Принципы размещения предприятий

Одна из важнейших проблем рыночной экономики - рациональное размещение предприятий. Месторасположение предприятия означает страну, регион, город, район, где расположены его здания, сооружения, основные фонды.

Принципы размещения предприятий - это совокупность требований, предъявляемых к месту и развитию инфраструктуры, где должно быть расположено предприятие.

При выборе места расположения предприятий любое решение должно приниматься с учетом перспективы развития технологии, транспортных коммуникаций, диверсификации производства.

В числе принципиальных факторов, воздействующих на выбор местонахождения предприятия, следует указать:

обеспечение трудовыми ресурсами;

обеспечение сырьем и материалами;

транспортные магистрали;

возможности обслуживания;

наличие развитой инфраструктуры рынка;

правительственные льготы;

отсутствие значительного числа конкурентов;

близость к рынку.

Обеспечение трудовыми ресурсами. Должно быть в наличии требуемое число работников с соответствующими навыками при определенном уровне зарплаты. Обычно на первом этапе используют местное предложение неквалифицированного труда.

Необходимы местные мощности или возможности для их создания которые требуются для обучения и переподготовки работников. Если регион развивается вокруг промышленных центров, должна существовать специализация труда. Если персонал будет перемещаться вместе с предприятием, то потребуются удовлетворительные жилищные условия, наличие городского или специализированного транспорта. Регионы, обладающие условиями для отдыха (клубы, театры, развлечения), более привлекательны для персонала.

Обеспечение сырьем. Близость к источникам сырья признана предопределяющим фактором для расположения предприятий многих отраслей. Нахождение вблизи источников сырья сокращает затраты на его транспортировку. Должна приниматься во внимание и близость к портам импортируемого сырья.

Транспортные магистрали. Транспортные расходы могут обусловить расположение предприятия вблизи основных источников сырья или рынков. Для предприятий с крупными экспортными заказами близость к докам особенно необходима при производстве крупнотоннажных изделий. При выпуске экспортных товаров небольшой массы или россыпью также важна близость к аэродрому. Основным транспортным средством обеспечения внутреннего рынка служат железные дороги, которые обеспечивают частные подъездные пути, услуги по доставке и т. д. Низкие расходы на автотранспорт, развитие доставки на дом делают его важным средством промышленного транспорта. Развитие контейнерных перевозок, сочетание различных видов транспорта помогают снизить остроту проблемы расположения предприятия.

Развитие инфраструктуры. Важнейшими учитываемыми услугами признаются газ и электричество, вода, дренаж и утилизация отходов.

Энергообеспечение. Источники энергии и линии электропередач существенны для расположения предприятий, так как позволяют экономить, средства на обеспечение их электроэнергией.

Вода может требоваться в производственных процессах, ее доступность., степень чистоты и мягкости существенные факторы при расположении некоторых производств.

Утилизация отходов является главной проблемой и фактором, воздействующим на расположение предприятий. Необходимо учитывать общественное мнение, решения центральных и местных властей о защите окружающей среды и т. п.

Побочные продукты. Готовый рынок для любого побочного продукта служит хорошим подспорьем. Отходы производства одного предприятия могут быть сырьем для другого. Например, побочные продукты мо­локозавода используются для производства комбикормов.

Коммерческие услуги. Большое значение имеют банковские, рекламные и прочие коммерческие организации, оказывающие услуги предприятию.

Правительственные льготы. Очень важным фактором является правительственная помощь, которая предназначена для новых отраслей в менее развитых районах.

Значительную помощь предприятиям оказывает правительство в виде следующих льгот:

1. Дотации для новых сооружений и рабочих мест.

2. Займы на благоприятных условиях.

3. Освобождение от налогов при строительстве предприятий для продажи или сдачи в аренду.

4. Определенные субсидии для перевода предприятий или складов на новые территории.

5. Доплаты работникам в некоторых регионах.

6. Скидки за обучение определенных категорий работников.

Близость к рынкам. Этот фактор важен для грузоемких и сыпучих пиров, если нет других, более существенных факторов.

Для субпоставщиков характерна тенденция размещаться поблизости от крупных предприятий, которым они поставляют всю или большую часть своей продукции.

Отсутствие конкурентов. Этот фактор нужно учитывать при выборе месторасположения предприятия с тем, чтобы в данном регионе не было перепроизводства продукции, которая не может быть потреблена в полном объеме населением. Поэтому, чтобы не пришлось ее вывозить в другие регионы, необходимо предусматривать наличие конкурентов.

После выбора месторасположения проблему представляет и размещение предприятия внутри данного региона. После выбора региона и места предприятие должно рассматриваться как работающая единица. Конечно, до начала строительства будут проанализированы и многие другие факторы.

Целью предприятия является производство продукции наиболее эффективным способом. Это означает, что внимание должно быть сконцентрировано на строительстве зданий и сооружений, конструкций, планировке производственных помещений, производственном менеджменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: