Порядок расчета платы за размещение отходов

Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Плата за размещение отходов подразделяется на:

  • плату в пределах установленных лимитов размещения отходов;
  • плату за сверхлимитные объемы размещения отходов (то есть за неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объемы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения).

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344

(Приложение № 1 к постановлению N 344) и применяются с использованием коэффициента экологической ситуации региона (Приложения № 2 к постановлению № 344).

Постановлением N 344 введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов.

Приложение N 1 к постановлению N 344

Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единица измерения Норматив платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов* (руб.)
  Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) тонна 1739,2
  Отходы II класса опасности (высокоопасные) тонна 745,4
  Отходы III класса опасности (умеренно опасные) тонна 497,0
  Отходы IV класса опасности (малоопасные) тонна 248,4
  Отходы V класса опасности (практически неопасные): -добывающей промышленности -перерабатывающей промышленности -прочие тонна куб.метр тонна 0,4 15,0 8,0

Приложение N 2 к постановлению. N344

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
(состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических

районов Российской Федерации

┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Экономические районы │ Значение коэффициента │

│ Российской Федерации │ │

│ ├──────────────────┬─────────────────┤

│ │ для атмосферного │ для почвы** │

│ │ воздуха* │ │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Северный │ 1,4 │ 1,4 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Северо-Западный │ 1,5 │ 1,3 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Центральный │ 1,9 │ 1,6 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Волго-Вятский │ 1,1 │ 1,5 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Центрально-Черноземный │ 1,5 │ 2 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Поволжский │ 1,9 │ 1,9 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Северо-Кавказский │ 1,6 │ 1,9 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Уральский │ 2 │ 1,7 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Западно-Сибирский │ 1,2 │ 1,2 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Восточно-Сибирский │ 1,4 │ 1,1 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Дальневосточный │ 1 │ 1,1 │

├──────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│Калининградская область │ 1,5 │ 1,3 │

└──────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘

** Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

Нормативы платы за сверхлимитное размещение отходов определяются путем умножения соответствующих нормативов платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов на пятикратный повышающий коэффициент.

Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511.

Организации, осуществляющие сбор и транспортировку отходов потребления (ТБО), могут принимать на себя экономическую ответственность по перечислению платежей за размещение транспортируемых отходов за счет средств, получаемых от организаций (предприятий), на которых эти отходы образуются. При заключении договоров на сбор, транспортировку или размещение отходов необходимо четко оговаривать, какая из сторон является ответственной за внесение платежей за размещение отходов.

Арендуемая территория входит в понятие "территория, принадлежащая природопользователю" и при платежах за размещение отходов применяется коэффициент 0,3. Коэффициент 0,3 при размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, учитывает их затраты на создание необходимых условий размещения и хранения отходов.

К полигонам ТБО (свалкам), в лице эксплуатирующих организаций, относится понятие "природопользователь" с позиции их воздействия на окружающую среду. С точки зрения внесения платежей за размещение отходов они не являются "природопользователем" и не облагаются указанной платой.

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом класса опасности размещаемого отхода на его массу и суммирования полученных произведений.

где: i - вид отхода (i = 1, 2, 3... n);

Пл отх - плата за размещение i -го отхода в пределах установленных лимитов (руб.)

Слi отх – норматив платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов (руб)

Мi отх - фактическое размещение i -го отхода;

Млi отх - годовой лимит на размещение i -го отхода;

Кзотх - коэффициент учитывающий экологический фактор состояния почв в данном регионе (приложение 5.6). Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент равный 2.

Кмр – коэффициент учитывающий место размещения отходов и равный:

  • 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
  • 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов.

Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации. На 2004 год этот коэффициент равен 1,1 к нормативам платы, установленным П остановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344.

Размер платы за сверхлимитное размещение отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.

где: i - вид отхода (i = 1, 2, 3... n);

Пл отх - плата за размещение i -го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi отх – норматив платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов (руб)

Мi отх - фактическое размещение i -го отхода;

Млi отх - годовой лимит на размещение i -го отхода;

Кзотх - коэффициент учитывающий экологический фактор состояния почв в данном регионе (приложение 5.1). Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент равный 2.

Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации. На 2004 год этот коэффициент равен 1,1 к нормативам платы, установленным П остановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344.

Под сверхлимитным размещением отходов понимают:

  • размещение неиспользуемых отходов, образующихся сверх нормативов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемов образования некондиционной продукции, не предусмотренной технологическими регламентами и нормативами, а также объемов размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения (лимита) на полигонах и санкционированных свалках, хранилищах, отвалах, шламохранилищах, мусороперерабатывающих заводах;
  • размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкционированные свалки);
  • нарушении правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщении ими полей.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

  • полигонах для захоронения отходов потребления (твердых бытовых отходов), на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов;
  • полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
  • полигонах для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов, принадлежащих отдельному юридическому лицу или группе предприятий;
  • отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотонажных неиспользуемых промышленных отходов;
  • свалках (санкционированных, несанкционированных).

Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов, захоронения твердых отходов потребления, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.

Санкционированные свалки вводятся в действие распоряжениями органов исполнительной власти на территориях, предназначенных для размещения промышленных отходов и отходов потребления, но не обустроены и являются временными, подлежащими закрытию или обустройству.

При размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах, плата с природополь зователей за размещение не взимается при осуществлении страхования размещаемых отходов в установленном порядке.

Размер платы за размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на количество размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать, как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках. Объем размещаемых отходов в этих случаях определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации

Перечисление предприятием платы за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
  • в случае перечисления плановых платежей - не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;
  • при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится за I–III кварталы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IY квартале эти предприятия перечисляют плановые платежи не позднее 20-го числа декабря месяца. Перерасчет платы за IY квартал отчетного года производится в январе месяце следующего года и вносится не позднее 20-го числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платежей устанавливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение отчетного года.
Природопользователь имеет возможность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду тремя способами. 1. Ежеквартально, не позднее 20-го числа последнего месяца квартала, вносится плановая плата. 1.1. Для природопользователей имеющих утвержденные нормативы (лимитам) выбросов и сбросов в окружающую среду и лимиты на размещение отходов плановая плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается из утвержденных объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также объемов размещенных отходов. 1.2. Для природопользователей не имеющих утвержденных нормативов (лимитов) выбросов и сбросов в окружающую среду и лимитов на размещение отходов, ежеквартальный объем выбросов, сбросов и размещения отходов определяется делением годовой массы прошлого года на четыре. По итогам года фактический объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещенных отходов до 20 января следующего года производится уточнение расчета внесенной платы. 2. Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом последнего месяца квартала, вносятся фактические платежи за негативное воздействие на окружающую среду, которые рассчитываются из фактического объема выбросов, сбросов, размещения отходов. 2.1. Фактический объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ за квартал определяется на основе анализа журналов первичной учетной документации ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, ПОД-11, ПОД-12, ПОД-13: 2.2. Фактический объем отходов определяется по результатам учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; 3. Ежеквартально, не позднее 20-го числа последнего месяца квартала, вносится плановая плата, а не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом последнего месяца квартала, вносятся фактические платежи за негативное воздействие на окружающую среду, которые рассчитываются из фактического объема выбросов, сбросов, размещения отходов. Вне зависимости от выбранного способа внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам года фактический объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещенных отходов определяется из данных государственных форм статистической отчетности № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды», № 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления» и до 20 января следующего года производится уточнение расчета внесенной платы. Суммы излишне внесенных платежей засчитываются предприятию в счет платы следующего квартала. В случае, когда подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Поскольку расчет платы достаточно сложен, по согласованию с территориальными органами Министерства налогов и сборов органы государственного экологического контроля осуществляют проверку правильности расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленного природопользователем.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: