Государственный строй Римской республики V–III вв. до н.э

Законодательная власть. Высшим государственным органом Римской республики считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией и т.д. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилось вся исполнительная власть. В Риме было три вида народных собраний – комиций. Самыми ранними были куриатные комиции. С реформами Сервия Туллия появились центуриатные комиции. В процессе борьбы плебеев и патрициев возросла роль собраний плебеев по территориальным округам. Со временем в этих собраниях стали принимать участие и патриции, а во II в. до н.э. этот вид собраний стал основным и решающим в государстве – трибутные комиции. Большую роль в государстве играл сенат. Все законопроекты прежде, чем поступать на рассмотрение в народные собрания, предварительно обсуждались сенаторами. Помимо этого, закон, одобренный народным собранием, приобретал силу лишь после утверждения сенатом. Таким образом, сенат контролировал и направлял в нужное русло деятельность народного собрания. Избранные магистраты тоже отчитывались перед сенатом. Сам сенат формировался из бывших магистраторов. После окончания своих полномочий они автоматически зачислялись в списки сенаторов. Эти списки вел особый магистрат – цензор в строго иерархическом порядке. Сначала в списке были имена бывших цензоров, потом консулов, преторов и т.д. Созывать сенат на заседания могли только высшие магистраты. При обсуждении вопросов и голосовании мнения и голоса подавались строго по списку. Принятое решение называлось декретом.

Исполнительная власть. Исполнительная власть в Риме была представлена выборными должностными лицами – магистратами. Все должности избирались на год (кроме цензоров, которые избирались на 1,5 года раз в пять лет) и были коллегиальными, т.е. исполнялись двумя или более магистратами. Магистратуры делились на ординарные и экстраординарные. Ординарные, в свою очередь, были высшими и низшими. К ординарным относились: консулы, цензоры, преторы, квесторы, народные трибуны, эдилы. Экстраординарные назначались сенатом в особых случаях. Например, децемвиры (десять мужей) для составления законов. Экстраординарной была должность диктатора и интеррекса. Должность магистрата считалась почетной обязанностью, поэтому не оплачивалось. Функции всех магистратур были распределены следующим образом: консулы командовали армией и осуществляли высшую гражданскую власть, преторы вели судебные дела, народные трибуны защищали права римских граждан и в связи с этим обладали правом налагать «вето» на решения магистратов, они могли также вносить законопроекты, созывать трибутные комиции и опротестовывать решения сената. Власть народного трибуна была очень большой, но она распространялась только на территорию города Рима. В обязанность эдилов входило наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных игр. Квесторы заведовали казной, вели финансовый учет, сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и военной добычей. Диктатор и его помощник – начальник конницы – назначались в случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, восстания). Власть диктатора была полной, однако оставаться у власти он мог не более шести месяцев. Интеррексом был сенатор, временно исполняющий обязанности консула.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: