Что собой представляет сочинение на нравственно-этическую тему?
ЗаданиеС2.2.третьей части экзамена направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.
Подготовка к сочинению начинается уже на этапе выполнения тестовой части экзаменационной работы. Задания с выбором ответа А1-А3 выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы исходного текста, позиции автора или героя, связаны с умением находить в прочитанном тексте изученные средства выразительности. Отвечая на тестовые вопросы А1-А3, ученики осмысляют содержание всего текста. Основой текста является его содержательный анализ.
Чаще всего для толкования предлагается финал текста или предложения, близкие к нему. Выпускникам необходимо дать интерпретацию этого фрагмента: объяснить смысл фрагмента текста и обосновать (подтвердить) высказанное суждение с помощью двух аргументов, взятых из прочитанного текста. Примеры-аргументы подбираются не к интерпретируемой фразе, а к высказанному тезису об общем смысле анализируемого фрагмента.
|
|
Чтобы сформулировать общий смысл фрагмента составь цепочку: главный герой – главное событие – отношение героя к этому событию(его чувства, переживания, размышления, вызванные случившимся.)
Интерпретация фрагмента текста – выявление его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за рамки.
Памятка при работе выпускника над анализом текста
Читая текст в первый раз,
1) обращайте внимание на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;
2) ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;
3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;
4) спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы;
5) старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;
6) особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, «узловые» суждения автора;
7) обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст.