Глава X. О благодарении за благодать Божию

1. [160]. Что ищешь покоя, когда рожден ты для труда? Устраивай себя для терпения больше, чем для утеснения, для несения креста больше, чем для радости. И кто из мирских людей не хотел бы принять утешение и радость духовную, когда бы мог иметь всегда? Духовное утешение превосходнее всякой утехи мирской, всякого плотского наслаждения Все мирске утехи или недостойны или суеты: - одни духовные утехи приятны и честны, происходят от добродетелей, и от Бога изливаются в чистые души. Но никто не мжет всегда по своему желанию вкушать это божественное утешенение, ибо не прерывается время искушения.

2. [161]. Много противодействует небесному посещению ложная свобода духа и великая уверенность в себе. Бог добро творит, подавая благодать утешения, но человек не добро творит в том, что не спешит воздавать за все благодарение Богу. И отгого не текут в нас потоком дары благодати, что мы неблагодарны к Виновнику даров и не обрацаем все воды свои к начальному источнику, - ибо всегда воздается благодать достойно благодарящему или понимаюжщему благо. У надменного отнимается то, что дается смиренному.

З. [162]. Не хочу утешения, когда б оно отняло у меня сердечное сокрушение, и не желаю созерцания, когда б оно привело меня к гордости. Не все высокое свято, не всякое желание чисто, не всякое благо сладостно, и не все, что нравится нам, угодно Богу. С любовью приму благодать, чтоб от нее явилось во мне больше смирения и страха Божия, больше утвердилась бы готовность оставить себя самого. Кто научен даром благодати и наказан ее лишением, тот не дерзнет относить к себе что-либо доброе, напротив того себя признает бедным и ото всего обнаженным. Воздай Божие Богови, а себе приписывай то, что свое у тебя. Значит: Богу за благодать воздавай благодарение, а себе одному вменяй вину, себе приписывай только достойное за вину наказание.

4. [163]. Садись всегда на нижнее место (Лк. XIV 10), и дано будет тебе место выше, ибо высшее не держится без нисшего. Верховные святые у Бога малы сами перед собою, и чем более прославлены, тем сами в себе смиреннее. Исполненные правды и славы небесной не щцут суетной славы, имея основание и утверждение в Боге, никак не могут превозноситься. Богу все приписывают, и потому, что бы ни получили доброе, славы друг от друга не ищут, но славы, иже от Бога, хотят, превыше всего желают, да прославится Бог в них и во всех святых, и к Нему всегда стремятся духом.

5. [164]. Будь уже благодарен за малое, и станешь достоин получить большее. Пусть будет тебе саиое малое, вместо многого, и невидное вместо особенного дара. Если взирать на достоинство даятеля, ни единый дар не покажется мал или незначителен, ибо не малое то, что подается от Вепикого Бога. Если даже пошлет казнь и истязание, - и то должно быть приятно: все, чему ни попускает случиться с нами, всегда устраивает Он для нашего спасения. Кто хочет удержать в себе благодать Божию, да будет благодарен за благодать, когда она дается, терпелив, когда отнимается, пусть молится, чтобы возвратилась она; пусть смотрит за собою и смиряется, чтоб не потерять ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: