Средства информации и искусство в христианскую эпоху

Христиане придавали огромное значение общению посредством писем и записанных Евангелий, сохраняя их на протяжении первых столетий христианской эры. Холл и Вуд пишут о вкладе христиан в развитие различных искусств: «Когда эпоха мученичества миновала и христиане начали строить собственные церкви, нередко на руинах языческих храмов, появилась новая разновидность искусства. Люди были все еще невежественны, и неграмотны. Можно ли в таких условиях найти лучший способ доведения до них библейских историй, чем иллюстрация их картинами на стенах в местах поклонения? Эти древние картины делались в виде мозаики. Их называли «византийскими», потому что они произошли из Византии, из древнего Константинополя...

После этого Европа подверглась варварским набегам с севера и почти все прекрасное и ценное было разрушено.

Затем пришли времена великих монашеских формирований и христианское искусство было спасено монахами, которые сами обучали людей не только практическим искусствам - ведению сельского хозяйства, строительству, работе с металлами, но также изящным искусствам и ремеслам. Несмотря на то, что впоследствии монашеская жизнь практически выродилась, мир обязан монахам того периода всем своим знанием, спасенным от варварского истребления.

«Картины — это книги для неграмотных», - сказал Августин. Было необходимо учить Библии людей, у которых не было книг и которые не смогли бы их прочесть, даже если бы они у них и были. Поэтому библейские повествования начали появляться на стенах церквей в виде изображений и скульптур — сначала грубых, но со временем все более прекрасных...

Затем в Европу пришел великий «строительный век», который длился около четырехсот лет. В это время были воздвигнуты, прекрасные готические соборы, такие великолепные сооружения, как соборы в Амьене, Шартре и Реймсе во Франции, соборы в Линкольне в Англии и в Бургосе в Испании. Это были времена великого религиозного усердия.

По всей Европе строились церкви, не только огромные соборы, но просто церкви - в каждом городе и в каждой деревне... Собор в Шартре и его украшения (окна и скульптуры) рассказывают библейскую историю в камне... Эти великие сооружения были воздвигнуты и Библия была настолько детально проиллюстрирована резьбой на западных воротах, что Раскин назвал собор в Амьене «Амьенской Библией». Все важнейшие библейские события нашли там свое отражение... Хотя эти скульптуры и были несколько грубоваты, они все же очень выразительны, и в те времена не существовало более действенного способа обучения людей библейским истинам...

В Италии начала ощущаться потребность в более изящном способе библейского обучения людей, чем посредством скульптур, и это породило развитие живописи. Ранний период в развитии живописи, период, который называется «готическим», длился с 1250 по 1400 г. Среди ранних живописцев были такие личности, как Кимабъе и Джотто. Картины исполнялись на стенах церквей в виде фресок и их тематика была практически полностью библейской...

Затем пришли эпохи раннего (1400 - 1500 гг.) и позднего (1500- 1600 гг.) Возрождения. Этот период известен творчеством таких великих мастеров, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело...

Все это наводит на мысль, что столь стремительное и мощное развитие искусства - величайшее из когда-либо виденных миром - было вызвано церковью и было ей же посвящено, имея перед собой цель - научить людей библейским истинам. Многие из тех произведений живописи выставлены в настоящее время в галереях искусств, но первоначально они были написаны для стен и алтарей церквей». [115]

Формирование Канона Писаний было завершено на протяжении нескольких первых столетий нашей эры и до средних веков. Писания скрупулезно переписывались от руки в монастырях. Хотя Библия бережно и тщательно хранилась, она была по большей части скрыта от простых людей. Незнание истины породило период застоя, известный в истории под названием «Темные века», во время которого развитие во всех областях жизни было значительно приостановлено. История показывает, что распространение Библии в обществе приводит к развитию во всех сферах жизни, включая искусство, музыку и информационный обмен. Когда Джон Уиклиф в 1382 г. перевел Библию на общепринятый английский, это породило в последующие века огромные изменения в обществе и его стремительное развитие.

В 1445 г. по существующим оценкам в мире существовало около 50 000 книг. В этом году в Германии Иоганном Гуттенбергом был изобретен печатный станок. В течение последующих десяти лет общее количество книг в мире возросло до 10 миллионов. Очевидно, что печатный станок явился серьезным прорывом в мире информационного обмена. Первой напечатанной книгой стала Библия, что объясняется, конечно же, важностью ее содержания.

Распространение Библии в обществе привело к тому, что Европа очнулась от спячки времен «Темных веков», и породило невиданный до этого времени расцвет в искусстве: живописи, скульптуре, классической музыке, поэзии и литературной прозе. Хотя нехристиане также были вовлечены в творчество во всех этих областях, тем не менее можно сказать, что основной вклад в развитие искусства сделали христиане, которые чувствовали призвание от Бога к прославлению Его имени таким образом.

Датская школа искусств дала миру таких людей, как Рембрандт - известнейший живописец библейских сюжетов. Лидер протестантской Реформации Мартин Лютер, услышав в одной из таверн популярную песню, превратил ее в один из самых любимых церковных гимнов наших дней «Господь - наша крепость». Английский священник Исаак Уаттс составил сборник гимнов, который широко использовался в течение многих лет. В начале 18-го столетия два величайших классических композитора всех времен - Иоганн Себастьян Бах в Германии, маэстро церковной музыки, и Георг Фредерик Гендель, известный своим произведением «Мессия», - впервые попробовали переложить некоторые из текстов Писаний на музыку. Чарльз Весли и методисты внесли огромный вклад в распространение истины через церковные гимны.

Первая в мире газета появилась в Китае примерно в 1000 г. В Европе первая газета вышла в 1615 г. в Германии и называлась «Frankfurter Zeitung». Первая американская газета под названием «Public Occurrences» учреждена в Бостоне в 1690 г. Однако главным источником новостей в Америке на протяжении 200 лет было духовенство, которое распространяло информацию во время утренних воскресных проповедей, а также во время еженедельных специальных «политических» проповедей. В наши дни на смену этому пришли телевизионные новости, приковывающие пристальное внимание людей. Новости теперь распространяются не с библейской, а скорее с языческой точки зрения.

Еще одним шагом в развитии информационного обмена в Америке стало учреждение междугородной почтовой службы. Этот вид связи дал возможность американским колониям находить общий язык в области политической философии и стратегии путем распространения бумаг и писем, изданных Комитетом по переписке, образованным христианским государственным деятелем Самуилом Адамсом. Эти письма представляют собой уникальный способ использования средств массовой информации христианскими общественными реформаторами времен Американской христианской революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: