Е Издание. Cognitive psychology

Robert L.Solso

COGNITIVE PSYCHOLOGY

Th edition

ALLYN AND BACON

Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore

Роберт Солсо

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

е издание

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

ББК УДК С60

88.351 159.928.235

С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-182-4

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

ББК 88.351 УДК 159.928.235

©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4


Оглавление

Предисловие..............................................................14

Студенту............................................................... 14

Преподавателю......................................................... 15

Глава 1. Введение в когнитивную психологию............................. 19

Что такое когнитивная психология?.....................................20

Модель обработки информации.........................................23

Сфера когнитивной психологии.........................................24

Когнитивная нейронаука............................................24

Восприятие......................................................... 25

Распознавание паттернов............................................26

Внимание........................................................... 26

Сознание........................................................26

Память..............................................................21

Репрезентация знаний..................................................28

Воображение........................................................28

Язык................................................................29

Психология развития................................................29

Мышление и формирование понятий...............................30

Человеческий и искусственный интеллект...........................30

Краткая история когнитивной психологии..............................31

Первые представления о мышлении..................................31

Познание в эпоху Возрождения и после нее..........................32

Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34

Когнитивная психология сегодня....................................37

Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39

Когнитивные модели................................................41

Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43

Когнитивная наука.................................................45

Нейронаука и когнитивная психология..............................45

Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология.............48

Эволюционная когнитивная психология.............................49

Резюме.................................................................51

Рекомендуемая литература.............................................52

Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53

Исследование и картирование мозга....................................54

XXI век — наука о мозге................................................54

Проблема психики и тела...............................................55

Когнитивная нейронаука...............................................57

Когнитивная психология и нейронаука...............................58

Нервная система.......................................................59

Нейрон..............................................................61

Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64

Анатомия головного мозга........................................... 66

Современные методы нейрофизиологии.................................74

Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография..... 74

Компьютерная аксиальная томография...............................75

Позитронно-эмиссионная томография...............................77

История о двух полушариях............................................82

Когнитивная психология и науки о мозге.............................91

Резюме.................................................................91

Рекомендуемая литература.............................................92

Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93

Вычислительный мозг..................................................94

Ощущение и восприятие................................................95

Иллюзии............................................................ 96

Предшествующее знание.............................................96

Сенсорная предрасположенность мозга..............................98

Объем восприятия.....................................................100

Иконическое хранение.................................................102

Влияние задержки подсказки.......................................104

Эхоическое хранение..................................................104

Функции сенсорных хранилищ........................................106

Внимание.......................... 107

Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111

Слуховые сигналы....................................................111

Модели избирательного внимания —.................................113

Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113

Модель делителя (Трейсман).......................................117

Зрительное внимание............................................. 120

Автоматическая обработка............................................. 122

Нейрокогнитология внимания.........................................125

Внимание и человеческий мозг......................................125

Внимание и ПЭТ...................................................126

Резюме................................................................127

Рекомендуемая литература............................................129

Глава 4. Распознавание паттернов........................................130

Теории восприятия....................................................132

Распознавание зрительных паттернов..................................134

Зрение.............................................................135

Субъективная организация.........................................136

Теория гештальта......................................................138

Канонические перспективы............................................141

Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз». 144

Сравнение с эталоном.................................................145

Теория геонов......................................................148

Метод предварительной подготовки ................................. 150

Подетальный анализ...................................................152

Движения глаз и восприятие паттерна..............................155

Прототипное сравнение........___....................................155

Абстрагирование зрительной информации..........................156

Псевдопамять......................................................158

Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков.... 160

Восприятие формы: интегрированный подход..........................161

Распознавание паттернов экспертами..................................162

Распознавание образов в шахматах...................................162

Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165

Резюме......166

Рекомендуемая литература............................................167

Глава 5. Сознание.......................................................168

История изучения сознания.....................169

Когнитивная психология и сознание...................................171

Эксплицитная и имплицитная память............................... 173

Исследования с подготавливающими стимулами....................174

Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия....................178

Сознание как научный конструкт......................................181

Ограниченная пропускная способность.............................183

Метафора новизны.................................................184

Метафора прожектора..............................................184

Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185

Современные теории сознания..................................... 187

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера.. 187

Теория общего рабочего пространства Баарса...................188

Функции сознания....................................................192

Резюме.................................................................193

Рекомендуемая литература............................................194

Глава 6. Мнемоника и эксперты..........................................195

Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты.....196

Мнемонические системы..............................................197

Метод размещения.................................................198

Система «слов-вешалок»...........................................199

Метод ключевых слов..............................................201

Организующие схемы..............................................203

Воспроизведение имен..........................................205

Воспроизведение слов..........................................206

Выдающиеся мнемонисты.............................................208

Ш.:Лурия..........................................................208

V. Р.: Хант и Лав....................................................211

Другие примеры....................................................213

Оглавление

Эксперты и мастерство................................................ 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Чаленко.................................................216

Структура знания и мастерство.....................................220

Теоретический анализ мастерства...................................221

Резюме...........:....................................................222

Рекомендуемая литература............................................223

Глава 7. Память: структуры и процессы..............................224

Кратковременная память..............................................225

Нейрокогнитология и КВП.........................................227

Рабочая память.....................................................229

Объем КВП.........................................................231

Кодирование информации в КВП...................................233

Воспроизведение информации из КВП..............................241

Долговременная память...............................................243

Нейрокогнитология и ДВП.........................................243

ДВП: структура и хранение.........................................245

Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249

Автобиографические воспоминания.................................254

Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257

Резюме................................................................ 260

Рекомендуемая литература.................:..........................261

Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология............................262

Первые исследования..................................................263

Нейрокогнитология памяти............................................267

Два хранилища памяти................................................269

Место памяти в процессе познания.....................................272

Модели памяти........................................................ 273

Модель Во и Нормана..............................................273

Модель Аткинсона и Шифрина.....................................275

Уровень воспроизведения (УВ).....................................277

Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285

Коннекционистская (PDP)модель памяти: Румельхарт и

Мак-Клелланд..................................................288

Резюме..............................................................293

Рекомендуемая литература.............................................294

Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296

Семантическая организация...........................................298

Ассоцианистский подход..............................................299

Организующие переменные: Бауэр..................................299

Оглавление 9

Когнитивные модели семантической памяти...........................301

Теоретико-множественные модели..................................301

Модель сравнительных семантических признаков...................302

Сетевые модели....................................................305

Пропозициональные сети...........................................309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316

Поиск неуловимой энграммы.......................................316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают...........317

Знание «что» и знание «как»........................................319

Таксономия структуры памяти......................................319

Память: консолидация.................................................321

Коннекционизм и репрезентация знаний...............................322

Резюме................................................................325

Рекомендуемая литература............................................326

Глава 10. Мысленные образы.............................................327

Исторический обзор...................................................328

Образы и когнитивная психология.....................................329

Гипотеза двойного кодирования....................................332

Концептуально-пропозициональная гипотеза.......................333

Гипотеза функциональной эквивалентности.........................334

Нейрокогнитивные данные............................................339

Когнитивные карты...................................................345

Мысленные карты: где я?...........................................348

Синестезия: звучание цвета............................................350

Резюме................................................................354

Рекомендуемая литература............................................355

Глава 11. Язык (I): структура и абстракции..............................356

Язык: познание и нейронаука..........................................357

Лингвистика..........................................................360

Лингвистическая иерархия.........................................360

Фонемы............................................................361

Морфемы..........................................................362

Синтаксис..........................................................364

Теория грамматики Хомского..........................................364

Трансформационная грамматика....................................365

Психолингвистические аспекты........................................368

Врожденные способности и влияние окружения.....................368

Гипотеза лингвистической относительности.........................368

Когнитивная психология и язык: абстрагирование лингвистических идей....................371

«Война призраков»: Бартлетт.......................................371

«Муравьи ели желе»: Брансфорд и Франкс..........................374

Знание и понимание...................................................377

«Мыльная опера», «воры» и «полиция».............................378

Кинч и ван Дейк: «Копы и штрафные квитанции»...................381

Модель понимания: Кинч..............................................382

Пропозициональная репрезентация текста и чтения.................384

Язык и нейронаука....................................................386

Резюме................................................................389

Рекомендуемая литература............................................390

Глава 12. Язык (II): слова и чтение.......................................392

Объем восприятия.....................................................395

Обработка текста: регистрация движений глаз.......................399

Лексические задачи....................................................405

Опознание слов: когнитивно-анатомический подход....................409

Понимание............................................................412

Резюме................................................................418

Рекомендуемая литература............................................419

Глава 13. Когнитивное развитие..........................................420

Онтогенетическое развитие............................................421

Психология развития...............................................422

Нейрокогнитивное развитие........................................422

Сравнительное развитие............................................423

Когнитивное развитие..............................................423

Психология развития..................................................423

Ассимиляция и аккомодация: Пиаже................................424

Разум в обществе: Выготский.......................................431

Выготский и Пиаже................................................432

Нейрокогнитивное развитие...........................................435

Развитие нервной системы в раннем возрасте.......................435

Окружение и развитие нервной системы............................436

Исследования латерализации.......................................437

Когнитивное развитие.................................................438

Интеллект и способности...........................................439

Развитие навыков приобретения информации.......................441

Память.............................................................446

Познание «высшего порядка» у детей...............................450

Формирование прототипа у детей...................................454

Резюме................................................................456

Рекомендуемая литература............................................458


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: