Б.С.Алишев утверждает, что несмотря на то, что различных модальностей (качественного содержания) определения значений очень много, может быть выделено относительно небольшое число оценочных континуумов (ценностей) одинакового таксономического уровня, не сводимых к еще более обобщенным. Перечисление основных функциональных модальностей и будет перечнем ценностей.
Первая функция, связанная с инстинктом самосохранения, - это функция определения «пользы – вреда».... (112) Существует базовая функциональная модальность определения значений «польза-вред» или «полезность – вредность», «полезно – вредно», в рамках которого человек обязательно исходит из основного ценностного соотношения «Я – не Я».
Полезность или вредность объекта должна быть известна либо заранее, либо должна стать известна в процессе действия. Отсюда вытекает наличие такой функциональной модальности оценивания как истина. Она служит информационной основой для определения пользы.... В противопоставлении!истина – ложь» ложь – это все противоположное истине. Ложь – это часто «истина», предназначенная для другого, т.е. категория истины так же, как и предыдущая, проявляет себя в континууме «Я – не Я». Люди, ориентированные на «не Я», по всей видимости, склонны, во-первых, открывать истину другим, а люди, ориентированные на «Я», более субъективны в отборе информации и в определении ее значения.
Противопоставление истины и ценности связано со сведением истины к научной истине. Между тем человек сталкивается с огромным количеством разных истин и не истин в обычной жизни, и их нахождение и познание – важнейшая функция и важнейшая ценность.
В отсутствие предварительного знания истины, польза должна оцениваться приблизительно. Видимо, этом случае первое, что должно быть сделано – соотношение сил между субъектом и объектом, что вытекает из инстинкта самосохранения. (114) Перед человеком стоит задача структурирования и упорядочивания своего взаимодействия с разнообразными природными и социальными объектами и их комплексами. Он должен обязательно учитывать соотношение сил. Отсюда следует факт наличия фундаментальной функциональной модальности, которую можно обозначить термином мощь (сила), имея ввиду не только физическую мрощь (размеры, энергия и т.д.), но и социальную (мощь государства, сила общественного мнения и т.д.). Для «не Я» ориентации оценочный критерий мощи(силы) связан с ощущением собственной зависимости от сил природы и с признанием такой зависимости, подчиненности. Такому состоянию соответствует смирение. В противоположном случае человек будет заботиться о собственной силе, будет стремиться к противоборству и победе во всех взаимодействиях. Это передается термином «господство». Названные состояния существуют в рамках важнейшего оценочного континуума «сильнее – слабее», «больше – меньше».
В том случае, если оценка мощи остается неопределенной, или если она приводит к выводу о (вроде бы) безопасности, дальнейшее определение значения может идти в русле другой функциональной модальности. Связанной с ориентировочным, исследовательским инстинктом, т.е. с явлением интереса, свойственным всему живому. Это функция «истины»....но важно то, что первоначальным толчком к развитию ориентировочной активности... является, по всей видимости, мера внешней привлекательности тех из них, которые не вызывают инстинктивного избегания, обусловленного страхом. Это – любопытство, но его нельзя назвать чисто познавательной эмоцией. Внимание привлекается не тем, что объект неизвестен и не похож ни на что известное, а теми качествами, которые можно назвать «красота». Соответствующий оценочный критерий «красота – безобразие»
(115)«Красота – менее важный оценочный критерий, чем «мощь». В рамках континуума «Я - не Я» здесь прослеживается следующее соотношение: для «Я» - ориентации характерен активный поиск, присвоение и творение красоты в соответствии с личными представлениями о ней и личными потребностями; в случае с «не Я» -ориентацией следует ожидать тенденции к сохранению и умножению красоты внешнего Мира, во-первых, за счет невмешательства, ненарушения его естественной красоты, во-вторых, за счет улучшения, облагораживания, «добавления» красоты в Мир. Сюда же нужно отнести активное творчество, например, в области искусства, не «для себя», а для создания собственно красоты.
Так же, как и рассмотренные ранее ценности, красота – всеобщий аспект любого взаимодействия с любыми объектами. Она является универсальной функциональной модальностью определения значений. Ее психологической основой является феномен внимания: необходимость выделения отдельных объектов и организация взаимодействия с ними.
Все перечисленные функциональные модальности можно считать онтологически заданными. Возможно, их достаточно для описания взаимодействия единичного субъекта с природным окружением..... Но в социальной жизни человека они не только трансформируются и усложняются, в социальных взаимодействиях их оказывается недостаточно.