП обязаны выполнить обязательства, только тогда можно говорить о добросовестности.

Значение принципа заключается в том, что он является основой международного права, что без него деятельность МП была бы проблематичной.

Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей МП (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями, или между международными организациями 1986 г.). Он так же действует в качестве общего принципа современного международного права и приобрел императивный характер (jus cogens).

Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании МП, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).

Он (принцип) выступает в качестве условий стабильности, правопорядка, согласованности, эффективности и т.д. С помощью этого принципа субъекты (МП) получают законное основание взаимно требовать выполнения условий и обязательств.

Одним из признаков данного принципа является недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств, что порождает вопрос об ответственности и посягательства на сам принцип.

Смысл принципа заключается в том, что это признанная всеми государствами (см. Устав ООН) универсальная и кардинальная норма, выражаемая юридическую обязанность субъектов МП. Отмена jus cogens (императивной нормы) означало бы ликвидацию всего международного права.

3. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом (сотрудничество государств).

Впервые признание и закрепление принципа в качестве правового в Уставе ООН, получено как результат взаимодействия государств антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне и как критерий общения в будущем на качественно новой, более высокий уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений. Так в пункте 3 ст.1 Устава ООН провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера, образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, развитию МП и его кодификации. Принцип сотрудничества нельзя понимать буквально. А необходимо рассматривать с другими принципами. В частности государственного суверенитета.

Нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений, с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности, прогрессу общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».

Четко определяются правовые рамки:

1. Обязанность сотрудничать во всех сферах международного общения, независимо от различия политических систем.

2. Сотрудничество должно быть подчинено достижению определенных целей.

3. Содействие международной экономической стабильности.

4. Содействие экономическому росту развивающихся стран.

Этому посвящена глава 9 Устава ООН «Международное и социальное сотрудничество» и Заключительный акт совещания (1975 г.) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Акт более конкретизирует области сотрудничества «повышать благосостояние народа, «использовать взаимные выгоды из НТП, социальной, экономической, научной, технической, культурной, гуманитарной областях». При этом будут учитываться интересы всех, в частности, развивающихся стран». При этом будут достигаться взаимопонимание и доверие, дружеские и соседские отношения, безопасность и справедливость.

4. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Устав ООН на второе место, после избавления от бедствий войны, поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека»; «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех» (пункт 3 ст. 1). С принятием Устава ООН и сохранением международного мира и безопасности в соблюдении основных прав и свобод, существует неразрывная связь. Устав содержит юридически обязательные нормы, принципы соблюдения прав человека: достоинства и ценности человеческой личности; равноправия народов; равноправия мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

Тем не менее Декларация (1970 г.) о принципах международного права не выделила ни одни из принципов как основополагающего.

Для утверждения прав человека в национальном праве потребовались целые тысячелетия, эпохи и исторические события, а во многих странах этот процесс до сих пор находится на начальной стадии.

Можно сделать и такой вывод, что нарушение любого принципа, все рано коснется нарушений прав и свобод человека.

В последние годы, даже в период холодной войны, мировым сообществом был принят ряд важнейших документов в области прав человека.

Во всеобщей декларации прав человека 1948 г., в двух международных пактах 1966 г. «о гражданских и политических правах»; «об экономических, социальных и культурных правах»; перечисляются права и свободы, которые государства обязались предоставить всем лицам, находящихся под их юрисдикцией, путем принятия законодательных и других мер. Так в соответствии с Конституцией РФ в (1993 г.) «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина» согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 ч.1). Приведенная статья дает основание утверждать, что международное право, часть права страны. В России «не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина».

В развитии этой формулы государства в итоговом документе Венской встречи ОБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться надлежащими способами.

Согласно этим и другим документам государства обязались: (1)- пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие прежде всего от международных преступлений (военные преступления, агрессия, геноцид, апартеид, международный терроризм, массовая дискриминация, сегрегация, сепаратизм); (2)- гарантировать и защищать интересы различных категорий граждан и человека (инвалиды) и организаций; права государства; гарантировать отдельные категории прав (трудовые, семейные, культурные, свободу информации, свободу ассоциации, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев и т.д.).

Среди международных договоров особо значима, является «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» с дополняющими ее протоколами и конвенция СНГ о правах и основных свободах человека: Всемирная конференция по правам человека (1993 г.).

В течении длительного времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции. Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих, с заботой о правах человека.

Некоторые государства, используют принцип суверенитета и невмешательства во внутренние дела (либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности),- для оправдания нарушений прав человека.

Права человека используются все в большей степени для выдвижения необоснованных требований на самоопределения (право на отделение), что наносит ущерб территориальной целостности государства, ущемлению прав человека включая право на жизнь.

Сказанное ни в коей мере не утрачивает международный аспект. Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы определяющие права и обязанности граждан, однако реализация этой власти, должна происходить в рамках МП, в частности, международного контроля в этой области, что не противоречит принципу невмешательства. В Документе московского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1991 г.) подтверждается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод составляют одну из основ международного порядка».

Соответствующие обязательства представляют «непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства»[2].

Принцип уважения человека в национальном праве занимает центральное положение «не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ст. 17 ч. 1).

Содержание этих положений определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества; устанавливает общепринятые стандарты; вводит в действие международные средства защиты массовых посягательств; становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности. Такова роль международного права и ее отрасли международного гуманитарного права.

Основные положения принципа уважения прав человека (из анализа международных актов):

- каждое государство обязано содействовать путем самостоятельных и совместных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, в соответствии с Уставом ООН (то есть, за каждым государством и международном сообществе лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав и свобод);

- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом без различия: пола, языка, расы, цвета кожи, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, сословия;

признания достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав, свободы, справедливости и всеобщего мира;

права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок;

- каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым оно принадлежит;

- государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;

- государство гарантирует эффективные средства правовой защиты;

государство обязано знать свои права и права человека и поступать в соответствии с ними.

Права человека неразрывно связаны с вопросами демократии. Парижская хартия для новой Европы подтверждает, что демократия признается участниками, единственной системой правления, демократического порядка, как в международных отношениях, так и в национальных системах. Необходимо пояснить,что под правами человека и гражданина в международном праве понимаются: права, свободы и обязанности. Тем более что во многих конституциях зарубежных стран свободы и обязанности рассматриваются как права человека и гражданина.

5. Территориальная целостность государства.

Территория является необходимым условием сосуществования государства и его материальной основой. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности (ст.2 пункт 4). Хотя в прямой постановке такого принципа в Уставе ООН нет. Он закреплен в заключительном акте (1975г.).

Территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа МП. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силы или ее применения. Например, отторжение территории; вооруженное вторжение не преследующие цели территориального захвата; временная оккупация части территории, то есть его содержание отражено в других принципах (принцип не применения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности, а равного использования военного политического, экономического или иных форм давления).

Следовательно, территориальная целостность и неприкосновенность, предоставлена в более широкой форме. Подчеркивается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушении Устава ООН.

Территория не должна быть объектом приобретения, никакие приобретения, явившиеся результатом угрозы силой, не будут признаваться законными. Концепция территориальной целостности государства была выдвинута после Второй Мировой войны, в ответ на стремления колониальных держав (метрополий) препятствовать национально–освободительному движению колоний.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеи ООН (14.12.1960 г.) особо отмечалось, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории».

Декларация о принципах международного права (1970 г.) сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующие или поощряющие действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политическому единству суверенных и независимых государств.

Законное изменение территории государства может иметь место в результате осуществления народом права на самоопределения, права на освобождение от иностранного гнета, если идет речь о государстве, действующим с соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, то его территориальная целостность нарушаться не может.

Известен принцип, когда часть территории отторжена (приобретена) другими государствами. Как известно отторжение части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй Мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). (Калининградская область, Судеты) Заключительном шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы СБСЕ (1975 г.). В частности в ст. IV в Декларацию принципов, включен заключительный акт Совещания «об уважении территориальной целостности», «политической независимости», «единство любого государства-участника». То есть заключительный акт выделил «территориальную целостность» в отдельный принцип (самостоятельный). Запрещены любые действия несовместимые с Уставом ООН, против территориальной целостности. Из этого следует, а могут ли быть действия совместимые с Уставом? Бесспорно, к ним относятся действия в порядке осуществления права на самоопределения.

Неприкосновенность территории означает также недопустимость использования ее естественных богатств. Ежегодно в послании Президента РФ Федеральному Собранию говорилось, что «территориальная целостность охватывает как пространство, так и ресурсы»[3].

Принцип территориальной целостности закреплен в совместной декларации, обосновав взаимоотношения между РФ и КНР (18.12.1992 г.); В Договоре об основах межгосударственных отношений и сотрудничестве между РФ и Р.Узбекистан (30.05.1992 г.); в ст. 5 Пакта Лиги арабских государств. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Руководители стран СНГ 15.04.1994 г. приняли «Декларацию о соблюдении суверенитета территориальной целостности и неприкосновенности границ участников СНГ». В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

6. Принцип нерушимости границ.

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Значение его определяется уважением существующих границ, как необходимое условие мирных отношений между государствами.

В Декларации о принципах международного права (1970 г.) содержание принципа излагается в разделе о принципе не применения силы: «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применение с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

В заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. сформулирован принцип, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они буду воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Это означает отказ от каких-либо территориальных притязаний. Государства обязаны воздерживаться от нарушений демаркационных линий, то есть временных или предварительных границ линий перемирия, установленные на договоренной основе, или каком либо ином основании. (Демаркационная линия между С. (КНДР)и Ю. Кореей).

В качестве самостоятельного, принцип нерушимости границ был сформирован Заключительным актом СБСЕ (1975 г.). Принцип содержит обязательства признания нерушимости всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй Мировой войны, что осложнило международные отношения. Тем самым надо признать, что принцип нерушимости границ не утвердился в общем, международном праве (существуют острые территориальные споры на Азиатском, Африканском,. Американском континентах -см. раздел 3).

Государства-участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований и действий, направленных на захват и узурпацию почти или всей территорию любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ для РФ в числе других принципов является основой взаимоотношения с другими государствами, что подтверждается его договорами.

Например, в Соглашении о создании СНГ (08.12.1991 г.) Алма-атинской декларации (21.12.1991 г.) подтверждается признание и уважение неприкосновенности существующих границ. Договор между РФ и Республикой Польша о дружеском и добрососедском сотрудничестве (22.05.1992 г.) включает: «стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Договоры между РФ и Украиной; РФ и Азербайджанской Республикой (03.07.1997 г.) о дружбе, сотрудничестве и безопасности.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантического договора (27.05.1997 г.); Акт учредил постоянный Совет России-НАТО.

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные, в соответствии с международным правом, границы каждого иностранного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: