Применение силы для самозащиты

Последним законным библейским средством противостояния тирании является применение силы. Ветхий Завет содержит множество примеров того, как люди Божьи используют силу для самозащиты. Позднее мы рассмотрим вопрос о том, почему оборонительная, справедливая война не является грехом; сейчас же мы хотим показать, что Сам Иисус говорит о законности применения силы в некоторых случаях для противостояния тирании.

Завершая Последнюю Вечерю, Иисус продолжает Свои наставления ученикам, которые Он начал ранее (см. Лук. 10), призывая их вооружаться: «... а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;... Они сказали: Господи! вот, два меча. Он сказал им: довольно» (Лук. 22:36-50). (См. также Мат. 26:50-56).

Здесь Иисус подтверждает законность использования силы в определенных ситуациях.

Джон Джей, первый верховный судья Суда США, комментирует этот библейский фрагмент в письме, написанном в 1818 г.: «Хотя справедливая война не запрещена в Евангелии прямыми словами, вы. все же думаете, что запрещение всех войн без исключения подразумевается тем, что вытекает из ответа нашего Господа Пилату: «... Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня...»? [81]

Завершая Последнюю Вечерю, наш Господь сказал Своим ученикам: «... а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, два меча. Он сказал им: довольно».

Не следует полагать, что наш Господь велел купить мечи, Он просто объяснил некоторые причины, по которым мечи могли понадобиться в дальнейшем.

Когда пришли солдаты с мечами и другим оружием для того, чтобы схватить Иисуса, те, кто окружал Его, поняли, что должно последовать за этим. Они «... сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?» (Лук. 22:49). Мы не видим, чтобы хоть кто-то из одиннадцати окружавших Его учеников, кроме одного, предпринял хоть малейшую попытку защитить Его. Но Петр, вероятно, подразумевая какие-то другие мечи, для использования которых пришло самое время,... ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо» (стих 50). Иисус (возможно, одной из причин этого было желание оградить Петра от последующих обвинений в насилии) «... коснувшись уха его, исцелил его».

Он велел Петру вложить меч в ножны и объяснил это двумя причинами. Прежде всего, Он сослался на Свою миссию: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?». Во-вторых, Он сказал о Петре, что все, кто возьмут меч, от меча и погибнут (Мат. 26:52); несомненно, Он имел в виду, что все, кто возьмут и будут использовать меч без законного на то права, как это сделал Петр, и против законной власти, навлекают на себя наказание и могут погибнуть от меча. Кажется, что эти слова могут иметь такое значение в том конкретном случае. Если же понимать их в более широком смысле, то они будут явно противоречить всему историческому опыту, потому что известно, что многие военные мирно окончили свою жизнь на смертном ложе». [82]

Как отметил Джей, миссия Христа исключает возможность использования силы в данном конкретном случае, хотя Иисус учит о том, что законное использование меча для сдерживания незаконного насилия со стороны агрессора, является законным и допустимым. Однако в данной ситуации Петр, проявив нетерпеливость, скорее сам стал агрессором, чем «защищающейся жертвой».

Библия утверждает, что власть и ответственность за использование меча для наказания злодеев или защиты праведных (как от внешнего, так и от внутреннего врага), лежит на гражданском правительстве (Рим. 13:1-4). [Это не отрицает библейского права на использование силы для самозащиты, а также для защиты наших семей]. Вот почему всякий раз, когда мы доходим до той ситуации, когда применение силы необходимо для защиты от тирании, мы должны действовать через законных представителей власти. Представитель власти более низкого ранга для игнорирования постановления высших властей должен быть убежден в своих действиях и должен заявить, что представитель власти более высокого ранга действует вопреки высшему закону Божьему и нарушает его. Это теория интерпозиции (вмешательства), основанная на Писании, выдвинутая Мэйнголдом в 1080 г., а затем нашедшая применение во времена протестантской Реформации в Европе. Один из лучших трактатов на эту тему был написан французскими протестантами в 1579 г., он называется «Защита свободы от тиранов».

Во времена Американской христианской революции колонисты, вступив в борьбу за независимость от Британии, не были «бунтовщиками» (с Божьей точки зрения); напротив, они действовали в соответствии с библейскими принципами противостояния тирании. Они прошли все три описанные выше стадии в борьбе с несправедливостью. Если мы не проходим эти стадии по порядку, то приносим тем самым ущерб самим себе, окружающим нас людям, а также делу Божьему. Те же, кто, следуя Божьим наставлениям, не повинуется неправедным законам или неправедному правителю, также должны быть готовы к тому, что им придется дорого заплатить за свои действия, понимая, что изменения происходят не сразу, а постепенно, по мере того, как все больше людей меняются внутренне. Некоторым, возможно, придется пострадать, пока это будет происходить.

Таким образом, мы видим, что Иисус Христос, главная фигура всей человеческой истории, ассоциируется также с поворотной точкой в истории освобождения. Своей жертвенной смертью на кресте Он обеспечил основу для внутреннего освобождения человека. Но помимо этого, Он дал нам ряд учений о том, как обрести внешнюю свободу, - учений, которые были частью того, чему Он хотел научить народы, давая Великое Поручение Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы,... уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мат. 28:19-20).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: