Пути совершенствования политики государства в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

Анализ международных и российских законодательных актов позволяет наметить некоторые направления совершенствования государственной пошлины в отношении детей с ОВ.

Одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в отношении семей, имеющей ребенка с ОВ, является социальная реабилитация, коренными проблемами которой можно назвать компенсацию нарушенных функций, коррекцию поведения, оптимизацию эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидацию педагогической запущенности.

Необходимо принимать меры, направленные на приспособление существующей социальной системы и той среды, в которой она функционирует, к нуждам и потребностям людей, в том числе детей с ОВ, в формировании реальной практики интеграции их в эту среду, включая различные формы интегрированного воспитания и обучения, не только способствующие их идентификации со всеми людьми, но и изменяющие социальный прогресс и содержание общественного мнения в пользу инвалидов, через организацию их культурной и досуговой деятельности для раскрытия творческого потенциала, через подготовку целого ряда специалистов‑профессионалов (а не только врачей), которые будут работать с инвалидами в условиях общеобразовательных и специализированных учебных заведений.

Образование инвалидов должно являться неотъемлемой частью системы общего образования, а вопросы, связанные с их образованием, – составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.

Детям с ОВ и их семьям следует на всех этапах предоставлять доступ ко всей информации, касающейся диагноза, прав и имеющихся услуг и программ. Такую информацию необходимо предоставлять в форме, доступной лицам с ОВ. Должны применяться шрифт Брайля, фонографические записи, крупные шрифты и другие соответствующие технологии, с тем чтобы лица с дефектами зрения имели доступ к письменной информации и документации. Точно так же нужно применять соответствующие технологии для обеспечения доступа к звуковой информации лиц с дефектами слуха или трудностями понимания. Следует позаботиться о том, чтобы язык жестов применялся для обучения глухих детей в их семьях и общинах.

Лицам с ОВ необходимо обеспечивать возможность проживания совместно со своими семьями. Государству следует содействовать тому, чтобы консультационные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи с детьми с ОВ должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за детьми с ОВ. Важно устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих обеспечить уход или усыновить ребенка с ОВ.

Необходимо предоставлять возможность детям с ОВ использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества. Примерами такой деятельности являются занятия хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием. Особое внимание следует обратить на такие традиционные и современные виды искусства, как кукольные постановки, публичное чтение стихов и прозаических произведений.

Следует содействовать доступности для инвалидов таких культурно‑просветительных учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки. Важно разработать и применять специальные технические средства в целях расширения доступа лиц с ОВ к литературным произведениям, фильмам и театральным постановкам.

Наконец, необходимо предоставлять этим детям равные возможности для отдыха и занятий спортом, гостиницы, пляжи, спортивные арены, спортивные залы и т. д. Следует расширять возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. Важно поддерживать их участие в национальных и международных соревнованиях.

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 с целью улучшения положения детей была принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. В рамках этой программы для комплексного решения проблемы улучшения положения детей с ограниченными возможностями была принята соответствующая подпрограмма. Для ее реализации выделяются 8433,37 млн рублей.

Подпрограмма «Дети‑инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг

Цель подпрограммы: комплексное решение проблем детей‑инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.

Основные мероприятия подпрограммы:

• развитие сети специализированных учреждений для детей‑инвалидов, оснащение их современным реабилитационным оборудованием и обеспечение автотранспортом;

• создание условий для профессионального обучения детей‑инвалидов и получения ими трудовых навыков;

• обеспечение детей‑инвалидов современными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

• осуществление научно‑исследовательских и опытно‑экспериментальных работ, в том числе опытно‑экспериментальных (пилотных) проектов по приоритетным вопросам социальной защиты детей‑инвалидов;

• проведение всероссийских и региональных фестивалей, спартакиад и других мероприятий для детей‑инвалидов.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

• обеспечение защиты прав и законных интересов детей‑инвалидов;

• улучшение социального положения детей‑инвалидов;

• внедрение новых реабилитационных технологий и обеспечение детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами реабилитации, в том числе более 10 тыс. слепых и слабовидящих и 25 тыс. глухих и слабослышащих детей – индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей‑инвалидов – ортезными изделиями и более 8 тыс. детей, страдающих сахарным диабетом, – глюкометрами;

• увеличение количества детских реабилитационных центров до 350, укрепление их материально‑технической базы, доведение численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек ежегодно;

• обеспечение доступности образования, спорта и культуры для детей‑инвалидов;

• совершенствование координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по предоставлению детям‑инвалидам социальных услуг;

• повышение квалификации около 25 тыс. специалистов, работающих с детьми‑инвалидами в специализированных учреждениях, в том числе обучение новейшим технологиям комплексной реабилитации детей‑инвалидов.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под государственной семейной политикой?

2. Назовите основные принципы семейной политики, провозглашенные ООН.

3. Каковы задачи семейной политики, сформулированные мировым сообществом?

4. Охарактеризуйте проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья.

5. Какое образование ребенок может получить в семье?

6. Укажите размер пособия по беременности и родам, устанавливаемый для различных категорий женщин.

7. Укажите размер единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка.

8. Какие категории детей обеспечиваются бесплатными лекарствами?

9. Укажите размер платы, взимаемой с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. 25 декабря 1993 г.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1 (с изм.) // ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе "Молодежь России"» (2001–2005) (с изм.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172.

4. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003–2006 гг.» // СЗ РФ. 2002. № 41. Ст. 3984.

5. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.

6. Салтанова СЛ., Чабан Ю. М., Филиппов С. Э. Законодательство по защите прав семьи. М. – СПб., 1998.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

8. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». ВВС РФ, 1992, № 19. Ст. 1044.

9. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 9‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 147.

12. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

13. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: