Маршруты движения автотранспорта. Расчет технико-эксплуатационных показателей его работы на маршрутах
Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Основные элементы маршрута: длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута; оборот автомобиля – законченный цикл движения, т. е. движение от начального до конечного пункта и обратно; ездка – цикл транспортного процесса, т. е. движение от начального до конечного пункта.
Основные элементы маршрута показаны на рис. 2.1.
![]() |
Рис. 2.1 Основные элементы маршрута
Расстояние, на которое транспортируется груз за ездку, называется длиной ездки с грузом (lЕГ).
Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Схемы маятниковых маршрутов показаны на рис. 2.2. При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.

Рис. 2.2. Схемы маршрутов:
а - с обратным холостым пробегом; б - с обратным неполностью груженым пробегом; в - с обратным груженым пробегом; г - кольцевой маршрут; β - коэффициент пробега автомобиля на маршруте.
Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).
Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут — это сочетание развозочного и сборного маршрутов.
Необходимые показатели для расчета работы автомобиля на маршрутах:
te – время ездки автомобиля, ч;
tО – время оборота автомобиля, ч;
– время, затраченное на нулевой пробег, ч;
tp – время движения груженого автомобиля, ч;
tр – время разгрузки автомобиля, ч;
tп – время погрузки автомобиля, ч;
tx – время движения автомобиля без груза, ч;
lеr – расстояние груженой ездки, км;
l х – расстояние ездки автомобиля без груза, км;
Qсут – суточный объем перевозки по массе, т;
Wcут – суточный грузооборот, ткм;
пе – количество ездок автомобиля за время работы на маршруте;
γст – статический коэффициент использования грузоподъемности;
vt – техническая скорость, км/ч;
Ах – количество автомобилей на маршруте;
Тн – время работы автомобиля на маршруте, ч;
q – грузоподъемность автомобиля, т;
l' еr – расстояние перевозки в прямом направлении, км;
l'' еr – расстояние перевозки в обратном направлении, км;
l ср – среднее расстояние перевозки, км;
β0 – коэффициент использования пробега автомобиля за 1 оборот;
LM –— общая длина кольцевого маршрута, км;
п0 – количество оборотов.
Рассмотрим расчет технико-экономических показателей на разных маршрутах.
Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом. График работы автомобиля на маршруте приведен на рис. 2.3.

Рис.2.3. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом (а) и его схема (б):
Технико-экономические показатели для этого маршрута рассчитываются по следующим формулам:

;
при условии: lеr = l х,
;
;
;
;
.







