Микробиология полости рта

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

1. К врачу-стоматологу обратилась мать с жалобами на наличие в полости рта ребенка белых пятен. При обследовании слизистой полости рта обнаружен налет в виде творожистого образования. Налет легко снимается, обнаруживая под ним гиперемированный участок слизистой. Укажите, симптомы какого заболевания напоминают перечисленные признаки. Какие методы лабораторной диагностики необходимо применить?

2. Пациент стоматологического кабинета жалуется на сухость рта, болезненность твердого неба, невозможность пользоваться съемным протезом. Объективно: слизистая под протезным ложем гиперемирована, отечна. На поверхности обнаруживаются плотно спаянные с тканью бляшки и налет, который с трудом соскабливается.

Определить тактику обследования при описанной форме патологии.

3. К врачу-стоматологу обратился больной с жалобами на болезненность при накусывании, ощущение, что один из зубов «как бы подрос». При перкуссии обнаруживается значительная болезненность. При осмотре – кариозная полость со вскрывшейся пульповой камерой.

Укажите, вероятность выделения каких микроорганизмов наиболее высока при первичном посеве содержимого корневого канала на сахарный бульон.

4. «Стоматологический» больной жалуется на кровоточивость из десен, патологическую подвижность зубов, гноетечение.

Определить тактику обследования при данном заболевании.

5. К хирургу-стоматологу обратился больной с жалобами на припухлость щеки справа, болезненность при касании. Объективно: ассиметрия лица за счет припухлости щечной области справа. Кожа над припухлостью напряжена, болезненна при пальпации, лоснится, багрового оттенка. Обнаруживается флюктуация.

Определить тактику взятия исследуемого материала, тактику обследования больного при данном гнойно-воспалительном процессе.

6. Известно, что при ряде инфекционных заболеваний стоматит служит первым признаком инфекции. При осмотре больного стоматологом на слизистой оболочке заднего отдела щеки обнаружены беловатые пятна с красной каймой.

Для какого заболевания характерна вышеописанная клиника? Какие исследования могут подтвердить предположение, сделанное на основе клинической картины?

ОТВЕТЫ

ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Задача 1.

Нерастворимые в воде пигменты окрашивают колонии бактерий (например, золотистый пигмент стафилококка), а растворимые – кроме колоний ещё окрашивают питательную среду (например, пигмент синегнойной палочки пиоцианин).

Задача 2.

В материале от животных.

Так как капсулы предохраняют микроорганизмы от защитных сил макроорганизма, в чистой культуре бактерий капсулы утрачиваются.

По Гинс-Бурри.

Задача 3.

Из мокроты больного.

У микроорганизмов, выделенных с объектов окружающей среды, капсул нет.

По Гинс- Бурри.

Задача 4.

Salmonella.

Задача 5.

Citrobacter.

Задача 6.

Klebsiella.

Задача 7.

Shigella.

ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТ

Задача 1.

Для исследования необходимо взять кровь и гнойное содержимое.

Входными воротами послужила инфицированная рана пальца левой руки.

Это острая, генерализованная инфекция

Задача 2.

Суперинфекция. Антропонозы.

Задача 3.

Отсутствие положительного эффекта при терапии связано с антибиотикорезистентностью изолированного штамма, продуцирующего b-лактамазы.

Задача 4.

В реакции флоккуляции, нейтрализации.

Антитоксические сыворотки используют для экстренной профилактики и лечения.

Используют метод «Диаферм».

Гетерологичные сыворотки вводятся по Безредко.

Задача 5.

Исследуемая сыворотка не была инактивирована или не правильно подобрана «рабочая доза» комплимента.

Необходимо повторное исследование.

Задача 6

Благодаря высокой чувствительности и специфичности диагностических средств.

Да, возможно.

КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

ТУБЕРКУЛЕЗ

Задача 1.

У больного необходимо забрать для исследования мокроту.

В течение суток больной должен сплевывать мокроту в темностекольную тару.

Мокрота смешивается со щелочью, которая растворяет компоненты слизи, затем обрабатывается бензолом, в результате образуется флотационное кольцо, в котором концентрация возбудителей максимальна.

Среда Левенштейна-Йенсена.

Колонии похожи на засохшие крошки хлеба или на бородавки, рост медленный – в течение месяца.

Ускоренный метод Прайса.

Задача 2.

Уколочная реакция.

Ревакцинацию.

Так как иммунитет при туберкулезе нестерильный – в организме должны быть микобактерии туберкулеза, а именно, - вакцинные штаммы.

ДИФТЕРИЯ

Задача 1.

Материал для исследования – фибринозные пленки, которые забирают стерильным ватным тампоном.

Среда Клауберга или среда Тинсдаля.

Колонии темно-серые или черные.

Методом диффузионной преципитации в геле.

Антитоксическую лошадиную противодифтерийную сыворотку.

Задача 2.

Для специфической терапии используют антитоксическую лошадиную противодифтерийную сыворотку, которую необходимо вводить по Безредко.


КОКЛЮШ И ПАРАКОКЛЮШ

Задача 1.

Взятие материала осуществляется методом кашлевых пластин: открытая чашка Петри с питательной средой располагается на расстоянии 15 см от рта кашляющего. Возможно взятие материала с задней стенки глотки стерильным тампоном.

Среда Борде-Жангу и среда КУА.

По скорости роста, способности расти в присутствии тирозина, по уреазному тесту и по антигенной структуре.

Задача 2.

АДС.

Так как коклюшный компонент представлен убитыми микроорганизмами, которые чрезвычайно реактогенны.

БРЮШНОЙ ТИФ. ПАРАТИФЫ А И В. САЛЬМОНЕЛЛЕЗЫ

Задача 1.

1) Ранним и основным методом диагностики для данной группы инфекций является бактериологический – получение гемокультуры или миелокультуры.

2) Исследуют кровь или пунктат костного мозга. Кровь лучше засевать на среду Раппопорт (желчный бульон с добавлением глюкозы, индикатора и стеклянного поплавка) в соотношении 1:10. Например, 10 мл крови – 100 мл среды.

3) Бактериологическое исследование испражнений (копрокультура) и мочи (уринокультура) проводят для подтверждения диагностики (со 2 недели заболевания), контроля бактериологического выздоровления при выписке реконвалесцентов и для диагностики бактерионосительства. В последнем случае можно исследовать еще желчь (биликультура).

С конца 1-й недели болезни в сыворотке больных появляются антитела, можно использовать серодиагностику. Применяют РНГА, в которой эритроцитарный диагностикум сенсибилизирован О-антигеном для обнаружения О-антител, которые появляются при остром заболевании в первую очередь, но после выздоровления титр их быстро снижается. Для диагностики бактерионосительства используют РНГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом.

Задача 2.

1) Необходимо обследовать сотрудников столовой №Х.

2, 3) Для первого этапа обследования большого количества людей используют РНГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Vi- антитела сохраняются в сыворотке весь период бактерионосительства, диагностический титр 1/40. Люди с положительными результатами будут обследованы бактериологически: можно исследовать желчь, испражнения.

Задача 3.

Для профилактики брюшного тифа можно использовать химическую сорбированную брюшнотифозную вакцину.

Задача 4.

1) Основной метод – бактериологический

2) Материал для исследования: рвотные массы, испражнения, промывные воды желудка, послужившие причиной отравления продукты. От больного материал забирают до начала антибиотикотерапии.

3) С 5-7 дня заболевания можно использовать серодиагностику, берут кровь 5-10 мл.

Задача 5.

Материал предварительно засевают на жидкие питательные среды (среды обогащения), содержащие химические вещества, например, селенит, которые угнетают рост E.coli и других представителей микрофлоры кишечника, но не угнетают роста сальмонелл и других патогенных энтеробактерий. Все энтеробактерии растут на жидких питательных средах в виде равномерного помутнения. Затем со среды обогащения делают пересев на дифференциально-диагностические среды (Эндо, Левина, Плоскирева, висмут-сульфит-агар). На средах Эндо, Левина, Плоскирева подозрительными считают колонии бесцветные, прозрачные - лактозо-негативные. По способности ферментировать лактозу дифференцируют нормального представителя кишечника - E.coli, которая хорошо ферментирует данный сахар и патогенные энтеробактерии, которые не ферментируют лактозу. На висмут-сульфит-агаре сальмонеллы дают черные колонии, при снятии колонии петлей под колонией остаётся прокрашенная в черный цвет среда. Подозрительные колонии пересевают на дифференциально-диагностическую среду Клиглера. Эта среда дифференцирует энтеробактерии по биохимической активности. Посев проводится штрихом по поверхности и уколом в толщу агара, по поверхности определяют ферментацию лактозы, по столбику – глюкозы, почернение среды по уколу говорит о выделении H2S при разложении белка.

Задача 6.

Для идентификации выделенных микроорганизмов следует изучить:

1. биохимическую активность

2. антигенную структуру по схеме Кауффманна и Уайта. Сначала определяют серогруппу с групповыми сыворотками против О-антигенов, затем серовариант с типовыми сыворотками против Н-антигенов. Используют РА на стекле.

3. фаголизабельность

Задача 7.

Для идентификации выделенных микроорганизмов следует изучить:

1. биохимическую активность

2. антигенную структуру. При этом учитывая, что это гемокультура, дифференциацию проводим между S.paratyphy A и S.schottmuellery. S.typhy не рассматриваем, так как данные бактерии разлагают все сахара только до кислоты без газа.Соответственно, начинаем ставить агглютинацию с диагностическими сыворотками О-2 и О-4. Например. если культура с сывороткой О-2 даёт реакцию положительную, далее берем сыворотку Н-а. Если реакция положительная – выделили S.paratyphy A.

ДИЗЕНТЕРИЯ

Задача 1.

Основной метод – бактериологический. Материал для исследования – испражнения, доставлять в лабораторию желательно в пределах 2 часов, максимально – 6 часов. Со второй недели заболевания можно использовать серодиагностику. Можно ставить реакции: РНГА, РНИФ и др.

Задача 2.

Подозрительными являются лактозонегативные колонии, можно предположить, что это S.sonnei, поскольку именно они дают при первичном посевеS- и R-формы колоний. В посеве из рвотных масс роста нет, поскольку шигеллы поражают толстый кишечник. Лактозонегативные колонии пересевают на среду Клиглера (или Олькеницкого), если в результате рост: лактоза-/глюкозаК, H2S-, можно более широко изучать биохимические свойства и определять антигенную структуру при помощи поливалентных и моновалентных диагностических агглютинирующих сывороток.

Задача 3.

Для идентификации выделенных микроорганизмов следует изучить:

1. биохимическую активность

2. антигенную структуру.

3. фаголизабельность

Задача 4.

Необходимо провести заключительную дезинфекцию с учетом устойчивости шигелл. Контактным можно назначить дизентерийный бактериофаг.

ЭШЕРИХИОЗЫ.

Задача 1.

Ребенок мог заразиться от матери или других взрослых, которые могут быть бактерионосителями энтеропатогенных эшерихий (ЭПЭ).

Задача 2.

Возможно, заболевание вызвано энтеропатогенными эшерихиями. Отбор подозрительных колоний проводят по антигенной структуре с помощью реакции агглютинации на стекле с поливалентными ОК-сыворотками. Колонию, которая агглютинируется диагностической сывороткой против патогенных эшерихий, пересевают на скошенный агар для получения чистой культуры. Далее идентифицируют по биохимической активности до вида E.coli. Дифференциация патогенных от условно-патогенных проводится только по антигенной структуре в РА с моновалентными сыворотками.

ХОЛЕРА

Задача 1.

Посев делают на ПВ, одновременно на щелочной МПА и (или) TCBS-агар. Через 6 часов на ПВ может появиться нежная пленка на поверхности, в случае необходимости делают пересев на вторую ПВ. На щелочном агаре через 14-16 часов появляются гладкие стекловидно-прозрачные с голубоватым оттенком дисковидные колонии вязкой консистенции. На TCBS-агаре (тиосульфатцитрат-бромтимоловый сахарозный агар) сахарозоположительные холерные вибрионы дают желтые колонии. Подозрительные колонии пересевают на щелочной МПА для получения чистой культуры.

Задача 2.

По всем признакам культура соответствует виду V. cholerae. Далее необходимо изучить ряд свойств для определения биовара (гемолиз эритроцитов барана, агглютинация эритроцитов кур, лизабельность бактериофагом СIV или бактериофагом Эль-Тор и др.). Для определения серовара (Огава (АВ), Инаба (АС) или Гикошима (АВС) необходимо провести реакцию агглютинации с сыворотками АВ и АС.

Задача 3.

Большинство свойств на соответствуют свойствам V. сholerae. Дальнейшую идентификацию проводить не следует. Воду открытых водоемов на холеру исследуют с профилактической целью по плану и по эпид.показаниям экстренно. Исследования проводят в соответствии сМетодическими указаниями МУ 4.2.1097 – 02.

Задача 4.

По перечисленным данным можно предположить, что данная культура относится к V. сholerae, биовару Эль-Тор. Необходимо еще проверить чувствительность к диагностическим бактериофагам СIV и Эль-Тор.

Задача 5.

Можно использовать обнаружение антигенов холерного вибриона в РИФ непосредственно в материале от больного (или после предварительного подращивания в двух пробирках с ПВ, в одну из которых добавляют холерный фаг) в течение 1,5-2 ч. Так же можно использовать ПЦР. Бактериологическое исследование проводят полностью.

ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ. ДИСБАКТЕРИОЗ

Задача 1.

Необходимо исследовать материал от заболевших (испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка) и суточные пробы пищевых продуктов из столовой. При выделении идентичной микрофлоры от больных и из продуктов подтверждается диагноз «пищевое отравление». Основной метод исследования – бактериологический. При этом посев делают на ряд питательных сред: Эндо, Плоскирева и Левина – для выделения энтеробактерий; ЖСА – стафилококков, кровяной агар – стрептококков и других требовательных к питательным средам бактерий; Китта-Тароцци - анаэробов. При выделении нескольких видов условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) обращают внимание на количество бактерий, возбудителем заболевания считается превалирующая флора.

МИКОПЛАЗМЫ

Задача 1.

Поскольку при локальных инфекционных процессах системный иммунный ответ (то есть, присутствие специфических антител в сыворотке крови) наблюдается примерно у половины больных, большее диагностическое значение следует придавать результатам ПЦР.

Задача 2.

Учитывая высокую контагиозность инфекций, вызванных Mycoplasma pneumoniae, целесообразно перевести данную больную в инфекционное отделение.

ХЛАМИДИИ

Задача 1.

Поскольку показателем излеченности является элиминация возбудителя, обоснованным методом является ПЦР-анализ, выявляющий ДНК этого микроорганизма.

Задача 2.

Учитывая профессиональный контакт пациентки с птицами – естественными хозяевами возбудителя орнитоза, можно объяснить наличие антител к Chlamidia psittaci не только возникшим заболеванием, но и как результат процесса проэпидемичивания. Постановка диагноза на основании имеющихся данных затруднительна, поэтому для подтверждения диагноза «Орнитоз» целесообразно использование прямых методов диагностики.

Задача 3.

Хламидиоз – ПЦР диагностика или РИФ – исследовать соскоб из уретры.

Задача 4.

Возможна – надо исключить хламидиоз, серодиагностика – ИФА, РНИФ.

Задача 5.

Надо исследовать на наличие возбудителя – РИФ или ПЦР. При отрицательном результате можно говорить об излечении.

Задача 6.

Конъюнктива глаза и уретра. Серодиагностика – ИФА, РНИФ, жидкость из сустава исследовать в ПЦР.

СПИРОХЕТЫ

Задача 1.

Бактериологическое исследование отделяемого твердого шанкра, исследуются 2 препарата – один окрашиваются по Романовскому-Гимзе, второй – нативный в затемненном поле зрения.

Задача 2.

Необходимо повторить бактериоскопию и провести серодиагностику (ИФА или РИФ), если длительность заболевания не менее 1-го месяца.

Задача 3.

Использовать подтверждающие тесты – ИФА, РИФ.

Задача 4.

Клещевой боррелиоз, необходимо провести серодиагностику (ИФА, РНИФ).

Задача 5.

Повторить исследование спустя 7-10 дней (ИФА, РНИФ).


Задача 6.

Для подтверждения диагноза лептоспироза необходимо провести серодиагностику, исследовать сыворотку больных в РА или ИФА. Провести также бактериологическое обследование для выделения лептоспир.

Задача 7.

Выделение возбудителя при отрицательных серологических исследованиях позволяет поставить соответствующий диагноз.

РИККЕТСИИ

Задача 1.

Положительной РНГА в титре 1/800 при сомнительной РСК достаточно при наличии клиники для подтверждения диагноза. Дополнительно можно провести ИФА и РНИФ.

Задача 2.

Обследовать всех на педикулез, изолировать больных, провести дезинфекцию, всех постричь.

Задача 3.

Может быть сыпной тиф – необходима санитарная обработка и вакцинация.

Задача 4.

Сыпной тиф – провести РНГА и РСК.

ВИРУСЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ

Задача 1.

Организовать производство вакцины против гриппа из нового антигенного варианта вируса. Оповестить службы Роспотребнадзора о проведении профилактических мероприятий. Организовать раннюю диагностику гриппа в центрах гигиены и эпидемиологии и выявление больных в поликлиниках и других медицинских учреждениях.

Задача 2.

Необходимо провести вирусологические и серологические исследования с целью выделения вируса и изучения антительного иммунного ответа в динамике у заболевших ОРЗ.

Задача 3.

Для исследования у больных необходимо взять носоглоточные смывы, мазки-отпечатки со слизистой носа и парные сыворотки крови.

ГРИПП

Задача 1.

Оснований ставить диагноз «Грипп» нет.

Задача 2.

Целесообразно провести вирусологические и серологические исследования с целью выявления возбудителя и антител к нему.

Задача 3.

Доставленные мазки-отпечатки будут исследованы в РНИФ.

ПАРАГРИПП

Задача 1.

У больного ребенка можно подозревать аденовирусную, респираторно-синцитиальную вирусную и парагриппозную инфекцию.


Задача 2.

Необходимо взять у больного третью пробу сыворотки и повторно исследовать первую и третью пробы в РТГА. При отсутствии нарастания титра антигемагглютининов исследовать на наличие Ig М к вирусу парагриппа.

Задача 3.

Оксолиновая мазь эффективна при профилактике парагриппа.

КОРЬ

Задача 1.

Диагноз кори у ребенка исключается, так как инкубационный период при этой инфекции более 8 дней.

Задача 2.

Основания предполагать развитие кори в данном случае есть.

Задача 3.

Ввести противокоревой гамма-глобулин целесообразно.

РЕСПИРАТОРНО-СИНЦИТИАЛЬНЫЙ ВИРУС (РС-ВИРУС)

Задача 1.

У ребенка для исследования необходимо взять отделяемое носоглотки.

Задача 2.

Экспресс-диагностику проводят с помощью РНИФ и ИФА.

Задача 3.

Вирусологическое обследование проводить следует.

АДЕНОВИРУСЫ

Задача 1.

Поражение мочевого пузыря при аденовирусной инфекции возможно.

Задача 2.

Выделение вируса из фекалий больных при подозрении на аденовирусную инфекцию также проводится.

Задача 3.

Антиген аденовируса в клетках эпителия носоглотки больного выявляют с помощью РНИФ.

ЭНТЕРОВИРУСЫ

Задача 1.

Куриные эмбрионы и лабораторные животные для культивирования вируса полиомиелита не используются.

Задача 2.

При тяжелом течении полиомиелита вирус проникает в ЦНС гематогенным путем.

Задача 3.

В настоящее время с целью профилактики полиомиелита применяются живая пероральная вакцина М.П. Чумакова и А.А. Смородинцева и инактивированная вакцина Солка.

ГЕПАТИТ А

Задача 1.

Обнаружение Ig м к ВГА позволяет подтвердить клинический диагноз гепатита А у больного.

Задача 2.

В результате загрязнения водопроводной воды сточными водами при аварии в системе водоснабжения следует ожидать повышения уровня заболеваемости гепатитом А.

Задача 3.

В качестве экспресс диагностики при исследовании фекалий больного с подозрением на гепатит А можно использовать ИФА, ИЭМ и ПЦР.

ГЕПАТИТ Е

Задача 1.

Можно предположить гепатит Е.

Задача 2.

Для исследования у заболевших необходимо взять фекалии и сыворотку крови.

Задача 3.

В лаборатории необходимо использовать ИФА, ПЦР.

ГЕПАТИТЫ В и С

Задача 1.

1) Кровь, сыворотка крови. 2) ПЦР, ИФА. 3) Обнаружение ДНК вируса, HBs и HВe антигенов, IgM к НВс-антигену.

Задача 2.

1) Не может быть донором. 2) Носительство вируса гепатита В. 3) дополнительно не будет обнаружен НВе-антиген и IgM к НВс-антигену.

Задача 3.

1) Гепатит В. 2) Ранний период болезни. 3) НВс-Аг не циркулирует в крови.

Задача 4.

1) Нельзя подтвердить диагноз заболевания только по факту обнаружения IgG.

2) Обнаружение IgM к ВГС или нарастание титра IgG к ВГС.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ

Задача 1.

1) Определение IgM к вирусу КЭ в ИФА с сывороткой больной. 2) Алиментарным путем через козье молоко.

Задача 2.

1) Клеща исследовать в ИФА для определения антигена вируса КЭ. 2) Мальчику ввести иммуноглобулин против вируса КЭ.

БЕШЕНСТВО

Задача 1.

1) Иммуногистологические исследования мозга лисицы в РИФ и обнаружение телец Бабеша-Негри в окрашенном препарате. 2) Введение пострадавшему иммуноглобулина и антирабической вакцины. 3) При укусе дикого животного в верхнюю часть тела незамедлительные профилактические меры.

Задача 2.

1) Тельца Бабеша-Негри. 2) РИФ. 3) Слюна, ликвор, слизь конъюктивы, кровь.

ВИРУСЫ ГЕРПЕСА

Задача 1.

1) Обнаружение IgM при помощи ИФА с сывороткой крови. Обнаружение антигена в РИФ. 2) Кесарево сечение. Терапия беременной ацикловиром, дезинфекция родовых путей. 3) Через 24-36 часов после родов исследование мазков из конъюктивы и носоглотки в РИФ.

Задача 2.

1) Восходящий генитальный герпес, вызванный ВПГ на фоне хронических воспалительных заболеваний. 2) IgG к цитомегаловирусу – анамнестические. 3) Ацикловир, полудан.

Задача 3.

1) Эпштейн-Барр-вирус. 2) Обнаружены антитела к раннему антигену и антиген вируса в РНИФ или ИФА. 3) Обнаружение антител у клинически здоровых учащихся связано с асимптоматическими заболеваниями в раннем возрасте.

Задача 4.

1) Опоясывающий герпес. Оба заболевания вызваны одним вирусом - VVZ. 2) Источник инфекции – дедушка мальчика. 3) Обнаружение антигена в РИФ или IgM в ИФА.

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Задача 1.

1) Нельзя утверждать, т.к. может наблюдаться серонегативный период. 2) ИФА для определения белков вируса (р24).

Задача 2.

1) Спид-индикаторное заболевание – пневмоцистная пневмония. Резкое снижение Тх. 2) Определение антител к ВИЧ в ИФА с разными тест-системами. 3) Определение антител к белкам вируса в иммуноблоттинге.

КЛОСТРИДИАЛЬНАЯ АНАЭРОБНАЯ ИНФЕКЦИЯ.

СТОЛБНЯК. ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА.

Задача 1.

Ориентировочное значение имеет микроскопическое изучение мазков раневого отделяемого, окрашенных по Граму, Цилю-Нильсену, а основное диагностическое значение имеет обнаружение токсина в раневом отделяемом или в крови с помощью ИФА или реакции биологической нейтрализации.

Задача 2.

Необходимо ввести противостолбнячную антитоксическую сыворотку.

Задача 3.

Столбнячный анатоксин формирует антитоксический иммунитет.

НЕКЛОСТРИДИАЛЬНАЯ АНАЭРОБНАЯ ИНФЕКЦИЯ.

Задача 1.

Неклостридиальную анаэробную инфекцию. Антибиотики широкого спектра (с учетом действия на анаэробную флору) или метронидазол.

Задача 2.

Бактероиды, фузобактерии, поскольку они всегда присутствуют в кишечнике здоровых людей и чаще других становятся причиной перитонита.

Задача 3.

Пептострептококки.

ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Задача 1.

Необходимо провести бактериологическое исследование с использованиемэлективно-селективных и дифференциально-диагностических сред (5% кровяной агар – для изоляции многих видов микроорганизмов и определения гемолитической активности, ЖСА – желточно-солевой агар – для выделения стафилококков и учета лецитиназной активности, Сабуро – для выделения кандид). Выделенные чистые культуры идентифицируют до вида (морфологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства) и определяют чувствительность к антибиотикам. Для определения этиологической значимости выделенной культуры определяют показатель микробной обсемененности (микробное число: для бактерий ≥105, для грибов ≥104). Дополнительно определяют факторы вирулентности и персистенции. Наличие разнообразных факторов вирулентности в сочетании с множественной устойчивостью к антибиотикам, дает возможность микробиологу предположить госпитальную природу штамма.

Задача 2.

Необходимо провести развернутое бактериологическое исследование на определение бактерий семейства Enterobacteriaceae (дизентерийную и кишечно-тифозную группы), энтеротоксигенных стафилококков и т.д., с использованием сред Эндо, Левина, Плоскирева, сред обогащения – селенитовой и др., ЖСА. Если выделенные штаммы принадлежат к одному виду, можно дополнительно провести фаготипирование, определить факторы вирулентности, антибиотикочувствительность. При совпадении фенотипов по всем признакам, делается заключение о единстве штаммов, которое можно подтвердить молекулярно-генетическими исследованиями (генотипированием).

Возможный механизм – фекально-оральный, путь – алиментарный, но возможен и контактно-бытовой, источником инфекции может быть как больной, поступивший в стационар, так и медицинский персонал, работник столовой и др.

КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Задача 1.

Необходимо провести бактериологическое исследование на дисбактериоз методом серийных разведений. Его этапы:

1) Из пробирки с материалом приготовить серию разведений до 10-9

2) Из разведений 107 и 109 посеять глубоким уколом в полужидкую среду Блаурока или Бактофок (для определения бифидобактерий)

3) Из разных разведений (105, 107) сделать посевы на чашки Петри:

- на среду Эндо (для выделения бактерий кишечной группы)

- на 5% кровяной агар (для изоляции многих видов микроорганизмов и определения гемолитической активности)

- на ЖСА – желточно-солевой агар (для выделения стафилококков и учета лецитиназной активности)

4) Провести количественный и качественный учет результатов посевов

5) Окончательно идентифицировать выделенные бактерии (энтеротест, стафитест и др.) и подсчитать количество бактерий каждого вида в 1 г фекалий.

6) Составит протокол исследования, сравнить с нормами по каждому виду и определить степень дисбиотических нарушений.

Основной показатель степени дисбактериоза: количество бифидобактерий.

Задача 2.

Нужно провести бактериологическое исследование мочи. Его этапы:

1) Центрифугирование мочи;

2) Посев по Гольду: из осадка бактериологической петлей провести посев (30-40 штрихов) на 1-й сектор чашек Петри с питательными средами (Эндо и 5% кровяным агаром). После этого петлю прожечь и провести 4 штриховых посева из 1-го сектора во второй, аналогичным способом из 2-го в 3-й и из 3-го в 4-й, прожигая петлю после пересева с каждого сектора;

3) Чашки инкубировать в термостате при 37ºС в течение 18-24 часов;

4) Подсчитать число колоний, выросших в разных секторах. Количество бактерий в 1 мл материала определить по специальной расчетной таблице (Ю.М. Фельдман и др. Количественное определение бактерий в клиническом материале // Лаб. Дело, 1984);

5) идентифицировать выделенный микроорганизм бактериологическим методом и определить чувствительность к антибиотикам.

Посев по Гольду дает возможность определить количество клеток в 1 мл материала. Этиологическая значимость выделенного микроорганизма подтверждается на основании количественного критерия – показателя микробной обсемененности (КОЕ≥105). Если моча взята стерильно катетером, обнаружение и более низких концентраций микроорганизма может свидетельствовать о бактериурии.

МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

Задача 1.

По симптомам можно заподозрить кандидоз полости рта. Для подтверждения диагноза можно провести бактериоскопическое исследование отделяемого и микологическое исследование (сделать посев на среду Сабуро, выделить грибы рода Candida, идентифицировать их до вида).

Задача 2.

Необходимо провести бактериоскопическое и бактериологическое исследование материала из пораженных участков (бляшек).

Задача 3.

Вероятнее всего выделение оральных стрептококков (Str. mutans, S. sanguis, S. mitis, S.salivarium) и неклостридиальных анаэробов (Prevotella, Porphyromonas, Bacteroides, Fusobacterium и Leptotrichia, A ctinomyces). В зависимости от стадии процесса возможно выделение одного или нескольких возбудителей.

Задача 4.

Необходимо провести бактериологическое исследование содержимого зубодесневого кармана по Гольду с определением превалирующей микрофлоры. Далее определить чувствительность данных микроорганизмов к антисептическим препаратам для местного лечения и антибиотикам.

Задача 5.

Необходимо вскрыть очаг, стерильно забрать отделяемое и провести бактериоскопическое и бактериологическое исследование для подтверждения диагноза «актиномикоз». Если диагноз подтверждается – провести этиотропное лечение.

Задача 6.

Такие пятна характерны для клинической картины кори – пятна Филатова-Бельского-Коплика. Для лабораторного подтверждения с целью определения антигенов вируса кори в пораженных клетках можно поставить РИФ.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература:

1.Л.Б.Борисов Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М:МИА,

2005,734 с.

2. В.И. Покровский, О.К. Поздеев Медицинская микробиология, М., 2006, 768 с.

3. А.Л. Воробьев /Микробиология и иммунология, М., 1999.

4. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии /Под ред. Л.Б. Павловича. - М., 1993, 242 с.

Д ополнительная литература:

1. Определитель бактерий Берджи, в 2 томах. М, Мир 1997.

2. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова,- М., МИА 2003. -232 с.

3. Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований /Под ред. А.С. Лабинской и соавт.,-М., Медицина, 2005. –599 с.

4. А.Н. Маянский. Патогенетическая микробиология.- изд-во НГМА, 2006 – 518 с.

5. А.М. Королюк, В.Б. Сбойчаков Медицинская микробиология. – СПб:ЭЛБИ,2002.- 272с.

6.Дерябин Д.Г. Стафилококки: экология и патогенность. - Екатеринбург: УрО РАН, 2000. – 239 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: