Первый «лишний человек» в русской литературе |
Воспитание
и образование | Онегин получил воспитание, типичное для того времени:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец»,
«Monsieur l’Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой»,
«Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной».
Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не
находя применение своим силам |
Авторская оценка
| «Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум».
Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин»
|
Черты характера
| Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека»
|
Жизнь в деревне
| «Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил».
«И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак».
«Все дружбу прекратили с ним».
Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных
|
Отношение к Татьяне
| При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал:
«“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”».
Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней
|
Дружба с Ленским
| «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом,
/ И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На
именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится
смерть друга. Онегин уезжает в путешествие
|
Любовь к Татьяне | В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна
|
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая,
способная глубоко и преданно любить |
Черты характера
| «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Любит читать романы, но не подвлиянием моды:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».
Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
|
Мать и отец Татьяны
| Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий
Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.
«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, матьбыла «от Ричардсона без ума».
«И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба».
|
Любовь к Онегину
| Татьяна испытывает искренние чувства, однако
«Давно сердечное томленье / Теснило ей
младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».
Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»
|
Последнее
объяснение
с Онегиным
| В последней главе Татьяна предстает изменившейся:
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?»
Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого.
Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга
|
Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик |
Черты
характера,
образование | «С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д.
|
Отношение к любви
| «Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…»,
«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…».
Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную
|
Речь поэта
| «Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы…»
«Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет».
Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями
|
Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли
|
Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины |
Черты характера
| «Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет».
Автор с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и пустой. Она — противоположность своей сестре. Это своего рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов
|
Онегин об Ольге
| «В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне». |
Будущее | Вскоре после смерти Ленского Ольга выходит замуж
|
Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога:
«Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь». |
Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит на задний, описывая роман героев. Он выступает создателем книги:
«Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал».
И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель…»
|
Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом
|
Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи
|
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, деталей из известного произведения другого автора)
|
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман)
|