| Первый «лишний человек» в русской литературе |
| Воспитание и образование | Онегин получил воспитание, типичное для того времени: «Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец», «Monsieur l’Abbе, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой», «Что занимало целый день Его тоскующую лень, — Была наука страсти нежной». Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не находя применение своим силам |
| Авторская оценка | «Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин» |
| Черты характера | Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека» |
| Жизнь в деревне | «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». «И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак». «Все дружбу прекратили с ним». Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных |
| Отношение к Татьяне | При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал: «“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”». Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней |
| Дружба с Ленским | «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом, / И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится смерть друга. Онегин уезжает в путешествие |
| Любовь к Татьяне | В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна |
| «Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить |
| Черты характера | «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». «Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна». Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Любит читать романы, но не подвлиянием моды: «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни |
| Мать и отец Татьяны | Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий Ларин, любил жену и во всем на нее полагался. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, матьбыла «от Ричардсона без ума». «И так они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба». |
| Любовь к Онегину | Татьяна испытывает искренние чувства, однако «Давно сердечное томленье / Теснило ей младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь». Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной» |
| Последнее объяснение с Онегиным | В последней главе Татьяна предстает изменившейся: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?» Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга |
| Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик |
| Черты характера, образование | «С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч». Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д. |
| Отношение к любви | «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна…», «Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена…». Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную |
| Речь поэта | «Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы…» «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет». Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями |
| Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли |
| Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины |
| Черты характера | «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет». Автор с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и пустой. Она — противоположность своей сестре. Это своего рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов |
| Онегин об Ольге | «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». |
| Будущее | Вскоре после смерти Ленского Ольга выходит замуж |
| Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога: «Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь». |
| Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит на задний, описывая роман героев. Он выступает создателем книги: «Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне — И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал». И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель…» |
| Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом |
| Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи |
| В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, деталей из известного произведения другого автора) |
| «Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман) |