Как показала практика, основания из битумоминеральных смесей в сочетании с асфальтобетонными покрытиями обладают устойчивостью и долговечностью. Материалы конструктивных слоев, обладая одинаковыми свойствами и структурой, в уплотненном состоянии создают однородный монолит, в котором не образуются трещины (как, например, в асфальтобетонном покрытии на бетонном основании). Конструкция дорожной одежды: песчаный подстилающий слой, технический слой из щебня, гравия толщиной h =12 – 15 см, затем – битумо-минеральная смесь: мелкозернистая – толщиной до 5 см, крупнозернистая – до 10 см. Укатка производится катками с гладкими вальцами.
Бетонные основания
На магистральных улицах с тяжелым троллейбусным и грузовым движением устраивают бетонные основания под асфальтобетонное покрытие. Это монолитная плита М 200, уложенная на подстилающий слой толщиной до 23 см. При линейном фронте работ укладку ведут с помощью комплекта бетоноукладочных машин: распределителя бетонной смеси и бетоноотделочной машины. Для ограничения бетонной полосы используют деревянные брусья.
Бетонную смесь уплотняют площадочными вибраторами, которые перемещают поперек бетонируемой полосы с перекрытием смежных полос на 5-10 см. Признак окончания уплотнения – появление цементного молока. Окончательное выравнивание и заглаживание производят виброрейками, перемещаемыми по брусьям. Для воспринятия температурных деформаций бетона в основаниях устраивают поперечные и продольные швы. Поперечные швы нарезают в затвердевшем бетоне через 15-20 м. Уход за бетоном заключается в создании теплой влажной среды в течение 12-15 суток. Современный и экономичный способ – нанесение тонкой пленки из битумной или полимерной эмульсии, создающей тепловлажностную среду в течение всего периода набора бетоном прочности. Исследования МИСИ показали, что через 14 дней можно укладывать, асфальтобетон и 7 дней ограничивать движение. В противном случае появляются волосяные трещины при укатке тяжелыми катками.