Органы власти ВКЛ

Великое княжество Литовское было монархией, во главе с великим князем-который обладал законодательной, исполнительной, судебной, военной властью. Сначала местом, которое было резиденцией великих князей, был Новогородок. Но с 1323 года этим местом стал город Вильно. Символ, который был принят в 1384 году в качестве официального государственного символа, назывался «Погоня» и был изображен в виде серебряного цвета всадника на щите красного цвета. Государственным языком являлся старобелорусский (русский). В 1588 году, после принятия статута, он стал государственным языком.

Во внутренней и внешней политики власть преимущественно опиралась на феодальную знать. При великих князьях существовали юридически никак не оформленные совещательные органы власти ВКЛ, в состав которых входили представители из самых богатых и знатных родов. В грамоте князя Витовта, датированной 1388 годом, значится, что свои действия он согласовывал с Радой. Первоначально она не имела определенного состава и назначения. В самостоятельный орган она оформилась на протяжении 30-х-40-х годов 15 века. Роль Рады ВКЛ постепенно становится более определяющим, когда во время гражданской войны значительно усилилась позиции феодалов, в которой искали кандидата на великокняжеский пост и когда эта самая знать посадила на трок Казимира Ягайловича, который, получив польскую корону, вынужден был надолго отлучаться.

В 1492 году, великим князем Александром, был издан привилей, согласно которому власть в старне распределялась между великим князем и Радой. Государь обязывался согласовывать все свои дела с Радой, внутри страны ничего не отменять, бес согласия Рады не назначать на должности, под ее контролем распоряжался финансами. Представителями этого органа являлись люди из знатных и влиятельных родов, которые занимали важные должности в государственном аппарате. С середины 15 по середину 16 века эти должности занимали представители самых знатных и влиятельных родов, которых было около 50.

В конце 15 века оформился еще один высший орган государственной власти ВКЛ-Сойм (Сейм). В его состав входили паны-радные, служебные особы центрального и местного государственного аппарата. В начале своего существования в его сферу влияния входил перечень вопросов, связанных с заключением унии с Польшей и выбором великих князей. Немного позже в его компетенцию входили вопросы о объявлении войны, нормах воинской службы, о взымании налогов, о судебной деятельности, изменениях в законодательстве. В работе этого сословно-представительного органа активное участие принимала шляхта. Таким образом именно шляхта принимала ту определяющую и важную роль в политической жизни государства.

Начиная с 15 века, основными аминистративно-территориальными единицами в ВКЛ были воеводства и поветы. Во главе воеводства стоял воевода, которые решал хозяйственные, финансовые, военные, судебные вопросы. Заместителем его был каштелян, руководивший военными подразделениями, и подвоевода, который заведовал канцелярией. В компетенцию городничего был ремонт и укрепление воеводского замка, ключник-выполнение повинностей и сбор податей, охрана лесных угодий принадлежала лесничиму, стайник заведывал воеводской конюшней. Во главе поветов стоял староста, в городах-войт. Сельская администрация состояла из тиунов, сотников, приставов, старцев и др.

Судебная система Великого княжества Литовского состояла из двух ступеней: сословные суды и суды для всего населения.

Высшей инстанцией в судебной системе в ВКЛ был великокняжеский суд, суд панов-рады и Сейм. Орган, который рассматривал самые важные дела, был образован в1581 году и назывался Трибунал Великого княжества Литовского.

По реформе 1565 года действовало сеть судов на местном уровне. К примеру, общесословный замковый суд, в котором в основном решались дела крестьян, мещан и шляхты. Земский суд рассматривал только дела князей, шляхты и бояр. Подкоморский суд рассматривал дела землевладельцев. Города, которые на тот момент имели магдебурское право, были бурмистерские и войтовско-лавничие суды. В селах был копный и общинный суд. Также каждый феодал, в пределах своей территории имел право чинить суд по гражданским искам.

Все вышеперечисленные инстанции опирались в основном на государственное законодательство, которое было представлено Статутами Великого княжества Литовского.

Войско в 14-15 веках представляло собой всеобщее ополчение, как его называли «посполитное рушение». Военнообязанными, по законодательству Великого княжества Литовского были все мужчины, которые владели землей. И со своих владений должен был выставить хорошо вооруженного и обученного ратника от 8 служб (1 служба примерно 2 крестьянских хозяйства)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: