double arrow

Закон Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях от 31 октября 2002 г. № 137-З

установившей, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис­поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свобод­но выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В этой же статье закона раскрывается еще ряд важных аспектов права на свободу совести: никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отка­зу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и цере­мониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолет­них в религиозные объединения, а также обучение ма­лолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Препятствова­ть осуществлению права на свободу совести и свобо­ду вероисповедания, в т. ч. сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граж­дан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответ­ствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, ос­корбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются. Тай­на исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. В международных докумен­тах и в российском законодательстве предусмотрена как недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности, в т. ч. права на свободу совести, так и основания для их ограничения.

В о Всеобщей декла­рации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Европейской конвен­ции о защите прав человека и основных свобод уста­новлено, что права и свободы могут быть ограничены законом, что и необходимо в демократическом обще­стве для обеспечения общественного порядка и безопасности, защиты основных прав и свобод других лиц. Аналогичное положение содержится в ст. Пункт 3 статьи 18 МПГПП (2) «Права и свободы человека и граждани­на могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности» здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе­чения обороны страны и безопасности государства». 11ри этом в ст. 56 ч. 3, в частности, оговорено, что право на свободу совести не подлежит ограничению в усло­виях чрезвычайного положения. Для реального обес­печения права на свободу совести важное значение имеет законодательно закрепленный принцип равен­ства перед законом религиозных объединений и граж­дан, независимо от их убеждений и отношения к рели­гии. Это служит гарантией против дискриминации, пре­следования или ограничения законных прав граждан и их объединений в связи с их отношением к религии. Исторически формирование принципа свободы сове­сти восходит к веротерпимости и к развитию свободо­мыслия. Веротерпимость как признание за личностью права исповедовать любую религию, как терпимое от­ношение к религиозному инакомыслию восходит к древнему миру. Идеи веротерпимости и свободомыс­лие в течение многих веков отстаивали свое право на существование в борьбе с религиозной нетерпимос­тью, догматизмом, претензиями господствующей цер­кви или религии на обладание монопольной истиной. Важными вехами в развитии веротерпимости в Евро­пе стали Реформация и Просвещение. Ожесточенные религиозные войны, сопровождавшие Реформацию, при­вели к признанию необходимости искать способы мир­ного сосуществования конфессий. Просвещение 18 в., ускорив процесс секуляризации и возвысив авторитет разума, во многом способствовало укреплению в об­ществе веротерпимости и дальнейшему развитию сво­бодомыслия. Отличительной особенностью царской России было то, что, с одной стороны, сохранялось при-вилегированное положение господствующей церкви и действовали различные ограничения для других ве­роисповеданий, но в то же время меры против инако­мыслящих были мягкими по сравнению с европейс­кой инквизицией и религиозными войнами (исключе­ние по массовости и жестокости составляли только репрессии против старообрядцев). Укрепление начал веротерпимости, провозглашенное царским манифес­том в 1905, и установление свободы вероисповеданий Временным правительством в 1917 сменились поли­тикой Советского государства, которая при формаль­но декларированной свободе совести, по сути, являлась атеистической, направленной на изживание религии из общества.

П одлинная реализация права на свободу совести стала возможна в нашей стране только после принятия 25 окт. 1990 Закона «О свободе вероиспове­даний». Религиозные организации дают различные оценки принципа свободы совести. В Декларации «О религиозной свободе», принятой II Ватиканским со­бором (1962-1965), используется термин «религиозная свобода», которая состоит в том, что никто не должен принуждаться действовать против своей совести или не лишался возможности действовать, в справедливых границах, по своей совести, как в частной, так и в обще­ственной жизни, сам или в сообществе с другими. В «Основах социальной концепции Русской православ­ной церкви» высказывается мысль о том, что «утверж­дение юридического принципа свободы совести сви­детельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической ин­дифферентности к делу Церкви и победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств суще­ствования Церкви в безрелигиозном мире, позволяю­щем ей иметь легальный статус в секулярном государ­стве и независимость от инаковерующих или неверу­ющих слоев общества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: