В советской регионалистике по сравнению с западной региональной наукой недостаточный удельный вес составляли проблемы социальные, демографические, экологические, этнических отношений, развития инфраструктуры и сферы услуг, информационной среды, распространения инноваций. Все же в 1970 —1980-х гг. в структуре советской регионалистики постепенно накапливались позитивные изменения: значительно расширилось изучение социальных и экологических аспектов, а также экономических механизмов регионального развития и межрегиональных отношений.
Можно также констатировать существенные различия в подходах к построению теории и в назначении теории.
В отличие от традиций западных теорий размещения и пространственной организации хозяйства, отправными моментами которых являются абстрактные ситуации, простые математические модели, советская школа в большей степени ориентировалась на решении задач, поставленных практикой.
Безусловно, советская региональная школа была ориентирована на более масштабные проблемы, чем преобладающая часть ученых-регионалистов Запада, т.е. искали решения вопросов: где в интересах единого народнохозяйственного комплекса необходимо размещать новые производства, куда нужно перемещать население, Из этих качественных различий западных и советских теорий следует, что их сравнительную оценку нельзя проводить вне исторического контекста.
|
|
Современные направления развития теорий региональной экономики
К современным направлениям развития теоретических исследований относятся:
• новые парадигмы[2] и концепции[3] региона;
• размещение деятельности;
• пространственная организация экономики;
• межрегиональные взаимодействия.