Организация работы с использованием средств телекоммуникации в деятельности социального педагога

Телекоммуникации – передача информации на расстояние электронными средствами. Компьютерные телекоммуникации – передача информации с одного компьютера на любой другой в любой точке земного шара. В отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа социального педагога с клиентом в сети может дать высокий педагогический результат. Наиболее эффективным является организация совместных проектов на основе сотрудничества, например, учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации деятельности в сети стал телекоммуникационный проект. Представьте себе, что какая-то проблема, которая заинтересовала вас и ваших клиентов, требует для своего решения сбора многих и многих фактов, которые нельзя вычитать в литературе, которые невозможно в нужном объеме собрать в вашем регионе (например, проблема этическая, связанная с особенностями национальной культуры, национального характера). С помощью компьютерных телекоммуникаций вы можете провести ваш проект не только с партнерами из своего региона, но и из других регионов, из других стран мира. Надо только заинтересовать их данной задачей. Это не сложно, если вы дадите соответствующее объявление в какую-нибудь телеконференцию в сети Internet или наоборот изучите содержание аналогичных объявлений в сетях и найдете те из них, которые наиболее близки вам по проблеме.

Телекоммуникационный проект - это совместная деятельность партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

o предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным социальным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

o предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.

o предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

o предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то темы.

От социального педагога требуется:

o умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

o владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;

o владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своими авторитетом; способностью генерировать новые идеи; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

o если речь идет о международном проекте – практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;

o владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);

o наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Основные разновидности телекоммуникационных проектов:

Свободная переписка - наиболее часто используемая структура телекомму-никационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Электронные «встречи». Электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение между происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использованием возможности «переговоров», допускаемой многими системами электронной почты.
Электронное обучение. Специалисты различных профилей, связанные через Internet, могут служить «электронными преподавателями» для лиц, желающих познакомиться со специальными темами в интерактивном режиме. Получила известность поисковая служба под названием «Электронные Эмиссары», спонсируемая Техасским центром образовательных технологий и Техасским университетом в Остине. Она помогает желающим найти и установить контакты с экспертами в различных областях знаний во всех странах мира.

Ролевые игры. В проектах, основанных на ролевых играх, участники общаются друг с другом, играя определенную роль.

Информационное пространство включает в себя образовательную среду, в которой происходит педагогическое взаимодействие объектов и субъектов.

Взаимодействие включает: коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще СПД может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Межличностное общение продолжает оставаться основой деятельности в виду отсутствия у некоторых клиентов возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.

Психологическая сторона применения ИКТ как средств развития личности отражает следующее:

1. Система человек - ИКТ позволяет делать самостоятельный выбор — воспринимать человеку или не воспринимать текущую информацию, что в отличие от часто возникающих конфликтных ситуаций в системе человек-человек дает возможность осознать ценность своей индивидуальности.

2.Динамические качества ИКТ позволяют поддерживать постоянную включенность человека в предлагаемый развивающий процесс, дают возможность видеть расхождение между имеющимся опытом и получаемой информацией.

3.ИКТ позволяют исключать информационные перегрузки путем переключения на разные по содержанию фрагменты информации.

4.ИКТ позволяют реализовать индивидуальный подход к развитию ребенка, предлагая оптимальную для конкретного возрастного и образовательного уровня подачу материала.

Психолого-педагогическая модель организации комплексного использования ИКТ строится на следующем:

1.Целесообразность использования. Компьютеры должны использоваться в ситуациях, когда они обеспечивают получение информации, которую невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях.

2.Максимальное приближение к потребностям, возможностям, особенностям клиента. Это принцип, вытекающий из гуманистического подхода к личностной ориентации при использовании ИКТ.

3.Приоритет гуманистического подхода перед аппаратно-технологическим. Отказ от попытки сделать человека элементом машинного комплекса и обеспечение его ведущей роли во всех взаимодействиях с компьютерными системами.

4.Интегративностъ и вариативность проявляются в соединении деятельности обучающей с воспитательной и развивающей функциями.

5. Правильное использование ИКТ позволяет избежать стрессовых ситуаций и способствует развитию интеллекта, стимулирует к рефлективному мышлению.

6.Компьютерная безопасность. Должна быть принята система мер, предоставляющая возможность свести к минимуму психофизиологические негативные последствия, связанные с применением компьютера.

Человечество вступает в эру информации, и от того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как фактор развития цивилизации, во многом зависит благосостояние и стабильность общества. Поэтому изучение последних достижений в области информатики, ее средств и методов, а также перспектив их дальнейшего развития и практического использования должно занять приоритетное место в системе социально-педагогической и психологической деятельности.

На каких принципах основывается психолого-педагогическая модель организации комплексного использования ИКТ?

Информационные центры создаются с целью повышения качества научно-методического сопровождения профессиональной деятельности социальных педагогов.

ИЦ решает задачи последовательного наращивания профессионализма социально-педагогических кадров, восхождения их от стадии первичной профессиональной грамотности, через стадию профессиональной компетентности к стадии профессионального мастерства.
Основными направлениями деятельности центра являются:

• Обеспечение информационно-методического сопро­вождения реализации основополагающих образовательных концепций, программ.

• Проведение просветительской работы, способству­ющей формированию и повышению профессионально­го мастерства и информационной культуры педагогичес­ких кадров, учащихся, родителей.

• Содействие активному использованию ресурсов инфор­мационной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ, образовательных локальных сетей и системы электронной связи для оказания помощи социальным педагогам в осу­ществлении воспитательного процесса.

• Сбор, аналитическая обработка, передача, хранение и трансляция информации.

• Информационно-методическая и организационная поддержка сбора материала для педагогичес­ких изданий.

o Сотрудничество с международными, республиканскими, областными, городскими, районными информационно-мето­дическими службами, учреждениями системы перепод­готовки педагогических кадров, издательствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: