Симметричность композиции

Две сюжетные линии
Историческая Частная
Описание восстания Емельяна Пугачева Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых
Два мира
Народный Дворянский
Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению
Сопоставление сюжетных ситуаций
Маша Миронова оказывается в беде Петр Гринев оказывается в беде
Причина — суровые законы народного восстания Причина — законы дворянской государственности
Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, но целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: "Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!. А давно ли мы..." Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: "Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?"

- Да вот пошел семнадцатый годок,- отвечала матушка.- Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще...

"Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни".

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

- Не забудь, Андрей Петрович,- сказала матушка,- поклониться и от меня князю Б.; я-дескать надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

- Что за вздор!- отвечал батюшка нахмурясь.- К какой стати стану я писать к князю Б.?

- Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

- Ну, а там что?

- Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: "Вот тебе письмо к Андрею Карловичу P., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством".

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

В1. Представленный эпизод является начальным моментом в развитии действия. Как называется подобный элемент сюжета?

В2. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора и дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.

В3. Как называют эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа

(«Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт?»)?

В4. Выпишите из последнего абзаца устаревшее слово.

В5. Назовите приём противопоставления предметов и явлений, используемый автором в следующем абзаце: «Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение».

В6. Смена настроения главного героя передаётся при помощи образных определений («блестящие надежды», сторона глухая и отдалённая», «тяжким несчастьем»). Укажите термин, которым в литературоведении обозначают эти определения.

В7. Дайте определение термина, который обозначает вышедшее из употребления слово, использованное в данном контексте для усиления ироничности речи («Нет пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон»).

С1. Как эпизод, в котором описывается напутствие, полученное Гринёвым от отца, связан с дальнейшим развитием сюжета?

С2. В каких произведениях русской литературы заветы отцов несут важную смысловую нагрузку и как их можно соотнести с заветом отца главного героя?

В1. Завязка

В2. Эпиграф

В3. Риторические

В4. Погребец

В5. Антитеза

В6. Эпитет

В7. Архаизм

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть, и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо вероятно знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, не смотря на всевозможное презрение к предрассудкам. Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я вороты, и въехал на барской двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую, и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки, и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише", - говорит она мне - "отец болен при смерти и желает с тобою проститься". - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени, и устремил глаза мои на больного. Что ж?... Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: - Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? - "ВсЈ равно, Петруша", - отвечала мне матушка - "это твой посаженый отец; поцалуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины, и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся… (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») В1. Выпишите из первого абзаца слово, обозначающее характеристику сна Петра Гринёва. В2. Какую евангельскую ситуацию воспроизводит А.С.пушкин в этом эпизоде? В3. В произведении А.С.Пушкина отец Петра Гринёва напутствует сына словами. Запишите три главных слова напутствия. В4. Запишите слово «постеле» в начальной форме. В5. «мужик» во сне Петра Гринёва – это…? Запишите только фамилию. В6. «Мужик» из сна Петра стал в определённом смысле посажённым отцом Гринёва, т.е. способствовал его женитьбе? Дайте ответ словом «да» или «нет». В7. Какое историческое событие конца 18 века пророчествует сон Петра («мёртвые тела и кровавые лужи»)? С2. Почему А.С.Пушкин в качестве повествователя о важном историческом событии, потрясшем Россию, выбрал бывшего дворянского недоросля Петра Гринёва? С3. Какова роль сна Петра Гринёва в сюжете произведения? Сон как литературный приём в русской литературе. В1. ПророческийВ2. Возвращение блудного сынаВ3. Береги честь смолодуВ4. ПостельВ5. ПугачёвВ6. ДаВ7. Восстание Пугачёва

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке; – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился, и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

B1. Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.

B2. Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

B3. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на 2-ю половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

B4. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

B5. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?

B6. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

B7. Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

C1. Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»?

С2. Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

B1 Вожатый
B2 Пугачев<или>ЕмельянПугачев
B3 реализм
B4 пейзаж
B5 деталь
B6 диалог
B7 ирония<или>лукавство

Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. "Войди, батюшка,- отвечал инвалид, - наши дома". Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. "Что вам угодно, батюшка?" - спросила она, продолжая свое занятие. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. "Ивана Кузмича дома нет,- сказала она, - он пошел в гости к отцу Герасиму; да всё равно, батюшка, я его хозяйка. Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка". Она кликнула девку и велела ей позвать урядника. Старичок своим одиноким глазом поглядывал на меня с любопытством. "Смею спросить,- сказал он, - вы в каком полку изволили служить?" Я удовлетворил его любопытству. "А смею спросить, - продолжал он, - зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?" Я отвечал, что такова была воля начальства. "Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки", - продолжал неутомимый вопрошатель. "Полно врать пустяки, - сказала ему капитанша, - ты видишь, молодой человек с дороги устал; ему не до тебя... (держи-ка руки прямее...). А ты, мой батюшка, - продолжала она, обращаясь ко мне, - не печалься, что тебя упекли в наше захолустье. Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет".

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

В1. От чьего лица ведётся повествование в данном фрагменте?

В2. Как называется место службы, куда прибыл герой-рассказчик?

В3. Назовите имя хозяйки – жены коменданта.

В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная А.С.Пушкиным в данном фрагменте?

В5. Каким термином называется описание внутреннего убранства помещения («чистенькая комнатка, убранная по-старинному», «шкаф с посудой», описание картинок, висевших на стене)?

В6. Как называются характерные для народной речи образные выражения, которые использует в своей речи жена коменданта («стерпится, слюбится», «на грех мастера нет»)?

С1. На какие будущие события в жизни героя намекают лубочные картинки, развешанные на стене дома капитана Миронова?

С2. В каких произведениях русской классики используется форма записок героя и в чём их сходство и различие с «Капитанской дочкой А.С.Пушкина?

В1. Гринёва

В2. Белогорская крепость

В3. Василиса Егоровна

В4. Диалог

В5. Интерьер

В6. Поговорка

Варианты заданий С1.

А) Какое событие в жизни героя-рассказчика предвосхищено упоминанием жены коменданта о том, что Щвабрин убил на дуэли поручика?

Б) Какими герой-рассказчик представляет себе будущее место службы и своего командира – и какими крепость и её обитатели предстают перед ним в действительности?

В) Почему в изображении крепости и дома коменданта А.С.Пушкин так много внимания уделяет подробностям быта и житейской прозе?

Варианты заданий С2.

А) В каких произведениях русской литературы подробно изображается быт военных и в чём их сходство и различие с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина?

Б) В каких произведениях русской литературы сплетаются в единый сюжет история семьи и военные события и в чём их сходство и различие с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина?

… Швабрин и я остались наедине. "Наше дело этим кончиться не может",-- сказал я ему. "Конечно,-- отвечал Швабрин;-- вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!" -- И мы расстались, как ни в чем не бывали.

Возвратясь к коменданту, я по обыкновению своему подсел к Марье Ивановне. Ивана Кузмича не было дома; Василиса Егоровна занята была хозяйством. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. "Я так и обмерла,-- сказала она,-- когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые... Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч".

- А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?

- Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.

- А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?

Марья Ивановна заикнулась и покраснела.

- Мне кажется,-- сказала она,-- я думаю, что нравлюсь.

- Почему же вам так кажется?

- Потому что он за меня сватался.

- Сватался! Он за вас сватался? Когда же?

- В прошлом году. Месяца два до вашего приезда.

- И вы не пошли?

- Как изволите видеть. Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!

Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Я дожидался не долго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. "Зачем откладывать? -- сказал мне Швабрин,-- за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает". Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

В1. Укажите литературный род, к которому принадлежит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

В2. Назовите литературное направление, к которому традиционно относят произведения А.С.Пушкина, созданные поэтом после 1824 г.

В3. Как называется глава, фрагмент которой приведён выше?

В4. В бланк ответа впишите термин, которым в литературоведении называют образные определения: «дерзкий злоязычник», «упорное злоречие», «грубая насмешка».

В5. Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия, в данном случае – предшествующую эпизоду ссору Гринёва и Швабрина?

В6. Какой художественный троп (изобразительно-выразительное средство языка) используется в данном фрагменте текста: «Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза …»?

В7. Как называется скрытая насмешка, звучащая в речи Швабрина?

С1. Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя?

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и что сближает эти произведения с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

В1. эпос

В2. реализм

В3. «Поединок»

В4. эпитеты

В5. конфликт

В6. метафора

В7. ирония.

"Что, ваше благородие? - сказал он мне. - Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват,- продолжал он,- но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли ещетебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?" Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. "Чему ты усмехаешься? - спросил он меня нахмурясь. - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо". Я смутился: признать бродягу государем - был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. "Кто же я таков, по твоему разумению?" - Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку. Пугачев взглянул на меня быстро. "Так ты не веришь, - сказал он, - чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?" - Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пугачев задумался. "А коли отпущу,- сказал он,- так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?" - Как могу тебе в этом обещаться? - отвечал я. - Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебя судья; а я сказал тебе правду. Моя искренность поразила Пугачева. "Так и быть,- сказал он, ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит". (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») В1. Когда именно, в какой памятный для него день, А.С.Пушкин закончил «капитанскую дочку»? (Запишите цифрой день, словом месяц, цифрой год) В2. Как А.С.Пушкин изначально назвал своё историческое сочинение – научное исследование, посвящённое восстанию Пугачёва? В3. Благодаря чьему заступничеству Пугачёв вспомнил Гринёва, и тот избежал казни? В4. Имя какого известного в русской истории самозванца вспоминает Пугачёв? В5. Кто одерживает победу в споре Гринёв – Пугачёв? В6. Какими словами начинается абзац, в котором Пугачёв начинает говорить с Гринёвым не с позиции силы? В7. Было ли оказано сопротивление при взятии Белогорской крепости? Ответ дайте словом «да» или «нет». С1. О чём мог задуматься Пугачёв во время разговора с Гринёвым, произошедшим после взятии Белогорской крепости? С2. Два недоросля в русской литературе: Митрофан Простаков и Пётр Гринёв. Есть ли что-то общее в этих образах Кого из персонажей русской литературы можно причислить к недорослям? Каков идейный смысл этих образов? В1. 19 октября 1836В2. История ПугачёваВ3. СавельичВ4. Гришка ОтрепьевВ5. ГринёвВ6. Пугачёв задумалсяВ7. Нет Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... "Стой! стой!" раздался голос, слишком мне знакомый, - и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. "Батюшка, Петр Андреич!" - кричал дядька. - "Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен..." - А, старый хрыч! - сказал ему Пугачев. - Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок. "Спасибо, государь, спасибо, отец родной!" - говорил Савельич усаживаясь. - "Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану". Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге. Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему всё; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом... Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: "О чем, ваше благородие, изволил задуматься?" - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. "Что ж?" - спросил Пугачев. - "Страшно тебе?" Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь. "И ты прав, ей богу прав!" - сказал самозванец. - "Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился", - прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, - "помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья". Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова… - А ты полагаешь идти на Москву? Самозванец несколько задумался и сказал в пол-голоса: "Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою". - То-то! - сказал я Пугачеву. - Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? Пугачев горько усмехнулся. - Нет, - отвечал он; - поздно мне каяться.Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою. - А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! -Слушай,- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка? - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В1. Куда отправились герои фрагмента?

В2. От чьего лица ведётся повествование в романе?

В3. Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?

В4. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое обращение персонажей.

В5. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?

В6. Как в литературоведении называют средство иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?

В7. Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути» и др.

В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Гринёв 1) преданность, забота, житейская мудрость

Б) Пугачёв 2) жестокость в сочетании с благодарностью и великодушием

В) Савельич 3) гордость и склонность к предательству

4) честность, благородство, смелость, чувствительность

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А Б В
     

В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Гринёв 1) сопровождает освобождённую из Белогорской крепости

Б) Пугачёв Машу домой

В) Савельич 2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей

3) отправлен на поселение в Сибирь

4) осуждён на смертную казнь

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А Б В
     

С1. Чем закончится история жизни главных героев романа и в чём смысл такого финала?

С2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

В1. Белогорская крепость

В2. Гринёв

В3. Дневник

В4. Диалог

В5. Метафора

В6. Аллегория

В7. Эпитет

В3. 4, 1, 2

В4. 4, 1, 2

Казак, приведший меня, отправился про меня доложить и, тотчас же воротившись, ввел меня в ту комнату, где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановною.

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобраных изменников. "А, ваше благородие!- сказал Пугачев, увидя меня.- Добро пожаловать; честь и место, милости просим". Собеседники потеснились. Я молча сел на краю стола. Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина, до которого я не коснулся. С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И на сем-то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом! Поход был объявлен к завтрашнему дню. "Ну, братцы,- сказал Пугачев,- затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!" - Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти

Перед грозного судью, самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?

Я скажу тебе, надежа прав ославный царь,

Всеё правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ темная ночь,

А второй мой товарищ булатный нож,

А как третий-то товарищ, то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ, то тугой лук,

Что рассыльщики мои, то калены стрелы.

Что возговорит надежа православный царь:

Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Середи поля хоромами высокими,

Что двумя ли столбами с перекладиной.

Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

В1. Назовите героя, от имени которого ведётся повествование в приведённом фрагменте и во всём произведении.

В2. Укажите жанр, к которому относится «Капитанская дочка» и который позволяет отразить крупные события эпохи и человеческие судьбы.

В3. Как называется приём резкого противопоставления, к которому прибегает автор, создавая противоречивый образ пугачёвского воинства («с красными рожами» - «молодой казак, стройный и красивый» и т.п.)?

В4. Укажите приём характеристики персонажа, строящийся на описании его внешности («Черты лица его, правильные и довольно приятные…»).

В5. В песне, исполняемой пугачёвцами, встречаются сходные начала смежных строк. Как называется этот приём?

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

В6. Укажите название традиционного для народной поэзии средства художественной изобразительности, представленного в песне («доброму молодцу», «грозного судью», «тёмная ночь»).

В7. Слушая пение мятежников, герой испытывает «Пиитический ужас». Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющими героями, их внутреннюю жизнь?

С1. В чём двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

С2. В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чём их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

В1. Пётр Гринёв

В2. Роман

В3. Антитеза

В4. Портрет

В5. Анафора

В6. Эпитет

В7. Психологизм

С1. В чём двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

С2. В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чём их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана - является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, - войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е.Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе - несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.

Картины народного бунта встречаются и в поэме «Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. «Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.

Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета(вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.

Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание. - Вы верно не здешние? - сказала она. - Точно так-с: я вчера только приехала из провинции. - Вы приехали с вашими родными? - Никак нет-с. Я приехала одна. - Одна! Но вы так еще молоды. - У меня нет ни отца, ни матери. - Вы здесь конечно по каким-нибудь делам? - Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне. - Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду? - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия. - Позвольте спросить, кто вы таковы? - Я дочь капитана Миронова. -Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей? - Точно так-с. Дама, казалось, была тронута. "Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь". Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя. Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному. - Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. - Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна. - Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув. - Неправда, ей богу, неправда! Я знаю вс?, я вс? вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») В1. Где происходит действие в данном фрагменте из романа А.С.Пушкина? В2. О какой победе графа Петра Александровича Румянцева идёт речь? В3. Маша Миронова – главный или второстепенный персонаж в «Капитанской дочке»? В4. Какие типы описания содержит первый абзац текста? В5. В какой реплике Маши Мироновой выражена основная мысль всего творчества А.С.Пушкина? В6. Дама в белом утреннем платье – это … В7. Кто автор живописного портрета (В.Л.Боровиковский или Д.Г.Левицкий), с которого Пушкиным «списан» портрет императрицы? С1. Почему Марья Ивановна после встречи с дамой возвратилась «исполненная радостной надежды»? С2. Каков образ справедливого монарха в «Капитанской дочке» и шире – в творчестве А.С.Пушкина в целом? В каких произведениях русской литературы есть образ мудрого и просвещённого монарха? В1. Царское СелоВ2. Чисменское сражениеВ3. ГлавныйВ4. Пейзаж, портретВ5. Я пришла просить милости, а не правосудия.В6. Екатерина IIВ7. В.А.Боровиковский

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: