Криминолог США В. Реклесс сформулировал 4 основных аргумента в защиту смертной казни:
принцип талиона — соответствие вины преступлению
предупреждение
Искупление
защита интересов сообщества
Криминолог США В. Сазерленд сформулировал 5 причин:
предупреждение преступности
экономическая
замена суду Линча
освобождение сообщества от «дефектных» личностей
надежнее, чем пожизненное заключение (отсутствие амнистии)
Гуманность как аргумент в защиту смертной казни приводил Черчиль в 1940-х годах. Пожизненное заключение, по его словам, «обрекает на долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать благо».
Экономическая несправедливость пожизненного заключения
Во многих странах пожизненное заключение введено как высшая мера наказания и альтернатива смертной казни. Преступник содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных налогоплательщиков. Трагизм этой ситуации заключается в том, что среди таких налогоплательщиков неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека.
|
|
Смертная казнь как моральный довод
Сторонники этой точки зрения приводят следующие рассуждения в свою поддержку: людей, осуждённых на пожизненное заключение, не выводят ни на какие работы, а пожизненно содержат за счёт налогов, которые платят другие члены общества, в том числе и родственники убитых преступниками людей. И как ни мала сумма, уходящая на их содержание, сколь ничтожной она ни становится в пересчёте на каждого жителя страны, всё равно моральная проблема налицо.
Право на месть
Как противниками, так и сторонниками смертной казни при обсуждении её целесообразности учитывается только личность приговоренного и очень редко упоминаются права жертв. Сторонники смертной казни рассматривают ее в первую очередь как исполнение права на месть.
Смертная казнь как разновидность социальной защиты
Основное оправдание смертной казни в период правления И. В. Сталина в СССР. Смертная казнь рассматривалась юридически, прежде всего как форма защиты общества от антисоциальных элементов. (Высшая форма социальной защиты.)