Глава Х. О том, что не должно без важных причин отлагать святое приобщение

1. [489]. Часто прибегать надобно к источнику благодати и Божественного милосердия, к источнику благости и совершенной чистоты, если хочешь исцелиться от страстей своих и пороков, и в новой силе и бодрости духа стать противу всех искушений и козней дьявольских. Знает враг, какой великий плод и крепкое врачевство во святом приобщении и всеми мерами и при всяком случае, чем только может, старается отводить от него верных и благочестивых.

2. [490]. От того иной, лишь только станет располагать себя ко святому приобщению, как начинает сатана сильнее нападать на него и смущать его мечтаниями. Сам дух злобы (как писано у Иова) приходит между сынов Божиих, ищет смутить их обычным своим нечестием или привести их в напрасный страх и сомнение, чтоб умалить в них плод благоговейного чувства, или веру их истощить нападениями - до того, что оставят вовсе святое приобщение или приступят к нему с хладной душою. Но не следует обращать внимания на все его ухищрения и выдумки, как бы ни были они страшны и отвратительны; а все его призраки обращать ему же на главу. Презирать надобно его, скверного, и осмеивать; но никак не следует отлагать приобщение ради его навождений и возбуждаемого им смущения.

3. [491]. Часто бывает препятствие от излишней заботливости о благоговейном расположении духа, и от волнения о том, как совершить свою исповедь. Но ты поступай по совету мудрых, отложи мнительную заботу, ибо она претит благодати Божией и разрушает благоговение духа. Ради какой-нибудь малой смуты или тягости сердечной не отдаляйся от святого приобщения; но ступай скорее к исповеди, и со всею щедротою отпусти всякому всякую обиду: если же сам оскорбил кого, смиренно проси у него прощения, и Бог тебе щедро отпустит.

4.[492]. Что пользы долго медлить исповедью или отлагать святое приобщение? Очисти себя как можно скорее, выплюнь зараз весь яд свой; поспеши принять врачебное средство, и лучше тебе станет - если вдаль не станешь откладывать. Сегодня отложил ради одной причины, завтра может быть другая, еще важнее, явится; и так надолго останется помеха таинству, и ты будешь становиться еще неспособнее. Скорее, как только можешь, отряси с себя настоящую тягость и леность духовную: ни к чему не служит долго оставаться в заботе, ходить в смущении, и ради ежедневных препятствий устранять себя от Божественного общения. Напротив великий вред на долго откладывать причащение: от сего находит на душу тяжкое оцепенение. Увы! иные равнодушные и развращенные люди нарочно медлят исповедью и с намерением отлагают святое приобщение для того, чтоб не тяготила их потом обязанность строже наблюдать за собою.

5. [493] Увы! Как мало любви какая скудость благоговения у тех, кому так легко откладывать святое приобщение! И как счастлив и как приятен Богу, кто так живет и в такой чистоте соблюдает свою совесть, что на всякий день готов приобщаться в полноте душевного чувства, - если-б только было позволено и не привлекло бы людского внимания! Но кто воздерживается ради смирения, или не может по законной причине, тот похвалы достоин за благоговение. Если же найдет бесчувствие, следует возбуждать себя, и всячески стараться, как только зависит от самого человека: тогда приложит Господь и желания по доброму произволению, ибо на произволение особливо взирает.

6. [494]. И кому мешают законные препятствия, тот пусть соблюдает себя всегда в добром произволении и в благочестивом желании приобщения: тогда и он не лишен будет плода от таинства. Может благочестивый человек приступать к духовному общенюю со Христом ежедневно и на всякий час, во спасение себе, беспрепятственно; однако же и он должен в известные дни и в определенное время принимать Тело Искупителя своего в таинстве, с любовью и благоговением, и не столько искать себе в том утешения, сколько Богу служить во хваление и во славу. Ибо потолику таинственно сообщается и невидимо обновляется человек, поколику воспоминает благоговейною душою таинство воплощения и страдания Христова, и любовью Христовою воспламеняется.

7. [495]. А кто себя приготовляет только по случаю праздничного дня или по необходимости, для обычая,тот редко бывает готов. Блажен, кто представляет себя в жертву Господу всякий раз, когда совершает тайны или приобщается. В служении не будь ни слишком медлителен ни поспешен, но соображайся с ровным обычаею у тех, с кем живешь. Не причиняй тяготы людям и не вводи их в утомление, но следуй по обыкновенному пути, как отцы и деды ходили, и да будет служение твое паче всего другим на пользу, а не в угоду своей ревности о благочестии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: