Методические указания. Предприятие может выпускать три вида продукции – П1, П2 и П3, получая при этом прибыль, зависящую от спроса

Рассмотрим задачу.

Предприятие может выпускать три вида продукции – П1, П2 и П3, получая при этом прибыль, зависящую от спроса, который может быть в одном из четырех состояний – B1, B2, B3, B4. Дана матрица, ее элементы aij характеризуют прибыль, которую получит предприятие при выпуске i-й продукции при j-м состоянии спроса.

Продукция Состояние спроса
B1 B2 B3 B4
П1        
П2        
П3        

Определить оптимальные объемы выпускаемой продукции, гаранти­рующие среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса, считая его неопределенным.

Ознакомимся с основными понятиями теории игр.

Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, – игроками, а исход конфликта – выигрышем.

Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, опреде­ляющая:

1) варианты действий игроков;

2) объем информации о поведении партнеров, которой владеет каждый игрок;

3) выигрыш, к которому при­водит каждая совокупность действий. Как правило, выигрыш (или проиг­рыш) может быть задан количественно.

Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множе­ственной, если число игроков больше двух. Мы будем рассматривать толь­ко парные игры. В них участвуют два игрока: А и В, интересы которых противоположны, а под игрой будем понимать ряд действий со стороны игроков А и В.

Игра называется игрой с нулевой суммой или антагонистической, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого, т.е. для полного "задания" игры достаточно указать величину выигрыша первого игрока. Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока.

Стратегией игрока называется совокупность принципов, определяю­щих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сло­жившейся ситуации. Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число шагов.

Для того чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока вы­брать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получать максимальный выигрыш, когда второй игрок придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей страте­гии. Такие стратегии называются оптимальными. Оптимальные стратегии должны также удовлетворять условию устойчивости, т.е. любому из игро­ков должно быть невыгодно отказаться от своей стратегии в этой игре.

Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно пола­гать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов.

Матрица, элементы которой характеризуют прибыль первого игрока при всех возможных стратегиях, называется платежной матрицей игры.

Рассматриваемая задача сводится к игровой модели, в которой игра предприятия А против спроса В задана платежной матрицей

  B1 B2 B3 B4 αi
A1          
A2          
A3          
βj          

Обозначим через ai наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии А. для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-й строке платежной матрицы), т.е. ai = min aij.

Среди всех чисел ai (i = 1, 2,..., m) Выберем наибольшее: α = max αi. Назовем α нижней ценой игры или максимальным выигрышем (максими-ном). Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В. Следовательно, α = max min aij.

Стратегия, соответствующая максимину, называется максиминной стратегией. Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А. Выбирая стратегию Bj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш для игрока А. Обозначим βj = max aij

Среди всех чисел βj выберем наименьшее: β = min βj и назовем β верх­ней ценой игры или минимаксным выигрышем. Это гарантированный проигрыш игрока В.

Следовательно, β = min max aij. Стратегия, соответствующая минимаксу, называется минимаксной стратегией.

Принцип, диктующий игрокам выбор наиболее "осторожных" мини­максной и максиминной стратегий, называется принципом минимакса. Этот принцип следует из разумного предположения, что каждый игрок стремится достичь цели, противоположной цели противника. Определим нижнюю и верхнюю цену игры и соответствующие стратегии в задаче: α = 4, β = 6. Так как , то седловая точка отсутствует и оптимальное решение следует искать в смешанных стратегиях игроков.

Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий A1, A2, …, Ai, …, Am c вероятностями p1, p2, …, pi, …, pm, причем
сумма вероятностей равна 1: . Смешанные стратеги игрок А записываются в виде строки SA = (p1, p2, …, pi, …, pm).

Аналогичн смешанные стратегии игрока В обозначаются в виде строки SB = (q1, q2, …, qi, …, qm), где сумма вероятностей появления стратегий равна 1: .
Итак, SA* = (p1, p2, p3) и SB*= (q1, q2, q3, q4).

Обозначив xi = pi /v, i= 1, 2, 3, 4 и yj = pj,/v, j = 1, 2, 3, 4, составим пару двойственных задач линейного программирования:

Например:

прямая задача двойственная задача

Приведем математическую модель задачи к каноническому (стандартному) виду и решим симплексным методом. Из симплексной таблицы с оптимальным решением возмем значения параметров (-Z), xi и вычислим цену игры v, и вероятности применения стратегий pi. Сделать анализ решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: