Рисунки: формальные показатели
Начнем анализ рисунков с общих особенностей, не относящихся к содержанию изображений. Это нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т. п. Эти особенности могут многое сказать о динамических чертах личности. По ним можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т. п. Ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается.
Нажим на карандаш
Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Для тестовых рисунков рекомендуется использовать мягкий карандаш.
Слабый нажим характерен для астенического состояния. Он может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Иногда особо слабый нажим объясняется мышечной слабостью.
|
|
Сильный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Встречается при гиперактивности, гипертимном типе или в гипоманиакальном состоянии. Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Особо сильный нажим (карандаш рвет бумагу) нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.
Сильно варьирующий нажим как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.
Усиление нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной проблематикой. Вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается рисованию.