Неисправности трансформаторов и причины повреждения

Неисправности трансформатора можно выявить во время осмотра, по результатам физико-химического анализа масла из бака трансформатора и профилактических испытаний.

При выявлении неисправности необходимо выполнить все возможные мероприятия по их устранению. Если выявленные неисправности нельзя устранить без отключения трансформатора, его необходимо отключить. Отключать трансформатор для более детального выяснения причин неисправности с последующим выводом его в ремонт в следующих случаях:

- сильном неравномерном шуме и потрескивании внутри;

- ненормальном и постоянно возрастающем нагреве при нормальной нагрузке и охлаждении;

- выбросе масла из расширителя;

- течи масла с уменьшением его уровня ниже масломерного стекла;

- появление трещин и сколов фарфора на вводах трансформатора, а также коронных разрядов или следов перекрытия;

- резкое изменение цвета трансформаторного масла.

При снижении уровня масла в расширителе трансформатора, необходимо осмотреть трансформатор, определить причину снижения уровня масла, устранить ее и провести восстановление уровня масла. Основной причиной снижения уровня масля в расширителе является нарушения маслоуплотнителя трансформатора и, если течь масла устранить без отключения трансформатора невозможно, отключить трансформатор и устранить течь масла.. В случае снижения уровня масла при снижении температуры окружающего воздуха, необходимо долить масло в силовой трансформатор.

Внутри трансформатора могут иметь место выявленные при испытаниях следующие неисправности:

- междуфазные КЗ внутри бака и на вводах;

- замыкания между витками одной фазы (межвитковые замыкания);

- замыкания на землю обмоток;

- перекрытие изоляции вводов;

- обрыв фаз (чаще всего происходит в местах контактов);

- обрыв нулевого провода (особо опасная авария, которая при одновременном обрыве одного из фазных проводов может вызвать повышение напряжение на выводах трансформатора);

- старение изоляции.

Причины повреждения трансформаторов

- несистематическая проверка подтяжки шпилек выводов на сторонах ВН и НН, как следствие – появление «горячих точек» в местах соединения «поводок – шпилька» (по ВН), «шина – шпилька» (по НН). Признак дефекта: «цветной узор» (а, зачастую, - подгар, обугливание) в местах резьбовых соединений;

- несимметричная загрузка фаз. Признаки дефекта: превышение током в нулевом проводе величин, ограниченных в п.2.4.9;

- частичное отсутствие (до уровня установки переключающего устройства) трансформаторного масла в трансформаторе. Признак дефекта: наличие сажевого нагара от верхнего фланца бака трансформатора до фактического уровня масла в баке, обугливание изоляции проводов отводов на сторонах ВН, НН; частичное или полное разрушение бумажно-бакелитовой основы переключающего устройства;

- практически полное отсутствие жидкого диэлектрика (трансформаторного масла) в расширителе и баке трансформатора, причиной которого может быть механическое повреждение бака или навесной арматуры, либо – злоумышленный слив масла. Признаки дефекта – полное обугливание активной части, внутренних поверхностей бака, расширителя, радиаторов; разложение под воздействием высоких температур резиновых уплотнений;

- неквалифицированные действия эксплуатирующего персонала при производстве манипуляций по изменению положений переключающего устройства (неполный механический контакт подвижных и неподвижных ламелей переключающих устройств). Признаки дефекта: следы электрической дуги (оплавление) контактов переключающего устройства; прогар (оплавление) изоляции проводов отводов положения переключателя, на которые имело место неполное включение;

- несоответствие аппаратов защиты на сторонах ВН и НН параметрам трансформаторов и питающейся от них сети;

- некачественная расчистка трасс ВЛ-0,4 кВ от веток и деревьев, приводящая к частым отключениям трансформаторов при КЗ, токи которых повреждают трансформаторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: