Мазхабы — школы Исламской правовой мысли

В предыдущих главах мы увидели эволюцию Мазхаба (Общая совокупность Фата, составленных учеными и их учениками, а также Фаге, составленных всеми учеными, которые придерживались их подхода) в историческом контексте общего развития Фикха. В эру Пророчества основы Фикха закладывались в Иджтихадах (нормах, выводимых при помощи рассуждения) Пророка Мухаммада (с), а также в Иджтихадах его сподвижников, Сахаба. На этом этапе Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка (c) составляло единственный источник Исламского права. Иными словами, существовала одна-единственная школа правовой мысли (Мазхаб) — школа самого Пророка (c).

На последующем этапе, т.е. в период правления Праведных Халифов, возник принцип Иджмы (единоласного решения), а Иджтихад стал самостоятельным принципом Фикха под названием Кийяс. Мазхабом этого периода фактически являлся Мазхаб каждого из Праведных Халифов, ибо окончательное слово в решении правовых вопросов оставалось за ним. Тем не менее, все решения в правовой сфере подлежали изменению на основании зафиксированных высказываний или обычаев Пророка (c), т.е. Хадисов. Поэтому для разночтений, косности или фракционности не оставалось места.

Ранний период правления династии Умайядов был отмечен разделением ученых Фикха на два основных Мазхаба с точки зрения Иджтихада: Ахль ар-Ра'и и Ахль аль-Хадис. Во время поворота от Халифата к монархии, когда Халиф-король уже не являлся руководителем Мазхаба, из этих двух школ мысли возник целый ряд новых. Поскольку ученые и их ученики рассеялись по всему государству Умайядов, возросло количество их личных Иджтихадов ввиду необходимости решения вопросов на местах. Следует, однако, отметить, что и в период Умайядов, и в период первых Аббасидов ученики Фикха часто и свободно меняли своих учителей, обмениваясь мнениями по вопросам права. В результате этого поддерживалась и сохранялась гибкость во взглядах, присущая предшествующим периодам.

В главах седьмой и восьмой будет показано, что во второй половине периода династии Аббасидов Фикх был формализован и систематизирован. Количество Мазхабов пошло на спад и различия между ними стали более ярко выраженными в силу предпочтения государством одних Мазхабов другим, а также вследствие усиления соперничества внутри самих Мазхабов, провоцируемого дворцовыми дебатами. После окончания Халифата Аббасидов и упадка Иджтихада, вылившегося в его прекращение, количество Мазхабов сократилось до четырех, которые полностью отдалились друг от друга и прониклись взаимным антагонизмом, часто представляя собой взаимно противоборствующие группы. Различия между ними стали непреодолимыми в умах их приверженцев, а фанатизм и фракционность Мазхабов расцвели буйным цветом. Поскольку практическая применимость Шариата везде и всегда в огромной мере зависела от принципа Иджтихад, утрата этого жизненно важного принципа неизбежно приводила к застою и упадку Фикха.

В последующих двух главах мы более пристально рассмотрим хронологию Мазхабов, уделив должное внимание их основателям, формированию и основным принципам. Затем мы рассмотрим основные причины тех различий, которые возникли между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: