Общие замечания

«Речи Гримнира» имеются целиком в Codex Regius 2365 и также в Codex Arnamagnaeanus 748. Многие строфы приводятся в Снорровой Эдде, в том числе с изменениями перечень имен (49. 50. 54.) «Речи Гримнира» принадлежать к X веку; но к более позднему времени, чем «Прорицание Провидицы» и «Речи Вафтруднира».

Вся стихотворная часть произведения носит дидактический характер, не свойственный примитивному народному творчеству. Зато сказочный мотив, на котором построена фабула, бесспорно принадлежит этому творчеству, притом к древнейшим его образцам. И здесь, как в «Песни о Ѓимире», поэт более поздней эпохи использовал старые мифические темы. Результатом этого творческого приема являются иногда внутренние противоречия в содержании: наивный старый миф не оказывается на высоте тех мифологических воззрений, которые автор высказывает устами своих действующих лиц, в данном случае Одина. Несомненно, что тот Один, чей образ рисуется при чтении всех этих имен, перечисляемых Гримниром (Многомудрый, Высший, Повелитель Желаний, Вещий, Отец всего, Бог богов, и т. д.), — такой Один не мог стать жертвою столь первобытной хитрости и оказаться в таком беспомощном положении, — как повествует вступление.

Кроме того, в тексте имеются разновременные позднейшие вставки, увеличивающие неровность стиля и построения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: