БИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический
университет имени И. И. Ползунова»
Кафедра МСИА
Расчетное задание по дисциплине «Представление знаний в информационных системах» для студентов направления 230400 «Информационные системы и технологии»
Бийск, 2013
Структура и содержание пояснительной записки
Пояснительная записка к расчетному заданию должна содержать следующие элементы:
· Текст программы на языке Turbo Prolog, описывающей предметную область в соответствии с выбранным вариантом задания.
· Результаты выполнения запросов в соответствии с выбранным вариантом задания.
Требования к оформлению пояснительной записки
Пояснительная записка должна состоять из следующих структурных элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Оформление текста пояснительной записки должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001.
|
|
Темы расчетных заданий
Вариант № 1. Предметная область – семья. Каждая семья может быть описана структурой из трех компонент: мужа, жены и детей. Каждый член семьи может быть описан структурой: имя, отчество, фамилия, год рождения, пол, ежемесячный доход. Для детей добавить поле «близнец».
Реализовать следующие типы запросов:
1. Проверить, существует ли в БД заданный человек (по ФИО);
2. Найти всех работающих детей;
3. Найти всех работающих мужей, чей доход больше чем у жены;
4. Найти всех людей, которые не работают и родились до указанного года;
5. Найти число семей, у которых есть близнецы.
Вариант № 2. Предметная область – семья. Каждая семья может быть описана структурой из трех компонент: мужа, жены и детей. Каждый член семьи может быть описан структурой: имя, отчество, фамилия, год рождения, пол, ежемесячный доход. Для детей добавить поле «близнец».
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти всех близнецов;
2. Найти всех детей, родившихся в заданном году;
3. Найти всех работающих жен, чей доход больше заданной суммы;
4. Найти фамилии людей, у которых есть заданное число детей.
5. Найти всех людей, у которых есть только один ребенок.
Вариант № 3. Предметная область – семья. Каждая семья может быть описана структурой из трех компонент: мужа, жены и детей. Каждый член семьи может быть описан структурой: имя, отчество, фамилия, год рождения, пол, ежемесячный доход. Для детей добавить поле «близнец».
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти всех людей, чей доход меньше заданного;
|
|
2. Найти всех детей, младше заданного возраста;
3. Найти всех неработающих жен, которые родились позже заданного года;
4. Найти всех детей, у которых разница в возрасте родителей превышает заданную величину;
5. Подсчитать количество семей, у которых нет близнецов.
Вариант № 4. Предметная область – библиотека. Каждая книга может быть описана структурой: название, автор, издание. Автор может быть описан структурой: имя, фамилия, год рождения. Издание может быть описано структурой: издательство, номер издания, год издания, количество страниц, цена, гонорар автора.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти автора, у которого книга переиздавалась максимальное число раз;
2. Найти все книги, изданные более одного раза;
3. Найти все книги, изданные в одном издательстве в заданном году;
4. Найти все книги одного автора;
5. Найти все книги, цена которых превышает заданную сумму.
Вариант № 5. Предметная область – библиотека. Каждая книга может быть описана структурой: название, автор, издание. Автор может быть описан структурой: имя, фамилия, год рождения. Издание может быть описано структурой: издательство, номер издания, год издания, количество страниц, цена, гонорар автора.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти автора, у которого максимальный гонорар за издание книги;
2. Найти все книги, изданные только один раз;
3. Найти всех авторов, родившихся позже указанного года;
4. Найти все издательства, в которых была издана указанная книга;
5. Найти все книги, цена которых не изменялась в разных изданиях.
Вариант № 6. Предметная область – библиотека. Каждая книга может быть описана структурой: название, автор, издание. Автор может быть описан структурой: имя, фамилия, год рождения. Издание может быть описано структурой: издательство, номер издания, год издания, количество страниц, цена, гонорар автора.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти книгу, у которой минимальная цена;
2. Найти все книги, изданные в одном издательстве;
3. Найти всех авторов, книги которых издавались только один раз;
4. Найти все книги указанного автора, у которых число страниц больше заданной величины;
5. Найти все издательства, выпускавшие книги до заданного года.
Вариант № 7. Предметная область – страны мира. Каждая страна может быть описана структурой: название, площадь, географическое положение, население. Географическое положение может быть описана структурой: часть света, материк, океаны, моря, горные хребты. Население может быть описано структурой: численность, государственный язык, национальный состав. Национальный состав может быть описан структурой: национальность, численность, процент от всего населения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти страну, у которой максимальная численность населения;
2. Найти все страны, находящиеся на указанном материке с населением больше заданной величины;
3. Найти все страны, у которых однородный национальный состав (численность основной национальности более 90%);
4. Найти все страны, имеющие выход к указанному морю;
5. Найти все страны с указанным государственным языком.
Вариант № 8. Предметная область – страны мира. Каждая страна может быть описана структурой: название, площадь, географическое положение, население. Географическое положение может быть описана структурой: часть света, материк, океаны, моря, горные хребты. Население может быть описано структурой: численность, государственный язык, национальный состав. Национальный состав может быть описан структурой: национальность, численность, процент от всего населения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти страну, которую омывает больше всего морей;
|
|
2. Найти все страны, на территории которых находится указанный горный хребет;
3. Найти все страны, у которых число национальностей превышает заданную величину;
4. Найти все горные хребты, находящиеся на территории указанной страны;
5. Найти все страны, у которых численность населения меньше заданной величины.
Вариант № 9. Предметная область – страны мира. Каждая страна может быть описана структурой: название, площадь, географическое положение, население. Географическое положение может быть описана структурой: часть света, материк, океаны, моря, горные хребты. Население может быть описано структурой: численность, государственный язык, национальный состав. Национальный состав может быть описан структурой: национальность, численность, процент от всего населения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти страну, у которой максимальная плотность населения;
2. Найти все моря, которые омывают территорию указанной страны;
3. Найти страну, у которой численность ни одной из национальностей не превышает 50 %;
4. Найти все страны, имеющие выход к указанному океану;
5. Найти все страны, у которых название части света совпадает с названием материка.
Вариант № 10. Предметная область – биржа труда. Каждая вакансия может быть описана структурой: название предприятия, должность, ежемесячный доход, требования к соискателю. Требования к соискателю могут быть описаны структурой: образование, возраст, пол, дополнительные условия. Образование может быть описано структурой: уровень образования (высшее техническое, высшее экономическое, среднее, среднее специальное и т.д.), специальность. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: список иностранных языков, которыми должен владеть соискатель, умение работать на ПК, стаж работы по специальности.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти все должности, для которых возраст соискателей, не превышает указанный;
2. Найти все вакансии для мужчин, с высшим техническим образованием и свободно владеющих более чем одним иностранным языком;
|
|
3. Найти все вакансии для соискателей с высшим гуманитарным образованием;
4. Найти все вакансии для женщин, умеющих работать на ПК, имеющим стаж работы более 5 лет;
5. Найти все предприятия, которые берут на работу женщин.
Вариант № 11. Предметная область – биржа труда. Каждая вакансия может быть описана структурой: название предприятия, должность, ежемесячный доход, требования к соискателю. Требования к соискателю могут быть описаны структурой: образование, возраст, пол, дополнительные условия. Образование может быть описано структурой: уровень образования (высшее техническое, высшее экономическое, среднее, среднее специальное и т.д.), специальность. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: список иностранных языков, которыми должен владеть соискатель, умение работать на ПК, стаж работы по специальности.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти все должности, для которых подходят соискатели со средним специальным образованием;
2. Найти предприятие, у которого больше всего вакансий;
3. Найти все вакансии для соискателей, указанной специальности;
4. Найти все вакансии для мужчин с ежемесячным доходом выше указанного значения;
5. Найти все должности, для которых не требуется знания иностранного языка.
Вариант № 12. Предметная область – биржа труда. Каждая вакансия может быть описана структурой: название предприятия, должность, ежемесячный доход, требования к соискателю. Требования к соискателю могут быть описаны структурой: образование, возраст, пол, дополнительные условия. Образование может быть описано структурой: уровень образования (высшее техническое, высшее экономическое, среднее, среднее специальное и т.д.), специальность. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: список иностранных языков, которыми должен владеть соискатель, умение работать на ПК, стаж работы по специальности.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти должность, у которой минимальный ежемесячный доход;
2. Найти все вакансии для мужчин, с указанным уровнем образования, владеющих
хотя бы одним иностранным языком;
3. Найти все вакансии для женщин с указанным уровнем образованием;
4. Найти все вакансии для женщин, не старше указанного возраста;
5. Найти все должности, для которых требуется знание хотя бы одного иностранного языка.
Вариант № 13. Предметная область – служба знакомств. Каждый клиент может быть описан структурой: фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, образование, ежемесячный доход, дополнительные условия, требования к партнеру. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: владение жилой площадью, наличие детей, отсутствие вредных привычек. Требования к партнеру могут быть описаны структурой: образование, возраст, национальность, ежемесячный доход, дополнительные условия.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти всех клиентов, которым необходим партнер без вредных привычек;
2. Найти всех клиентов, с указанным уровнем образования, имеющих жилую площадь и не старше указанного возраста;
3. Найти всех клиентов с указанной национальностью;
4. Найти всех клиентов, которым необходим партнер, не старше указанного возраста и не имеющий детей;
5. Найти самого старого клиента службы знакомств.
Вариант № 14. Предметная область – служба знакомств. Каждый клиент может быть описан структурой: фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, образование, ежемесячный доход, дополнительные условия, требования к партнеру. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: владение жилой площадью, наличие детей, отсутствие вредных привычек. Требования к партнеру могут быть описаны структурой: образование, возраст, национальность, ежемесячный доход, дополнительные условия.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти всех клиентов, для которых подходит партнер с высшим образованием и с указанным уровнем дохода;
2. Найти всех клиентов, у которых не указаны дополнительные условия;
3. Найти всех клиентов младше указанного возраста;
4. Найти клиента, которому требуется самый молодой партнер;
5. Найти всех клиентов, у которых нет детей.
Вариант № 15. Предметная область – служба знакомств. Каждый клиент может быть описан структурой: фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, образование, ежемесячный доход, дополнительные условия, требования к партнеру. Дополнительные условия могут быть описаны структурой: владение жилой площадью, наличие детей, отсутствие вредных привычек. Требования к партнеру могут быть описаны структурой: образование, возраст, национальность, ежемесячный доход, дополнительные условия.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти всех клиентов, для которых подходит партнер со средним образованием, владеющим жилой площадью и не имеющим детей;
2. Найти клиента, с максимальной разницей в возрасте между ним и партнером;
3. Найти всех клиентов указанной национальности, не старше указанного возраста;
4. Найти всех клиентов, которым необходим партнер без вредных привычек;
5. Найти всех клиентов, у которых нет детей, и которым подходит партнер, имеющий детей.
Вариант № 16. Предметная область – спортивные соревнования. Каждое соревнование может быть описано структурой: вид соревнования, команды – участники. Вид соревнования может быть описан структурой: ранг соревнований (чемпионат Европы, чемпионат мира, Олимпийские игры), вид спорта, год проведения, страна проведения. Команды – участники могут быть описаны списком из следующих структур: название команды, страна, результаты соревнований. Результаты соревнований могут быть описаны списком структур: название команды – соперника, тип результата (выигрыш, проигрыш, ничья).
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти все команды указанного вида спорта, у которых не было ни одного проигрыша за указанный период времени;
2. Найти все страны, где проводились Олимпийские игры до указанного года;
3. Найти всех соперников указанной команды в соревнованиях заданного ранга;
4. Найти вид соревнования, в котором участвовало наибольшее число команд;
5. Найти все команды указанной страны.
Вариант № 17. Предметная область – спортивные соревнования. Каждое соревнование может быть описано структурой: вид соревнования, команды – участники. Вид соревнования может быть описан структурой: ранг соревнований (чемпионат Европы, чемпионат мира, Олимпийские игры), вид спорта, год проведения, страна проведения. Команды – участники могут быть описаны списком из следующих структур: название команды, страна, результаты соревнований. Результаты соревнований могут быть описаны списком структур: название команды – соперника, тип результата (выигрыш, проигрыш, ничья).
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти страну, где проводилось максимальное число соревнований за указанный период;
2. Найти все страны, где проводились чемпионаты мира по указанному виду спорта.
3. Найти всех соперников указанной команды в соревнованиях в заданном году;
4. Найти все команды, участвовавшие в указанных соревнованиях в заданной стране;
5. Найти все команды, у которых не было ничьих.
Вариант № 18. Предметная область – спортивные соревнования. Каждое соревнование может быть описано структурой: вид соревнования, команды – участники. Вид соревнования может быть описан структурой: ранг соревнований (чемпионат Европы, чемпионат мира, Олимпийские игры), вид спорта, год проведения, страна проведения. Команды – участники могут быть описаны списком из следующих структур: название команды, страна, результаты соревнований. Результаты соревнований могут быть описаны списком структур: название команды – соперника, тип результата (выигрыш, проигрыш, ничья).
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти команду, которая провела больше всего игр в указанных соревнованиях;
2. Найти все страны, где проводились чемпионаты Европы по определенному виду спорта до указанного года;
3. Найти все команды, которые участвовали в соревнованиях заданного ранга по определенному виду спорта;
4. Найти все команды, участвовавшие в соревнованиях в заданном году;
5. Найти все команды определенной страны, у которых не было выигрышей.
Вариант № 19. Предметная область – видеотека. Каждая видеокассета может быть описана структурой: название фильма, год создания, киностудия, атрибуты фильма. Атрибуты фильма могут быть описаны структурой: автор сценария, режиссер, исполнители главных ролей, премии. Исполнители главных ролей могут быть описаны списком из следующих структур: фамилия, роль. Премии могут быть описаны списком из следующих структур: название фестиваля, год проведения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать число фильмов указанного режиссера;
2. Найти все фильмы, получившие премии на определенном фестивале;
3. Найти всех режиссеров, фильмы которых создавались на одной киностудии;
4. Найти все роли, определенного актера, которые он сыграл в фильмах, которые получили какие-либо премии;
5. Найти всех сценаристов, в фильмах которых снимался определенный актер.
Вариант № 20. Предметная область – видеотека. Каждая видеокассета может быть описана структурой: название фильма, год создания, киностудия, атрибуты фильма. Атрибуты фильма могут быть описаны структурой: автор сценария, режиссер, исполнители главных ролей, премии. Исполнители главных ролей могут быть описаны списком из следующих структур: фамилия, роль. Премии могут быть описаны списком из следующих структур: название фестиваля, год проведения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти режиссеров и сценаристов, у которых все фильмы получили премии;
2. Найти сценаристов, которые работали с указанным режиссером более одного раза;
3. Найти все фильмы указанного сценариста после указанного года;
4. Найти все фильмы, получившие премии в указанном году;
5. Найти все киностудии, которые работали с указанным режиссером.
Вариант № 21. Предметная область – видеотека. Каждая видеокассета может быть описана структурой: название фильма, год создания, киностудия, атрибуты фильма. Атрибуты фильма могут быть описаны структурой: автор сценария, режиссер, исполнители главных ролей, премии. Исполнители главных ролей могут быть описаны списком из следующих структур: фамилия, роль. Премии могут быть описаны списком из следующих структур: название фестиваля, год проведения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Найти режиссера, чьи фильмы получили максимальное число премий;
2. Найти все роли указанного актера;
3. Найти все фильмы, снятые на одной киностудии, одним и тем же режиссером;
4. Найти актеров, снимавшихся на одной киностудии;
5. Найти всех актеров, снимавшихся в фильмах определенного сценариста.
Вариант № 22. Предметная область – видеотека. Каждая видеокассета может быть описана структурой: название фильма, год создания, киностудия, атрибуты фильма. Атрибуты фильма могут быть описаны структурой: автор сценария, режиссер, исполнители главных ролей, премии. Исполнители главных ролей могут быть описаны списком из следующих структур: фамилия, роль. Премии могут быть описаны списком из следующих структур: название фестиваля, год проведения.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать число фильмов указанного режиссера;
2. Найти все фильмы, получившие премии на определенном фестивале;
3. Найти всех режиссеров, фильмы которых создавались на одной киностудии;
4. Найти все роли, определенного актера, которые он сыграл в фильмах, которые получили какие-либо премии;
5. Найти всех сценаристов, в фильмах которых снимался определенный актер.
Вариант № 23. Предметная область – учебная группа факультета. Каждая учебная группа может быть описана структурой: название факультета, код специальности, номер группы, состав группы. Состав группы может быть описан списком структур, описывающих отдельного студента: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, обучение на военной кафедре, сводная ведомость. Сводная ведомость может быть описана списком из следующих структур: предмет, оценка.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать число групп на указанном факультете;
2. Найти всех студенток, обучающихся по указанной специальности;
3. Найти группу, которая сдала больше всего предметов сессию;
4. Найти всех студентов, имеющих задолженности;
5. Найти всех студентов, обучающихся на военной кафедре.
Вариант № 24. Предметная область – учебная группа факультета. Каждая учебная группа может быть описана структурой: название факультета, код специальности, номер группы, состав группы. Состав группы может быть описан списком структур, описывающих отдельного студента: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, обучение на военной кафедре, сводная ведомость. Сводная ведомость может быть описана списком из следующих структур: предмет, оценка.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать общее число студентов на указанном факультете;
2. Найти группу, у которой больше всего отличников;
3. Найти все предметы в группах указанной специальности, по которым сдавался зачет;
4. Найти всех студентов мужского пола, не обучающихся на военной кафедре.
5. Найти всех студентов, старше заданного года рождения;
Вариант № 25. Предметная область – учебная группа факультета. Каждая учебная группа может быть описана структурой: название факультета, код специальности, номер группы, состав группы. Состав группы может быть описан списком структур, описывающих отдельного студента: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, обучение на военной кафедре, сводная ведомость. Сводная ведомость может быть описана списком из следующих структур: предмет, оценка.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать средний балл сессии по факультету;
2. Найти группу, у которой меньше всего задолженностей;
3. Найти все предметы в указанной группе, по которым сдавался экзамен;
4. Найти всех студенток, обучающихся в указанной группе;
5. Найти всех студентов, не обучающихся на военной кафедре.
Вариант № 26. Предметная область – учебная группа факультета. Каждая учебная группа может быть описана структурой: название факультета, код специальности, номер группы, состав группы. Состав группы может быть описан списком структур, описывающих отдельного студента: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, обучение на военной кафедре, сводная ведомость. Сводная ведомость может быть описана списком из следующих структур: предмет, оценка.
Реализовать следующие типы запросов:
1. Подсчитать число групп на указанном факультете;
2. Найти всех студенток, обучающихся по указанной специальности;
3. Найти группу, которая сдала больше всего предметов сессию;
4. Найти всех студентов, имеющих задолженности;
5. Найти всех студентов, обучающихся на военной кафедре.