Смертная казнь. История вопроса

Смертная казнь - высшая, исключительная мера наказания.
Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и целый ряд других сферы общественной жизни. Из всего комплекса вышеперечисленных аспектов особую актуальность приобретает политико-правовой аспект.

Исторический подход к вопросу о смертной казни свидетельствует, что этот вид уголовного наказания на ранних стадиях зарождения государственности применялся практически во всех европейских государствах, Америке и странах востока. Несмотря на различия ранних и поздних правовых государственных систем способы применения наказания в виде смертной казни были практически однотипны (повешение, распятие, четвертование, колесование, впоследствии расстрел и т.д.).

Обязанность по исполнению наказания могли возлагаться на самостоятельные структуры, либо на судебные органы. Так, например 24 сентября 1789 года в Америке была создана Служба федеральных маршалов (англ. United States Marshals Service) — подразделение Министерства юстиции Америки и старейшее федеральное государственное правоохранительное агентство. С момента создания службы (18-19 в.) её помощники не только выносили приговоры в виде смертной казни преступникам, но и приводили эти приговоры в исполнение[253]. Применение смертной казни в США избирательно до настоящего времени признаётся целесообразной.

Относительно отечественной истории следует отметить, что применение смертной казни в Древнерусском государстве во многом связано с введением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988г.) и организацией церкви, призванной выполнять важные для государства идеологическую и морально-этическую функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, насколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.
Отношение церкви к смертной казни имело двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничение и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой - она сама становилась инициатором введения радикальных карательных мер в древнерусском государстве.
Церковь стремилась изменить языческие обычаи, особенно обычай кровной мести, посредством проповеди. Русская Кормчая указывает на то, что в Древней Руси церковь пользовалась правом убежища, а если кто «покупается нужею отъ извести прибегшаго, кто, либо будеть, таковъ же да прииметь сто сорокъ ранъ, и тогда, яко подобаетъ, да испытается обида прибегшаго»[254].
Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости рода был основан на праве силы.
Правовое закрепление возможность применения смертной казни нашло в уставной Двинской грамоте 1397 года. В статье пятой Грамоты было указано: «а уличать (татя) в третьи, ино повесити»[255].

Вместе с тем, на практике лишение жизни, как вид общественной расправы над преступниками, появилось раньше (это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало отплаты кровью за кровь, смертью за смерть; к этому же приводило и влияние византийского права, допускавшего смертную казнь в широких размерах).
В дальнейшем в судебниках число случаев применения смертной казни значительно увеличилось. Но наибольший объем применения смертная казнь получает в семнадцатом и в первой половине восемнадцатого веков. В Уложении царя Алексея Михайловича число случаев, обложенных смертной казнью доходило до пятидесяти четырех, а по исчислению профессора Сергиевского - до шестидесяти случаев. В Воинском уставе Петра Великого смертной казнью угрожается в двухстах артикулах[256].

После стрелецких бунтов при Петре Великом казненных считали не десятками, а сотнями. В законодательных памятниках семнадцатого века смертная казнь являлась в двух видах: простая и квалифицированная. В Уложении 1649 года упоминается только один вид простой смертной казни - повешение. На практике же столь же часто употреблялось и обезглавливание, а где приходилось казнить сравнительно большое число преступников - и утопление. В Воинском уставе Петра Великого к этим наказаниям добавился и расстрел. Что касается квалифицированной смертной казни, то она применялась в трех видах:

1) сожжение (назначавшееся за богохулие, отвлечение от православия и поджог);
2) залитие горла расплавленным металлом, оловом или свинцом (назначавшееся воровским золотых и серебряных дел мастерам);
3) окопание живою в землю (назначавшееся женам за убийства мужей).
Кроме того, употреблялось четвертование, посажение на кол, колесование и др. виды, назначавшиеся как в особых, так и чрезвычайных случаях (причем, число видов смертной казни в России историки и исследователи насчитывают более двадцати).
Вопрос о применении смертной казни то возникал, то исчезал из поля зрения законодателя и, по сути дела, его острота находилась в прямой зависимости от нравственного состояния общества. Так, например, в период царствования императрицы Елизаветы смертная казнь была заменена на биение плетьми, а также физические увечья (отсечение руки, вырывание ноздрей) и ссылку на рудокопные работы.

В период царствования Екатерины Второй (Наказ) по отношению к общим преступлениям смертная казнь признавалась отмененной. По отношению к общегосударственным преступлениям императрица Екатерина не признавала возможным признать смертную казнь отмененной[257].

В период царствования императора Павла первого отмена смертной казни была выборочной и распространялась лишь на те губернии, которым было предоставлено право иметь суд и расправу на основании их древних прав и привилегий.

В царствование Александра 1-го отмена смертной казни была распространена на присоединенные к России территории: в 1801г. - Грузию, в 1804г. - Мингрелию и в 1811г. - Гурию. В 1826 году манифестом 21 апреля была отмена смертная казнь за общие преступления в Финляндии.

В 19-м веке вопросы смертной казни и её целесообразности активно обсуждались в трудах русских учёных криминалистов. Так, наказание, по мнению В.Д. Спасовича, необходимо само по себе; основная его идея - возмездие. Со смертной казнью должно "обходиться осторожно", но доколе она нужна, "дотоле ни справедливость, ни целесообразность ее не может быть оспорена"[258].

В шестидесятых же годах появились первые научные труды: Н.А. Неклюдова "Уголовно-статистические этюды"; перевод учебника Бернера, с примечаниями и дополнениями (1865); Н.С. Таганцева - "О повторении преступлений" (1867); А. Кистяковского "Исследование о смертной казни" (1867); Лохвицкого - "Курс русского уголовного права" (1867); два исследования о покушении, Лякуба (1866) и Орлова (1868).

При издании в период правления Николая Первого Карантинного устава смертная казнь была определена лишь за ряд преступлений, учиненных во время чумы.

По Уложению 1845 года смертная казнь назначалась за государственные преступления.

Как показывает история, отмена смертной казни в русском уголовном праве была фиктивной в силу того обстоятельства, что существовали жестокие телесные наказания, нередко имевшие своим результатом смерть наказуемого. Таким образом, можно сделать вывод, что был отменен легкий вид смертной казни, состоящий в повешении или обезглавливании, а самый тяжкий засечение - оставлен.
Относительно применения смертной казни в советский период необходимо отметить, что законодатель рассматривал смертную казнь как временную меру наказания. В этом соответствии, декретом № 2 Всероссийского съезда советов от 26.10.1917 г. смертная казнь отменялась. Однако уже в октябре 1918 года она была восстановлена вновь[259].
Такая позиция законодателя советского периода во многом предопределялась взглядами вождя революции В.И. Ленина, который подчеркивал: «…. Ни одно революционное правительство без смертной казни не обойдется и весь вопрос только в том, против какого класса направляется данным правительством оружие смертной казни»[260]. Государственная политика того времени достаточно сурово карала любой отход от революционной идеи в какой бы то не было форме [261].

17 января 1920г. постановлением ВЦИК и СНК смертная казнь была отменена. В том же году, декретом ВЦИК от 11 мая применение расстрела было разрешено.

Вместе с тем, В 20-е - 40-е годы ХХ века смертная казнь проявляет себя в новом и несколько ином качестве. Такое правовое явление объясняется следующими обстоятельствами:

1) существовал весьма расплывчатый и достаточно широкий круг наказуемых ей деяний, наказываемых высшей мерой наказания (государственные, воинские преступления), что нехарактерно для современного понимания смертной казни;

2) увеличился масштаб применения смертной казни;

3) функции по назначению смертной казни получили несудебные и чрезвычайные государственные органы и целые структуры.
Уголовный кодекс РСФСР 1922г. предусматривал применение смертной казни в качестве исключительной меры охраны государства трудящихся.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года почти наполовину сократил число преступлений, за совершение которых предусматривалась смертная казнь[262].
Манифестом ЦИК (Центральный исполнительный комитет) Союза ССР от 15.10.1027 г. смертная казнь была отменена, кроме дел по воинским, государственным преступлениям и разбою.

26 мая 1947г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» она была исключена из системы наказания.

Статья 22 Основ 1958года (ст. 23 УК РСФСР) вновь допускала применение смертной казни за государственные преступления.

Смертная казнь, как вид уголовного наказания и в силу своей радикальной природы, имела самостоятельное (отдельное от других видов наказания) правовое закрепление и в УК РСФСР 1960г. (ст. 23).

5 мая 1961 года был принят указ Президиумом Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», в соответствии, с которым применение смертной казни было расширено.
Несмотря на возможность применения смертной казни и её реальное применение в отношении взрослых преступников в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года в отношении несовершеннолетних такая мера не применялась. Вместе с тем, как свидетельствует история уголовно-правовой политики, из общих запретительных уголовно-правовых установок на применение смертной казни в отношении несовершеннолетних делались отдельные исключения, обличённые в форму отдельных волевых актов руководящих органов[263].

В целом же во второй половине двадцатого века наблюдалась тенденция, направленная на постепенное сокращение применения смертной казни. Так, законом от 5 декабря 1991 года смертная казнь, как вид уголовного наказания, была исключена из санкций некоторых составов преступлений (хищение в особо крупных размерах, нарушение правил о валютных операциях, взяточничество).

В 1994 году отменена смертная казнь и за фальшивомонетничество и ряд других преступлений.
Уголовным кодексом Российской Федерации 1997 года число преступлений, наказуемых смертной казнью, было сокращено с 27 до 5.

В настоящее время применение смертной казни является проблемой мирового масштаба. Только с 1989 года по 1995 год высшую меру наказания отменили двадцать пять стран, и к концу 1995 года она была полностью отменена в семидесяти двух странах, в тридцати странах отменена фактически. Сохранили смертную казнь девяносто стран мира[264].

Лидерство по применению высшей меры наказания принадлежит Китаю, где по разным данным ежегодно казнят от трех с половиной до десяти тысяч осужденных. На долю Китая, как показывает статистика, приходится семьдесят процентов всех казненных в мире[265].

§ 2. Применение смертной казни в России


Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает: «Каждый имеет право на жизнь (п.1 ст. 20 Конституции). Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Практика вынесения российскими судами смертных приговоров на протяжении последних лет имела устойчивую тенденцию к сокращению. В начале 60-х годов к смертной казни приговаривались тысячи осужденных. Так, В 1961 году к смертной казни было приговорено 2159 человек, в 1981 году - 415, в 1985 году - 407, в 1989 - 100, в 1992 году - 159, в 1993 году - 157, в 1994 году - 160, в 1995 году - 141. В первой половине 1996г. в России приведено в исполнение 53 смертных приговора.

В начале 90-х годов широкое распространение получил институт помилования осужденных к высшей мере наказания. Так, в 1993 году было помиловано 149 человек, в 1994 году - 134 человека, в 1995 году - 5 человек.
Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

В связи с вступлением России в Совет Европы страна взяла на себя обязательство об отмене в течение трех лет смертной казни. Во исполнение этого обязательства, Президент РФ 16.05.1996 г. издал Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. Смертная казнь по действующему уголовному законодательству, исходя из принципа гуманизма, не применяется в отношении мужчин старше 65 лет, женщин и несовершеннолетних.

Определяя конституционность принятого главой государства решения, 2.02.1999 г. Конституционный суд РФ своим решением признал ст. 59 УК РФ несоответствующей ст. 20 Конституции РФ. Статья 20 Конституции РФ устанавливает, что смертная казнь «впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей». Поскольку в стране пока еще не гарантируется рассмотрение в суде присяжных всех уголовных дел о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь (суды присяжных заседателей созданы не во всех субъектах РФ), суды прекратили выносить смертные приговоры.

Действующее уголовное законодательство предусматривает смертную казнь за совершение следующих преступлений:

1) квалифицированное, умышленное убийство (ч 2 ст. 105);

2) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);

3) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295);

4) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);

5) геноцид (ст. 357 УК РФ.).

Вместе с тем, смертная казнь, как вид уголовного наказания, сохраняется законодателем в системе наказаний (ст. 44 УК РФ). Представляется, что такое присутствие в действующей системе уголовных наказаний может быть продиктовано следующими причинами:

1) установление запрета на смертную казнь на законодательном уровне требует внесения изменений и в Конституции Российской Федерации. В силу важности вопроса такая корректировка Основного закона возможна лишь при согласии большинства населения страны, полученного в результате референдума;

2) не исключается возврат к применению смертной казни в силу дальнейшего обострения криминальной ситуации в стране. В том случае, если не удастся стабилизировать уровень преступности с применением мер социально-экономического характера, то возможен вариант возврата к исполнению смертной казни. Такая «реанимация» смертной казни может иметь вынужденный, возможно временный, характер и может рассматриваться в качестве необходимой, радикальной и защитной правовая мера, применяемой в целях обеспечения безопасности государства и граждан.

Вопросам исполнения наказания в виде смертной казни посвящен раздел седьмой, носящий аналогичное наименование.

Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни (ст. 184 УИК РФ) предполагают особые условия содержания осужденного. Такой осужденный должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию.

При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

Закон оставляет осуждённому право выбора обжалования приговора суда, либо отказа от своего права. В случае отказа осуждённого от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет соответствующий акт. Документ удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения главой государства. Таким образом, выстраивается контрольная цепочка государственных структур, основной обязанностью которых является устранение возможной судебной ошибки.

Основаниями для исполнения приговора в виде смертной казни являются:

1) вступивший в законную силу приговор суда;

2) решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании.

Особое правовое положение осужденного к смертной казни (ст. 185 УИК РФ) выражено тем, что после вступления приговора суда в законную силу он вправе в установленном законом порядке обратиться с ходатайством о помиловании. Кроме того, осужденный к наказанию в виде смертной казни имеет право:

1) оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения;

2) получать необходимую медицинскую помощь;

3) получать юридическую помощь и иметь свидания без ограничения их продолжительности и количества с адвокатами и иными лицами, наделёнными правом оказывать юридическую помощь;

4) получать и отправлять письма без ограничения;

5) иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками;

6) иметь свидания со священнослужителями;

7) пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью тридцать минут;

8) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме.

Осужденные к смертной казни, в отношении которых приговор вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен, либо ходатайство которых о помиловании удовлетворено, до направления в исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания содержатся в условиях, предусмотренных ст. 127 УИК РФ.

Осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство и помиловании отклонено или принято решение о неприменении помилования, до направления в соответствующее учреждение для исполнения приговора содержатся в условиях, предусмотренных ч. 5 ст. 131 УИК РФ.

После тщательного изучения всех материалов, являющихся основанием для применения смертной казни, законности исполнения процедуры возможного обжалования, прокурор дает указание о доставке осужденного к смертной казни в камеру для расстрела. После доставки осужденного происходит ознакомление и сверка данных по его личному делу. По результатам проверки составляется соответствующий акт. После указанной процедуры прокурор объявляет Указ Президента РФ об отклонении ходатайства о помиловании либо об отсутствии оснований для применения помилования и дается указание о приведении приговора в исполнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: