Система электросвязи может включать в себя одну или несколько служб электросвязи. Служба телекоммуникаций представляет собой организационно-техническую структуру на базе сети связи (или совокупности сетей связи), обеспечивающую обслуживание связью пользователей с целью удовлетворения их потребностей в определенном наборе услуг электросвязи. Различают два вида служб телекоммуникаций: службы передачи и телеслужбы (службы предоставления связи).
Служба передачи – служба телекоммуникаций, обеспечивающая только возможность передачи сигналов по сети связи между стыками сети с абонентскими оконечными устройствами (например, служба передачи данных). Такие службы регламентируются МСЭ тремя нижними уровнями OSI. Оконечные устройства в службу передачи не входят.
Телеслужба – служба телекоммуникаций, которая организуется с целью непосредственного обмена сообщениями между оконечными устройствами пользователей через сети телекоммуникаций (1–7 уровни OSI). Телеслужба организуется на базе систем передачи и оконечных устройств. Примерами являются службы телефонной связи, передачи данных, телеметрии и др.
Службы телекоммуникаций классифицируются по следующим признакам: виду передаваемых сообщений, наличию оконечных устройств пользователей, степени доступности для пользователей, характеру обмена сообщениями, методу обслуживания пользователей, используемой среде распространения сигналов телекоммуникаций. Классификация служб телекоммуникаций представлена на рис.
Рисунок – Классификация служб телекоммуникаций
Вид телекоммуникаций является классификационным признаком, определяющим характер услуг, предоставляемых пользователю, например, телефонная связь – передача речевых сообщений между парами пользователей; факсимильная связь – передача неподвижных сообщений; видеоконференцсвязь – передача речевых, документальных сообщений, неподвижных и подвижных изображений между двумя и большим числом пользователей и т.д.
По характеру обмена сообщениями службы подразделяются на двусторонние (диалоговые или недиалоговые) и односторонние.
Двусторонние диалоговые службы ориентированы на взаимодействие потребителей и представлены службами телефонной связи, абонентского телеграфа, телекса, передачи данных, видеотекса и др.
Двусторонние недиалоговые – это службы, не требующие взаимодействия потребителей; они представлены службами передачи телеграмм, бюрофакса, обработки сообщений и др.
Односторонние службы обеспечивают одностороннюю передачу и представлены службами распределения программ звукового вещания (ЗВ) и телевидения (ТВ), передачи газетных полос, персонального радиовызова.
По методу обслуживания пользователей службы телекоммуникаций классифицируются на абонентские и клиентские.
Абонентские службы предоставляют услуги пользователям в помещениях абонентов с помощью оконечных устройств, находящихся в распоряжении пользователей.
Клиентские службы предоставляют услуги пользователям с помощью оконечных устройств, устанавливаемых в пунктах коллективного пользования (приема телеграмм, телефонных переговорных, расположения таксофонов, службы бюрофакса и т.д.).
Следует заметить, что родственные (по виду передаваемых сообщений) абонентские и клиентские службы должны быть взаимосвязаны. Например, телеграмма, поданная в отделении связи (от клиента), должна быть доставлена на учрежденческий телексный аппарат (абонентский).
По используемой среде распространения сигналов электросвязи службы электросвязи можно подразделить на работающие по проводным каналам и радиоканалам. Так, выделяют службы проводного ЗВ и кабельного ТВ, отделяя их от соответствующих служб эфирного вещания.
Для обеспечения обслуживания пользователей службы телекоммуникаций могут задействовать каналы связи, организуемые во вторичной сети (сетях), и на их основе предоставлять каналы телекоммуникаций пользователям.
Таким образом, формирование канала телекоммуникаций осуществляется на базе каналов передачи, организуемых в первичной сети, коммутируемых с помощью станций и узлов коммутации вторичной сети, на которых выполняются операции, обеспечивающие вызов и соединение, а также обслуживание пользователей согласно перечню востребованных услуг.