установившей, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В этой же статье закона раскрывается еще ряд важных аспектов права на свободу совести: никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Препятствовать осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в т. ч. сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. В международных документах и в российском законодательстве предусмотрена как недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности, в т. ч. права на свободу совести, так и основания для их ограничения.
|
|
В о Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что права и свободы могут быть ограничены законом, что и необходимо в демократическом обществе для обеспечения общественного порядка и безопасности, защиты основных прав и свобод других лиц. Аналогичное положение содержится в ст. Пункт 3 статьи 18 МПГПП (2) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности» здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 11ри этом в ст. 56 ч. 3, в частности, оговорено, что право на свободу совести не подлежит ограничению в условиях чрезвычайного положения. Для реального обеспечения права на свободу совести важное значение имеет законодательно закрепленный принцип равенства перед законом религиозных объединений и граждан, независимо от их убеждений и отношения к религии. Это служит гарантией против дискриминации, преследования или ограничения законных прав граждан и их объединений в связи с их отношением к религии. Исторически формирование принципа свободы совести восходит к веротерпимости и к развитию свободомыслия. Веротерпимость как признание за личностью права исповедовать любую религию, как терпимое отношение к религиозному инакомыслию восходит к древнему миру. Идеи веротерпимости и свободомыслие в течение многих веков отстаивали свое право на существование в борьбе с религиозной нетерпимостью, догматизмом, претензиями господствующей церкви или религии на обладание монопольной истиной. Важными вехами в развитии веротерпимости в Европе стали Реформация и Просвещение. Ожесточенные религиозные войны, сопровождавшие Реформацию, привели к признанию необходимости искать способы мирного сосуществования конфессий. Просвещение 18 в., ускорив процесс секуляризации и возвысив авторитет разума, во многом способствовало укреплению в обществе веротерпимости и дальнейшему развитию свободомыслия. Отличительной особенностью царской России было то, что, с одной стороны, сохранялось при-вилегированное положение господствующей церкви и действовали различные ограничения для других вероисповеданий, но в то же время меры против инакомыслящих были мягкими по сравнению с европейской инквизицией и религиозными войнами (исключение по массовости и жестокости составляли только репрессии против старообрядцев). Укрепление начал веротерпимости, провозглашенное царским манифестом в 1905, и установление свободы вероисповеданий Временным правительством в 1917 сменились политикой Советского государства, которая при формально декларированной свободе совести, по сути, являлась атеистической, направленной на изживание религии из общества.
|
|
П одлинная реализация права на свободу совести стала возможна в нашей стране только после принятия 25 окт. 1990 Закона «О свободе вероисповеданий». Религиозные организации дают различные оценки принципа свободы совести. В Декларации «О религиозной свободе», принятой II Ватиканским собором (1962-1965), используется термин «религиозная свобода», которая состоит в том, что никто не должен принуждаться действовать против своей совести или не лишался возможности действовать, в справедливых границах, по своей совести, как в частной, так и в общественной жизни, сам или в сообществе с другими. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» высказывается мысль о том, что «утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющем ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества».