Главные герои

Евгений Онегин
Первый «лишний человек» в русской литературе
Воспитание и образование Онегин получил воспитание, типичное для того времени: «Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец», «Monsieur l’Abbе, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой», «Что занимало целый день Его тоскующую лень, — Была наука страсти нежной». Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не находя применение своим силам
Авторская оценка «Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин»
Черты характера Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека»
Жизнь в деревне «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». «И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак». «Все дружбу прекратили с ним». Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных
Отношение к Татьяне При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал: «“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что?“Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”». Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней
Дружба с Ленским «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом, / И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится смерть друга. Онегин уезжает в путешествие
Любовь к Татьяне В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна
Татьяна Ларина
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить
Черты характера «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». «Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна». Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Любит читать романы, но не подвлиянием моды: «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
Мать и отец Татьяны Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий Ларин, любил жену и во всем на нее полагался. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, матьбыла «от Ричардсона без ума». «И так они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба».
Любовь к Онегину Татьяна испытывает искренние чувства, однако «Давно сердечное томленье / Теснило ей младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь». Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»
Последнее объяснение с Онегиным В последней главе Татьяна предстает изменившейся: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?» Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга
Владимир Ленский
Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик
Черты характера, образование «С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч». Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д.
Отношение к любви «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна…», «Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена…». Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную
Речь поэта «Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы…» «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет». Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями
Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли
Ольга Ларина
Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины
Черты характера «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет». Автор с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и пустой. Она — противоположность своей сестре. Это своего рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов
Онегин об Ольге «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне».
Будущее Вскоре после смерти Ленского Ольга выходит замуж
Образ автора и стилистические особенности романа
Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога: «Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь».
Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит на задний, описывая роман героев. Он выступает создателем книги: «Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне — И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал». И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель…»
Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом
Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, деталей из известного произведения другого автора)
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман)
Роман как «энциклопедия русской жизни»
«“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: